Оздоровительные дыхательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

В условиях интеграции отечественной высшей школы в европейскую систему высшего образования значительно возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества физической культуры в целом.
Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Наметившийся разрыв между требованиями к содержанию физической культуры, наряду с ревизией ее базовых ценностей, указывают на признаки переживаемого в данной культурной сфере кризиса. Совершенно очевидной стала и слабость теории физкультурного образования, построенная на принципе рефлексии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……3
Оздоровительные дыхательные технологии……………………5
Антистрессовая пластическая гимнастика………….…………8
Пилатес – безопасный комплекс упражнений………………..14
Олимпийское образование………………………………….….16
Спартианские игры – новая модель спорта для всех…….…..18
Литература……………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Реферат - Инновационные технологии в физической культуре.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 



содержание

 

Введение…………………………………………………………..……3

  1. Оздоровительные дыхательные технологии……………………5
  2. Антистрессовая пластическая гимнастика………….…………8
  3. Пилатес – безопасный комплекс упражнений………………..14
  4. Олимпийское образование………………………………….….16
  5. Спартианские игры – новая модель спорта для всех…….…..18

Литература……………………………………………………………………27

Введение 

В условиях интеграции отечественной  высшей школы в европейскую систему  высшего образования значительно  возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества физической культуры в целом.

Стало очевидно, что старые формы  физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Наметившийся разрыв между требованиями к содержанию физической культуры, наряду с ревизией ее базовых ценностей, указывают на признаки переживаемого в данной культурной сфере кризиса. Совершенно очевидной стала и слабость теории физкультурного образования, построенная на принципе рефлексии.

Основная ошибка сделанных шагов  в модернизации физической культуры – их абстрактный характер. В  новых условиях вузы продолжают действовать  в рефлексивном режиме, ориентируясь, главным образом, на проблемы ресурсного обеспечения учебного процесса, в  меньшей степени занимаясь обоснованием стратегии развития физической культуры. Поэтому сегодня необходимо критически переосмыслить современную теорию и практику физкультурного образования студентов.

Следует признать, что коэффициент отдельных компонентов физической культуры, например, студенческого спорта, остается достаточно высоким. В этой связи актуально внедрение его технологий, например, «спорта для всех» («sport for all»), «спорта для каждого» («sport for everyone»); «fitness» (с англ. быть в форме), «trim» (от глагола to trim – приводить в порядок), «new games» (новые игры, такие как стритбол, пляжный волейбол, и др.), «green sport» («зеленый спорт» - альпинизм, ориентирование, скалолазание и др.), «move for health» (движение ради здоровья), востребованных студентами многих европейских вузов.

Технология в широком смысле – это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся системы физической культуры, отвечающей современным запросам студенческой молодежи. Она охватывает всю совокупность процессов формирования высоких физических кондиций студентов, с помощью которых реализуется целостность обучения и спортивной тренировки, регулирующих операционный состав двигательной деятельности студентов, ее структуру и развитие.

Говоря о технологии, внимание акцентировано на гарантированном конечном результате при выполнении определенного набора действий. Однако одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

Особое значение имеет авторская идеология, придающая содержанию учебно-тренировочного процесса личностно-ориентированный характер с учетом многообразия видов и форм физической культуры. Спортивно ориентированные технологии (например, технологии «Sports Engineering») ориентированы на дидактическое использование научного знания, научную организацию педагогического процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направлены на достижение высоких спортивных результатов.

Высокий педагогический потенциал в спортивной реструктуризации педагогического процесса имеют  методические приемы, воссоздающие в  тренировке конкретные ситуации соревновательной деятельности студентов - типа «Sports Case study» и «Action learning». Они позволяют объективно определить лимитирующие факторы подготовленности студентов, наметить конкретные шаги к их преодолению.

Обучающие технологии типа innovative learning направлены на коррекцию взаимодействия опорно-двигательного аппарата и сенсорных систем. Предусмотрено широкое использование комплексов специальных упражнений с заданными и вариативными параметрами, скорости и темпа. Рабочие программы аэробной направленности (с низкой - Low impact и высокой - High impact нагрузкой) могут быть представлены как в виде модульных программ, обеспечивающих не только повышение мощности гемодинамической системы организма, развитие емкости аэробного механизма энергообеспечения, но и быть частью комплексных занятий, сочетающих различные варианты аэробных и смешанных нагрузок.

Спортивная специфика учебно-тренировочного процесса предусматривает освоение более высоких объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, их оптимизацию и сбалансированность. Повышенная энергоемкость осваиваемых физических нагрузок приводит к устойчивым морфологическим изменениям, повышению мощности важнейших функциональных систем организма, и укреплению иммунных систем.

Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания этих слов.

Сегодня наблюдается повышение  интереса специалистов по физической культуре к разработке новых вариантов педагогического процесса, в описании и распространении своего опыта.

Авторская программа должна быть действительно  новой, то есть строиться на принципиально  других позициях, а не предлагать использовать в рамках старой программы новое (модное) содержание. Принято условно считать, что привнесение в программу изменений менее 50 %  является ее  модификацией, то есть видоизменением в зависимости от существующих условий. Если изменения охватывают  от  50  до 75 % материала - экспериментальной и лишь более 75 %  (то есть, по сути, совершенно новое видение деятельности) - авторской. Рассмотрение с этих позиций программ по физической культуре, появляющихся в печати, показывает, что большинство из них - вариации известных программ.

