Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений для улучшения психофизической подготовленности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений на учебных занятиях по физической культуре……………6
Виды подвижных игр………………………………………………………8
Воздействие подвижных игр на учащихся……………………………….9
Классификация подвижных игр………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

1 курс.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Шадринский Государственный Педагогический Институт

 

 

 

 

 

 

Реферат

По физической культуре на тему:

«Педагогические   основы   применения   подвижных  игр и игровых  упражнений   для   улучшения   психофизической   подготовленности   учащихся» 

 

 

 

 

 

 

Студентки факультета истории  и права

                                                            1002 группы: Лихховец Зинаиды

Сергеевны 
 

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Педагогические   основы   применения   подвижных  игр и игровых упражнений  на учебных занятиях по физической культуре……………6
  3. Виды подвижных игр………………………………………………………8
  4. Воздействие подвижных игр на учащихся……………………………….9
  5. Классификация  подвижных  игр………………………………………..14
  6. Заключение………………………………………………………………..16
  7. Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Народные  подвижные  игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.

Правильно организованный игровой  двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного   улучшения  показателей психофизической   подготовленности   учащихся , и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.

Народные  подвижные  игры, включающие выполнение каких-либо физических  упражнений  (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение). Например, в игре «Наступление» игроки обеих команд должны быстро реагировать на свисток руководителя, при этом одни убегают, а другие пытаются их осалить. Для развития реакции на движущийся объект очень полезны  подвижные  игры с малым (теннисным) мячом.

Существенную помощь в  развитии быстроты оказывает также  применение  различных скоростных  упражнений  (бег на короткие дистанции, прыжки и др.), выполняемых с предельной скоростью. Такие  упражнения  должны длиться не более 20–22 секунд с последующим отдыхом, чтобы не развивалось утомление. Если оно все же наступает, происходит уже не совершенствование быстроты, а развитие скоростной выносливости. По этой же причине необходимо использовать  подвижные  игры, направленные на развитие быстроты, в начале занятий.

Для развития быстроты можно  использовать любые  подвижные  игры (например, «Лапту», «Котел» и др.), включающие быстрые кратковременные перемещения и локальные движения по командам преподавателя, и такие  упражнения, как прыжки, многоскоки, выпрыгивания, выполняемые с максимальной скоростью.

Для развития ловкости могут использоваться игры, содержащие элементы новизны, физические  упражнения  большой координационной трудности,  упражнения  на равновесие и точность движений, а также игры, связанные с необходимостью быстро принимать нестандартные двигательные решения в условиях дефицита времени и с использованием различных предметов. Например, «Олемба» может быть организована и для развития ловкости, если усложнить исходное положение играющих перед стартом (стоя спиной к противнику, упор лежа, бег из положения стоя на коленях и т.д.).

Развивая ловкость у школьников, необходимо помнить, что ловкость –  относительно специфическое качество и дети, ловко владеющие мячом, могут не так успешно двигаться  в других играх. Это должно учитываться  руководителем игр при их организации.

Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования  всех ее компонентов. Не следует также  забывать, что в  подвижных  играх, воспитывающих ловкость, физические  упражнения  требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Для развития силы можно эффективно использовать народные  подвижные  игры, включающие  упражнения  с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера и т.д.) или  упражнения  с преодолением тяжести собственного тела (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату и т.п.).  Подвижные  игры, направленные на развитие силы, целесообразно применять после игр на быстроту и ловкость, подготавливающих дыхательную и сердечно-сосудистую систему школьников к силовым нагрузкам. В качестве примера можно назвать такие игры, как «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Безрукий победитель» и т.п.

Особое значение в физическом воспитании школьников имеет развитие общей выносливости, которая обусловливается функциональными возможностями всего организма, его энергетическим потенциалом и всегда зависит от уровня мотивации, волевых качеств, специальной технической  подготовленности  ребенка.

По данным возрастной физиологии, динамическая выносливость возрастает с 7 до 14–15 лет в 3–4 раза. В процессе морфологических и функциональных преобразований выносливость достигает  «взрослого» уровня значительно  позднее быстроты, ловкости и силы.  

