Оздоровительные дыхательные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

В условиях интеграции отечественной высшей школы в европейскую систему высшего образования значительно возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества физической культуры в целом.
Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Наметившийся разрыв между требованиями к содержанию физической культуры, наряду с ревизией ее базовых ценностей, указывают на признаки переживаемого в данной культурной сфере кризиса. Совершенно очевидной стала и слабость теории физкультурного образования, построенная на принципе рефлексии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..……3
Оздоровительные дыхательные технологии……………………5
Антистрессовая пластическая гимнастика………….…………8
Пилатес – безопасный комплекс упражнений………………..14
Олимпийское образование………………………………….….16
Спартианские игры – новая модель спорта для всех…….…..18
Литература……………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Реферат - Инновационные технологии в физической культуре.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Дыхательная гимнастика по системе цигун не требует какой-то особой физической подготовки. Для того, чтобы возник стойкий лечебный эффект выполняйте упражнения регулярно, два раза в день – утром, сразу после пробуждения, и вечером, перед сном. Делать дыхательную гимнастику предпочтительно на свежем воздухе. Одежду выбирайте из натуральных тканей, свободную и удобную.

Упражнения доступны для людей любого возраста — от детей до глубоких стариков. Многие элементы практики цигун очень сходны с теми, которые используются в  традициях разных народов: славянских, южноамериканских, африканских

Расслабление  и успокоение

    • Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч и слегка согните в коленях;
    • Руки свободно опустите вдоль туловища, плечи расслабьте, локти чуть согните и отставьте в стороны – так, чтобы под мышками образовалось пустое пространство;
    • Живот и ягодицы подберите, бедра и талию расслабьте;
    • Шею и позвоночник вытяните вверх – как если бы голова была подвешена за веревочку, привязанную к макушке, мышцы не напрягайте;
    • Глаза прикройте, подбородок немного сдвиньте назад, кончиком языка коснитесь бугорков за верхними передними зубами.

Оставайтесь в такой  позе до тех пор, пока не почувствуете, что полностью успокоились и  расслабились. Переходите к выполнению упражнения.

Три глубоких вдоха и выдоха

    • Положите ладонь на нижнюю часть живота (женщины – правую, мужчины - левую) таким образом, чтобы ее середина оказалась на 3 см ниже пупка (уровень даньтянь), и накройте ее другой ладонью;
    • Легко и спокойно выдохните через рот, чуть присядьте и коснитесь кончиком языка основания передних нижних зубов;
    • Задержите дыхание на 2-3 сек;
    • Коснитесь кончиком языка бугорков за верхними зубами, вдохните воздух через нос и лишь после этого поднимитесь.

Подышите произвольно 20-30 сек, выровняйте дыхание и повторите упражнение 2 раза, затем, не меняя положения тела, переходите к следующему упражнению.

Три открытия и закрытия

    • Поверните ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы смотрят вниз;
    • Сделайте спокойный медленный выдох и разведите кисти дугообразными движениями, пока они не окажутся на расстоянии примерно 15 см от боковых поверхностей бедер;
    • Плавно и глубоко вдохните через нос, разведите и округлите пальцы рук, кисти разверните ладонями друг к другу и сделайте ими движение, как будто полными пригоршнями набираете из окружающего пространства энергию и заканчиваете ее в даньтянь;

Повторите 2 раза, затем  примите исходное положение –  встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч, руки свободно опустите вдоль  тела, локти и колени слегка согните.

 

Антистрессовая пластическая гимнастика

 «Антистрессовая пластическая  гимнастика» как новое перспективное  направление массовой оздоровительной  физкультуры разработано А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым; аттестован в 1989 году Главным управлением физвоспитания населения Госкомспорта СССР

Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ) основана на фундаментальных отечественных  научно-практических разработках, новое направление оздоровительной работы с населением, имеющее государственное утверждение и признанное новым методом нравственного и физического воспитания. Метод прошел масштабную медицинскую и педагогическую апробацию, выявившую принципиально новый механизм адаптации организма к воздействию стресс факторов различной природы и, соответственно, новые возможности его реабилитации.

