Особенности реализации принципа наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель
Изучить принцип наглядности и требования к его реализации в процессе физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность принципов в физическом воспитании.
2. Рассмотреть особенности принципа наглядности в физическом воспитании.
Методы исследования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ..5

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ.9
2.1. Сущность принципа наглядности…………………………………………...9
2.2. Реализация принципа наглядности в физическом воспитании…………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

Файлы: 1 файл

принцип наглядности.требования к его реализации в процессе физического воспитания.docx

— 81.68 Кб (Скачать файл)

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой  особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности  воспринимается педагогами как необходимость  непосредственных наблюдений учащимися  за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении  вопросов и стремлении учащихся найти  на них ответы.

Существуют разные способы  сочетания слова и наглядности. Наиболее типичными из них являются:

  • при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
  • при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так  как он ориентируется на активизацию  деятельности учащихся, но чаще всего  используется именно первый. Это объясняется  тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя  и требует меньшего времени при  подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность  может быть использована с целью  обогащения чувственного опыта учащихся. В этих случаях она должна быть как можно ярче и красочнее, например, при изучении истории, литературы и  т.п.

С другой стороны, наглядность  может использоваться лишь для разъяснения  сущности явления. Когда младших  школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми  корабликами или самолетами, здесь  необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к  количеству предметов, не к счету, а  к самолетикам, к самой картинке.

 

 

2.2. Реализация принципа наглядности в физическом воспитании

 

Принцип наглядности обязывает  строить процесс физического  воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность  в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как  зрительная, звуковая и двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями. Зрительная наглядность ценна и при совершенствовании спортивно-технического мастерства для тончайшей дифференцировки движений.

Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Следует отметить, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и  представление, а через слуховую систему — только на уровне представления. Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в  зрительной. Если же оба эти способа  передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Двигательная наглядность является наиболее специфичной для физического воспитания. Ее значение исключительно велико, особенно при освоении сложнейших движений, когда ведущим методом являются направляющая помощь и «проведение по движению».

Особенность двигательной наглядности  заключается в том, что она  наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.

Обеспечивая наглядность  в физическом воспитании, предусматривают  не только широкую опору на зрительно  воспринимаемую информацию, но и направленную активизацию всех органов чувств, поставляющих в комплексе богатую  чувственную информацию о реальных условиях и параметрах двигательной деятельности. Особое значение в реализации принципа наглядности имеет адекватное использование средств и методов  наглядного воздействия применительно  к закономерностям начального и  углубленного разучивания двигательных действий, оптимальное сочетание  комплексного и избирательного воздействия  на функции анализаторов движения.

Предусматривается также  сочетание непосредственной и опосредствованной  наглядности в системе мер, обеспечивающих совершенствование двигательной деятельности. Чем полнее чувственный образ  вновь разучиваемого двигательного  действия, тем благоприятнее предпосылки  к его формированию, к становлению  нового двигательного умения. Создавая эти предпосылки в начале разучивания  действия, приходится преодолевать известную  методическую трудность: чтобы по-настоящему «прочувствовать» координационную  структуру, кинематические и динамические параметры действия, его необходимо выполнить, но сделать это не позволяет  отсутствие или недостаточность  соответствующих ощущений. Обусловленное  этим объективное противоречие преодолевается двумя основными путями; во первых, путем соблюдения рациональной последовательности в обучении двигательным действиям, благодаря чему двигательный опыт, приобретаемый на предыдущих этапах, служит опорой в становлении новых двигательных действий, разучиваемых на следующих этапах; во вторых это имеет непосредственное отношение к рассматриваемому принципу, путем комплексного использования разнообразных демонстрационных средств и способов обеспечения наглядности (показ действия умеющим выполнять его, применение наглядных пособий, кино - и видеодемонстрационной техники и т. д.) в сочетании с имитационными и другими подводящими упражнениями.

Наряду с традиционными  общепедагогическими средствами и  методами обеспечения наглядности  в процессе разучивания и последующего совершенствования двигательных действий используют специализированные средства и способы направленного воздействия  на функции сенсорных систем, информирующих  выполняющего действие об условиях, параметрах, динамике и результатах его выполнения.

Важную роль в оптимизации  процесса становления и отлаживания действий играют как взаимосвязанные, так и дифференцированные воздействия на функции различных сенсорных систем, причем не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних, без которых невозможна саморегуляция движений (проприорецепторов мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата). Возможности эффективно осуществлять такие воздействия достаточно велики.