Подвижные  игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность  подвижных  игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.

 

 

 

 

 

Педагогические   основы   применения   подвижных  игр и игровых  упражнений  на учебных занятиях по физической культуре

Любая игра, применяемая  в процессе воспитания детей, не должна оказывать отрицательного влияния  на их здоровье. Педагогу необходимо, с  одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в играх, в зависимости от их здоровья, уровня физической подготовки, возраста, пола и индивидуальных особенностей, с другой стороны, – обеспечивать проведение врачебного и  педагогического  контроля.

Педагог должен стремиться:

  • укреплять здоровье занимающихся; 
  • воспитывать необходимые морально волевые качества;
  • формировать организаторские способности;
  • содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений;
  • учитывать  психофизические  особенности каждого ребенка.

Чтобы интерес  к игре у детей не падал и одновременно выполнялись поставленные задачи, необходимо:

  • из числа известных игр выбрать ту, что в большей степени соответствует поставленной задаче;
  • оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих. Излишняя сложность игры снижает интерес к ней, а чрезмерная простота не требует мобилизации и поэтому не развивает;
  • место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.

П.Ф. Лесгафт считал, что физические  упражнения  и движения, выполняемые без осознания и познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дают возможности даже физически развитой личности рационально использовать свои силы. В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» отмечается, что главная задача педагогов – приучить ученика к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе его действия будут только имитационными.

В игровой деятельности создаются  благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации.  Подвижные  игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка, поскольку:

  • создают условия для их активности;
  • предоставляют возможность выбора;
  • создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;
  • предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;
  • нацеливают на способ достижения результата;
  • учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
  • развивают учебно-познавательные мотивы.

При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые  проводятся на свежем воздухе. В этих играх решается задача адаптации  детей к неблагоприятным условиям внешней среды.

Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые  игры, разнообразные игры-забавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды подвижных игр

 

Имитационные  игры – это игры, содержанием которых является подражание движениям животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки.

В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники сами определяют цель и правила игры. Школьникам младших классов присуща способность к перевоплощению. Они с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд человека.

Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому именно такие игры и составляют основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению.

Если в творческих и  имитационных играх главная задача воспитателя (руководителя) – использовать и направлять деятельность детей, то в играх-забавах вся организация  и руководящая деятельность зависят  от самого воспитателя. При подборе  игр воспитатель должен анализировать  их содержание и сопоставлять с физическими  возможностями детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие подвижных  игр на учащихся

 

В физическом воспитании школьников основная форма организации занятий  – урок, содержание которого определяется государственной программой. Однако в начальных классах игры могут  являться основным содержанием урока. К образовательным задачам относятся: совершенствование естественных движений (ходьба, бег, лазанье, метание и др.) в изменяющихся условиях, а также  совершенствование двигательных навыков, полученных по различным разделам программы.

Игра оказывает большое  воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается  умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры развивают  у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также  в гимнастике, спорте и туризме.

Правила и двигательные действия  подвижной  игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.

Образовательное значение имеют  игры, по структуре и характеру  движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий  гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми, лыжным и другими  видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко  перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники  двигательных действий и облегчают  овладение ими. Игровой метод  особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно выполнять их. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки и умения в нестандартных условиях.  

Подвижные  игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные параметры движений, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Не менее важны игры с различными мелкими предметами.  Упражнения  с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов.

При проведении  подвижных  игр на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы, показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьной площадке.

В  подвижных  играх участникам приходится исполнять различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

В образовательном аспекте  очень важны те игры, которые по своей структуре или по характеру  действия родственны движениям, изучаемым  в соответствии с программой.  Применение  таких игр на начальном этапе ознакомления с движением облегчает изучение техники. То есть игра выступает в роли подводящих  упражнений  и создает благоприятные условия для дальнейшего выполнения движения.

Информация о работе Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений для улучшения психофизической подготовленности учащихся