Это направление массовой оздоровительной  работы создано для помощи тем, кто  по каким-либо причинам лишен возможности  полноценного отдыха, а значит для  всех, и в особенности - детям. Проведенные  фундаментальные исследования показали принципиально новые возможности ликвидации стрессов и их последствий с помощью стресстормозящего механизма, действующего как автоматическая защита от нервно-психических перегрузок.

Возможность его задействования при  простейших движениях и ненасильственном подходе позволяет добиться сразу нескольких целей:

1.Сделать обычный урок  по физической культуре источником  прогрессирующей нервно-психической  устойчивости для последующей  защиты психики учащихся от  накопления информационных перегрузок.

2.Обеспечить заинтересованность в таком уроке преподавателя, так как формируемое этим подходом комфортное состояние само по себе действует как лечебный фактор и потому обладает притягательной силой.

3.Гарантирует исключительно высокую  эффективность (до 90% улучшений) решительно по всем системам жизнеобеспечения, так как постоянно повышает общий тонус организма.

4.Обеспечивает прогрессирующую  мотивацию заниматься собой и  своим здоровьем, так как неуклонно  уменьшает зависимость от лекарств, поскольку ставка делается на  внутренние резервы.

5.Избавляет от социального  иждивенчества и, практически,  обосновывает необходимость и  единственность личной ответственности  за свое состояние здоровья, поскольку  такой инструмент самозащиты - стресстормозящий  механизм - есть у каждого. 

6.Показывает неоспоримое  преимущество коллективного подхода  к здоровью, так как эффект  зависит от координированного  действия и числа участвующих  в одновременном обучении.

7. Делает упор на  моральный фактор и качественность  мышления, так как достижение  результата напрямую зависит от прочности комфортного состояния, несовместимого с психологией изолированности и недоброжелательства. Тем самым ликвидируется разрыв между образованием и воспитанием.

8. Напрямую доказывает, что мораль и физиология неотделимы  друг от друга, так как связаны общим понятием стабильности процесса, а в итоге - повышением общей жизнеспособности.

9. Делая упор на  умение чувствовать и контролировать  свое состояние комфортного восприятия, позволяет по нарастающему дискомфорту  избежать кризисной ситуации.

Программа позволяет последовательно  решать задачи физического и нравственного воспитания учащихся на протяжении всех лет обучения, формируя у них целостный подход к физической культуре как психофизической основе воспитания нравственности, выявления высших возможностей, нравственной природы, а именно:

- воспитание доброжелательности, терпимости, способности к бескорыстному следованию принципам общего блага, стремления к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности;

- формирование представления о своем нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии;

- приобретение знаний о заложенных  в человеке природой высших  возможностях, проявляющихся в следовании нормам этики и нравственности, формирующих его психическое и физическое здоровье;

- формирование навыка плавного  непрерывного движения и применения его в различных формах двигательной активности, умения создавать воображаемые картины (мыслеобразы) природы, ощущения удовольствия, комфорта от выполняемого движения;

- укрепление здоровья, физическое  развитие, повышение работоспособности учащихся;

- приобретение знаний в области  гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре в контексте подхода, предлагаемого АПГ;

- развитие основных двигательных качеств.

Своеобразие данной программы заключается  в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы, а материал дается по группам классов. Это обусловлено тем, что перед учителем стоят новые задачи: обучить учащихся навыкам плавного непрерывного движения, комфортного восприятия физических и психических нагрузок и на базе этого помочь учащимся освоить традиционные формы движений.

Материал программы дается в  трех разделах: «Основы знаний», «Элементы  АПГ», «Двигательные умения и навыки».

В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о высших возможностях человека, заложенных в нем от природы, о необходимости четких нравственных ориентиров, о физической культуре как неотъемлемой части общей культуры, о нравственном и физическом здоровье человека, о понятии целостного подхода к здоровью, об организме человека, гигиенических требованиях.

