Особенности реализации принципа наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель
Изучить принцип наглядности и требования к его реализации в процессе физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность принципов в физическом воспитании.
2. Рассмотреть особенности принципа наглядности в физическом воспитании.
Методы исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ..5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ.9
2.1. Сущность принципа наглядности…………………………………………...9
2.2. Реализация принципа наглядности в физическом воспитании…………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

Файлы: 1 файл

принцип наглядности.требования к его реализации в процессе физического воспитания.docx

— 81.68 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ  В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ..5

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ.9

2.1. Сущность принципа  наглядности…………………………………………...9

2.2. Реализация принципа  наглядности в физическом воспитании…………..13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая методика развития физических способностей должна предусматривать специфическую реализацию дидактических принципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физических нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономерностей реакции организма на предполагаемые нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие главным образом закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени, принципы развития физических способностей. Одно из важных мест принадлежит принципу наглядности.

Наглядность – неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности: ни совершенствование  двигательных навыков, ни развитие физических  способностей вообще немыслимы без  постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. Это способствует наиболее тонким и  в то же время обобщенным восприятиям, необходимым для совершенного управления движениями.

Актуальность

Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие  реализации принципов обучения и  воспитания. Широкое использование  различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает  понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных  знаний, умений и навыков. Наглядность  – неотъемлемое условие совершенствования  двигательной деятельности: ни совершенствование  двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимы без  постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления.

Цель 

Изучить принцип наглядности и требования к его реализации в процессе физического воспитания.

Задачи  исследования:

1. Изучить сущность принципов  в физическом воспитании.

2. Рассмотреть особенности  принципа наглядности в физическом воспитании.

Методы  исследования

Анализ научно-методической литературы

Структура и объем курсовой работы

Курсовая работа состоит  из введения, 2-х глав, заключения. Объем курсовой работы составляет 22 печатные страницы, 18 использованных источников научно-методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

 

Под "принципами" (от лат. principium - основа) в теории физического воспитания понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности [8].

Их реализация в организации  учебно-воспитательного процесса значительно повышает эффективность всех структурных компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта и физической рекреации).

Содержание принципов  определяет основные требования к построению, содержанию, методам и организации  процесса формирования физической культуры личности, регламентируя меру совместной деятельности педагога (субъекта педагогического  воздействия) и занимающегося (объекта  воздействия). Исторически они определились в сложноорганизованную систему  принципов путем накопления научных  знаний о взаимодействии социального  и природного в развитии ценностей  физической культуры, научно-педагогических и медико-биологических основ  формирования физической культуры общества и личности. Эмпирически в теории физической культуры сложились три  концептуальных подхода в определении  этой системы принципов.

Общепедагогический  подход предполагает в качестве методологической основы использовать классические закономерности обучения, сформулированные Я.А. Коменским в XVII ст. Поскольку их реализация нацелена, главным образом, на воспитание и обучение личности, то в педагогике эти принципы обозначают как дидактические — это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности. Они отражают общее состояние современной педагогической технологии и могут быть использованы в любом педагогическом процессе [12].

Второй подход, получивший название "редукционный", предусматривает обобщение фактов, получаемых в смежных областях научного знания при формировании системы унифицированных принципов в сфере физической культуры.

Изучение закономерностей  психофизической адаптации к  физическим нагрузкам позволяет  существенно расширить компоненты этой системы, которые отвечали бы специфике  деятельности индивида, особенностям его биологического развития при  выполнении физических нагрузок. Активные процессы трансформации содержания принципов через парадигму современных  естественнонаучных знаний осуществляется путем анализа предикативных (от лат. praedicatum — предмет суждения о субъекте) признаков. Однако проблема использования редукционного подхода обусловлена тем, что ограничение данного анализа рамками медико-биологических и биохимических областей научного знания не позволяет в полной мере учитывать личностные детерминанты объекта в процессе формирования его личной физической культуры. Поэтому наиболее продуктивным в процессе определения унифицированной системы принципов является интегративный подход, предусматривающий реализацию взаимосвязанных и оказывающих существенное влияние на эффективность управления в сфере физической культуры оптимального числа принципов. Он позволяет структурировать этот комплекс принципов, выделенных из ряда смежных педагогических дисциплин, и определить совокупность доминирующих признаков, указывающих на связь каждого принципа с основным предикатом педагогического воздействия. Как правило, с учетом наиболее характерных предикатов педагогического воздействия, в систему интегрируется ряд принципов как из общих, так и частных педагогических дисциплин.

В соответствии с отмеченными  методологическими подходами в  процессе формирования унифицированной системы педагогических принципов Л.П. Матвеев  выделяет ее трехмодульную структуру [6].

Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генеральное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физической культуры совокупность предикативных признаков интегрирует в систему принципов оздоровительной направленности воспитательного процесса, гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравственным и эстетическим развитием индивида), принципы целевой подготовки к трудовой и оборонной деятельности [9].

Вторая группа так называемых методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обучения, развития физических качеств и общедидактических принципов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются применительно к специфике педагогического процесса в сфере физической культуры. Они детерминируют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процессов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой группы принципов определяет совокупность неразрывно связанных принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Третья группа принципов отражает специфические закономерности построения учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы предусматривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия. Реализация требований этой группы принципов в практике предусматривает учет закономерностей биологического развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, неравномерность темпов развития физических качеств и т.д.), а также генетически обусловленную способность индивида к саморегуляции и самоуправлению.

Рисунок 1. Система принципов [17]

 

Таким образом, в системе  физического воспитания используются в качестве руководящих положений  общесоциальные, общеметодические и специфические принципы: принципы, выражающие специфические закономерности занятий физическими упражнениями и принципы развития физических способностей.

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

 

2.1. Сущность принципа наглядности

 

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности  выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий  на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. По мнению некоторых  специалистов, если, например, орган  слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган  осязания за ту же единицу времени  пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек  получает с помощью зрения [12].

Таким образом, отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставят на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха [6, 9].

Применение наглядных  и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них  способность увязывать теорию с  практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает  внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его  более доступным.

Наглядность, используемая в процессе изучения различных учебных  дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает  процесс обучения как таковой, безотносительно  к какому-либо учебному предмету, поэтому  она изучает наиболее общие виды наглядности:

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся  естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в  действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности  является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности  является практический показ обучающим  тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются  еще одним своеобразным видом, это  так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как  бы осуществляется опора на прежний  опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится  изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные  виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

Реализуется принцип наглядности  посредством следующих правил обучения:

  1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
  2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
  3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
  4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т.п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
  5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

Информация о работе Особенности реализации принципа наглядности