Частое использование прилагательного  «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация».

Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

Новация - это первая реализация новшества в естественных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной работы.

Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования новшество.

Особенности распространения новшества  заключаются в следующем: новшество  адекватно осознается не сразу; готовность новшества к распространению  связана с наличием образца; новшество в процессе распространения меняется, превращаясь в семейство схожих инноваций, воспринимаемых специалистами первоначально как одно и то же, и только затем дифференцируемых; общественные настроения и общественное мнение выступают катализаторами распространения новшества.

Появление и распространение инновационных технологий в физической культуре носит преимущественно стихийный характер и часто сопровождается созданием вокруг некоторых из них искусственной атмосферы ажиотажа и сенсационности.

 

 

 

оздоровительные дыхательные технологии

Дышать правильно – значит дышать глубоко. Вроде всё логично: вдыхаешь больше воздуха – организм получает больше кислорода. На самом деле глубокое дыхание не тренирует мышцы, которые обеспечивают дыхание. К тому же при глубоком вдохе организм теряет определённое количество углекислого газа, необходимого для нормального функционирования организма.

Гимнастика  Стрельниковой А.Н. построена по принципу дыхания при сжатых лёгких. Самое главное в гимнастике – короткий мощный вдох, при котором лёгкие не расширяются, а сжимаются. При этом воздух заполняет их от верхушек до низа, проходя в самые дальние уголки. В упражнениях А.Н.Стрельниковой вдох выполняется при сведении рук перед грудью, т.е. в затрудненном положении дыхательных мышц, выдох – при разведении рук. Дыхательным мышцам приходится работать с полной нагрузкой, при этом развиваться и крепнуть. При таком способе дыхания активизируется газообмен, совершенствуется работа мозговых центров управления дыханием.

При правильном применении и достаточном упорстве гимнастика А.Н. Стрельниковой помогает укрепить организм, восстанавливает обмен веществ, позволяет справиться со стрессом, снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает память, возвращает остроту зрения и слуха. Благодаря ежедневным занятиям дыхательной гимнастикой можно избавиться от нейродермита, псориаза и других заболеваний кожи. Она активизирует кровообращение соединительной ткани, благодаря чему уходит патология желез внутренней секреции.

Исследования эффективности  дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой показало, что у неподготовленного человека после нескольких минут занятий жизненная емкость лёгких возрастает на 10-15%.

Комплекс, состоящий из восьми основных упражнений, следует  выполнять два раза в день –  до еды или через час после  приёма пищи, причём каждый раз надо выполнить комплекс полностью.

  1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) короткий шумный вдох носом. Темп – один вдох в секунду или чуть быстрее. О выдохе не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это положение относится ко всем упражнениям гимнастики А.Н. Стрельниковой.
  2. Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
  3. Наклон головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
  4. Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть лёгких в момент быстрого, шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.
  5. Пружинящие наклоны вперёд. Мгновенный вдох в нижней точке. Слишком низко наклоняться не следует, выпрямляться до конца тоже не нужно.
  6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.
  7. Пружинящие приседания в выпаде. Время от времени правая и левая нога меняются местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.
  8. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперёд, а потом в крайней точке наклона назад.

При сильной близорукости, глаукоме, при очень высоком артериальном давлении дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой противопоказана. Также не следует выполнять парадоксальную гимнастику в сочетании с другими дыхательными упражнениями и йоговской гимнастикой.

Цигун - древнее китайское искусство саморегуляции - уходит корнями вглубь тысячелетий. Ци — это энергия, присутствующая на небесах, на земле и в каждом живом существе. Эти три типа энергии взаимодействуют между собой, проникая и превращаясь друг в друга. Слово «гун» в Китае часто употребляется как сокращение от «гунфу», что значит «энергия-время». Любая учеба или тренировка, требующая больших затрат энергии и времени, называется «гунфу». Этот термин применим к любому виду деятельности, на которую затрачиваются время, энергия и терпение. Таким образом, «цигун» можно перевести как «работа с пневмой-ци», «тренинг, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий».

По некоторым источникам эта система насчитывает 3 тысячи лет, по другим - более 5 тысяч. Существует несколько направлений и школ цигун, и в зависимости от их целей, различные методы практики. Традиционно их начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых Искусств (или школу Бокса). Основная цель — развитие человека как индивидуума, личности, понимания своего места в мире, своих задач. Многие упражнения направлены на поднятие иммунных свойств организма, релаксацию при стрессовых ситуациях.

Все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести. Помимо этого, по способу выполнения упражнений во всех школах, они подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации.

Несложные упражнения помогают избавиться от астмы, пневмонии, бронхитов, почечнокаменной болезни, ишемии, аритмии и многих других недугов.

На Востоке дыханию  придают огромное значение: считается, что оно задает основные ритмы  организма, синхронизирует работу всех внутренних органов и систем, насыщая энергией и кислородом каждую клеточку тела, повышает иммунитет и способность адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды. Человек, освоивший дыхательные упражнения цигун, защищены от любых недомоганий.

Информация о работе Оздоровительные дыхательные технологии