Структура знаний содержит следующие  блоки:

  1. Основы АПГ.
  2. Личностно-ориентированные знания, связанные с самосовершенствованием, самовоспитанием, саморазвитием.
  3. Знания, связанные с этикой поведения и общения в коллективе.
  4. Знания, необходимые для реализации физкультурно-спортивной деятельности в коллективе для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т.д.
  5. Знания, необходимые для применения основ физической культуры в жизнедеятельности человека.

Материал теоретической части даётся в контексте основ АПГ с учетом возрастных особенностей учащихся. Сообщение знаний можно организовать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после и в процессе выполнения движения и при этом стремиться к тому, чтобы усвоение идей, ведущих положений, принципов, сведений, правил и фактов опиралось на индивидуально возникающие у занимающихся ощущения, физическое и психическое состояния, мышечные напряжения, необходимые для решения учебной задачи.

Занятия следует строить так, чтобы  учащиеся сами находили нужные решения, делали необходимые заключения. Для  этого учитель должен уметь правильно  ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы занимающиеся сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, знания и понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, помогая проявлению творческих способностей, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует процесс самопознания и управления своей деятельностью.

В разделе «Элементы АПГ» представлен материал по антистрессовой пластической гимнастике. Основной частью в АПГ являются вводная часть (разминка), суставный массаж и бег. Предусматривается постепенное увеличение объема материала и его расширение по группам классов. Последовательно вводятся разделы: техника перемещений, упражнения на растягивание, танцевальные шаги.

При построении урока целесообразно  использовать упражнения АПГ (вводный  раздел) в начале и конце урока. В начале - с целью настроить процесс физического движения на плавность, непрерывность, спокойствие, тем самым облегчая усвоение дальнейшего материала на занятии. В конце урока - снять накопившееся напряжение, усталость, успокоиться. В основной части урока больше используются упражнения для обучения двигательным умениям и навыкам, развитию физических качеств. Однако упражнения некоторых разделов АПГ (суставный массаж, бег) можно включать и в основную часть.

Применение упражнений комплекса  АПГ помогает учащимся формировать состояние спокойствия, навык равномерного распределения физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естественность движения. Перенесение навыка плавного непрерывного движения на другие формы двигательной активности осуществляется контролем состояния комфорта, удовольствия от движения, сформированного при выполнении комплекса упражнений АПГ.

Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений, чему способствует поточный метод их выполнения без рывков в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений и от контингента учащихся. Отдельные элементы упражнений просты, естественны и встречаются в повседневной жизни человека. Но сцепление их в единый двигательный акт в определенной последовательности представляет собой значительную координационную сложность и зависит от степени слитности выполнения движения. Обучение комбинированию элементов на основе импровизации и фантазирования является одной из целей антистрессовой пластической гимнастики.

Успешное овладение методом  АПГ требует приобретения навыков образного мышления. Мышление образами является основой продвижения в АПГ и роста интереса к познавательной деятельности. В АПГ применяются естественные мыслеобразы - картины природы, способствующие расслаблению, возникновению ощущения комфорта, внутреннего равновесия.

Перед использованием элементов АПГ с учащимися проводится краткая беседа об основах АПГ, в ходе которой они получают возможность настроиться на восприятие движения как источника отдыха, успокоения, психической разгрузки, комфорта. Учитель подготавливает учащихся к тому, что все движения будут носить неторопливый, спокойный характер при отсутствии специальных физических напряжений. Спокойный, ровный голос учителя подчеркивает неторопливый характер выполнения упражнений, успокаивает и помогает снять внутреннее напряжение.

Вместе с тем условия синхронности и общей слитности при выполнении упражнений всеми учащимися в процессе занятия одновременно с необходимостью следить за качеством своих движений предъявляют особые требования к дисциплине на занятиях, такие как недопустимость резких движений, сохранение принятого построения, тишины и т.д. Учитель объясняет учащимся естественность подобных самоограничений как единственный способ добиться общей синхронности коллективного движения, облегчающей каждому учащемуся освоение навыков плавного движения.

Информация о работе Оздоровительные дыхательные технологии