В современной методике физического  воспитания они довольно полно реализуются, в частности, благодаря применению технических средств сенсорного лидирования и срочной коррекции  движений по ходу их выполнения (света - и звуколидеров, помогающих соблюдать пространственные, временные, ритмические параметры движений; приборов, экстренно информирующих о соблюдении заданных параметров движений или отклонениях от них; и т. д.), а также различного рода тренажерных устройств, позволяющих «прочувствовать» движения в заданной форме на основе направленного формирования кинестетических ощущений.

Постановка и уяснение двигательных задач, решаемых в ходе физического воспитания, предполагают сочетанное использование факторов непосредственной и опосредствованной  наглядности. Факторами непосредственной наглядности здесь являются прямое восприятие натурального показа того, как выполняется разучиваемое двигательное действие, и чувственные образы —  отображения действия.

Возникающие в процессе и  в результате его выполнения; факторами  же опосредствованной наглядности  служат восприятия и представления, создаваемые демонстрацией наглядных пособий, кино- и видеомагнитофонной демонстрацией и тому подобными средствами формирования образа действия, а также образное слово. Понятно, что воздействия этих факторов наглядности не равнозначны и в то же время взаимосвязаны. И хотя первостепенную роль в формировании живого образа движений играет непосредственная наглядность, во многих ситуациях не менее существенное значение имеет опосредствованная наглядность, особенно при объяснении механизмов и деталей техники движений, с трудом поддающихся восприятию, смысловой основы и психомоторных установок к действию, вообще не наблюдаемых непосредственно. Ведущую роль в создании конкретных представлений об этом должно играть образное слово.

Комплексное использование  многообразных форм наглядности  вызывает, поддерживает и развивает  интерес к занятиям, облегчает  понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Принципы обучения - исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения.

При всем своеобразии подходов, возможных в различных случаях  воспитательной практики, принципы лишь тогда приводят к действительно  ценным результатам, когда согласуются (а не вступают в противоречие) с  объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов, формулируемых  на основе познания данных закономерностей, в том и состоит, что они  позволяют не блуждать на пути к  цели, преследуемой в воспитании, раскрывают логику решения детализирующих ее задач, очерчивают главные правила их реализации.

2. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное - создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность - это показ двигательного задания  самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно  дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными  выражениями.

Тренировочное задание может  восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых  спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие "наглядность" включает и слуховое восприятие, дополняющее  зрительное.

В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных  органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Так, вначале наиболее важную

роль играют обычно зрительные восприятия. Поэтому преимущественное

место среди способов наглядного обучения занимают на первых порах, как 

правило, те, которые обеспечивают формирование зрительных образов. В 

дальнейшем же резко возрастает роль двигательного анализатора и соответствующих способов обеспечения наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути

наглядной информации и совершенствования  органов чувств.

Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе  первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования  двигательного действия или спортивного  мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева.– М., 1983.–128 с.
  2. Купчинов, Р.И. Теория и методика физического воспитания в теримнах, понятиях, вопросах и ответах.- Мн.: БНТУ, 2006.- 279 с.
  3. Курамшин, С.К. Теория и методика физической культуры.- М.: ТерраСпорт, 2002.- 542 с.
  4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.: Советский спорт, 2007.- 228 с.
  5. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры.- М.: Физическая культура, 2005.-536 с.
  6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК.– М.: ФиС, 1991.–545 с.
  7. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика.- М.: СпортАкадемПресс, 2006.- 312 с.
  8. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А.Гужаловского.– М.: Высшая школа, 1986. – 349 с.
  9. Очерки по теории физической культуре / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Просвещение, 1984.– 248 с.
  10. Раевский, Р.Т. В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов.- М.: Высшая школа, 1985.- 136 с.
  11. Решетников, Н.В., Кислицын, Ю.Л. Физическая культура.- М.: Академия, 2002.- 152 с.
  12. Столбов, А.С. История физической культуры и спорта – М.: ФиС, 2001.– 384 с.
  13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина.– М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
  14. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю.Круцевич.- Киев: Олимпийская литература, 2003.- 423 с.
  15. Теория и методика физического воспитания /Под ред.Л.П. Матвеева, А.Н.Новикова.- т.1.- М.: ФиС, 1976.- 278 с.
  16. Теория и методика физического воспитания: / Под ред. Б.М.Шияна. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
  17. Теория и методика физического воспитания: Учебник для техникумов физ. культуры / Под ред. Г.Д. Харабуги.– М.: ФиС, 1974.–320 с.
  18. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания.– М.: ФиС, 2000.– 476 с.

Информация о работе Особенности реализации принципа наглядности