Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений для улучшения психофизической подготовленности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений на учебных занятиях по физической культуре……………6
Виды подвижных игр………………………………………………………8
Воздействие подвижных игр на учащихся……………………………….9
Классификация подвижных игр………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

1 курс.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

На этапе ознакомления игры помогают избежать скованности  и неправильного выполнения движений. На этапе совершенствования игры позволяют, с одной стороны, развивать  физические качества и их проявления, определяющие качество выполнения движения, а с другой, – познать закономерности и логику движений действия. Игры могут  помочь и в формировании навыков  и умений выполнения действий в нестандартных  и изменяющихся условиях. Образовательная  направленность  подвижных  игр на уроке состоит в том, чтобы учитель научил детей играть. Однако нужно не только объяснить ребенку значение игры, но и научить применять игру как средство физического воспитания дома, во время отдыха и т.д.  

Основой  формирования личности школьника является его деятельность, которая осуществляется вместе с учителем и под его руководством. Каждую  подвижную  игру следует использовать для воспитания положительных нравственных качеств, укрепления воли, развития творческой активности детей. Формирование у школьников волевых качеств, черт характера, привычек и навыков поведения предполагает использование  подвижных  игр и самобытных физических  упражнений  в школьной программе. Игровая деятельность дает больше эффекта, так как всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений, что способствует активному общению детей, установлению контакта с одноклассниками. Воспитательные возможности игры заключаются в ее содержании. Подбирая игру, надо обязательно обдумать, с какой целью проводить ее, какие задачи она решает. Успех игры, эффективное решение образовательных и воспитательных задач во многом зависят от формирования команд, выбора капитана и водящего в игре. Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности  учащихся , уровень их  подготовленности , характер отношений в коллективе.

К оздоровительным задачам  относятся содействие нормальному  физическому развитию детей и  укрепление их здоровья. Полноценное  использование оздоровительного потенциала каждой игры является важнейшим условием  применения   подвижных  игр на уроках физической культуры.

При правильной организации  занятий, с учетом возрастных особенностей и физической  подготовленности  занимающихся,  подвижные  игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональные возможности организма.

В связи с этим на уроках физической культуры рекомендуется  применять разнообразные по содержанию игры.

Большое значение приобретают   подвижные  игры, вовлекающие в динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических  упражнений , применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. 

Подвижные  игры оказывают положительное влияние на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры приводит к появлению отрицательных эмоций, нарушению нормального течения нервных процессов и возникновению стрессовых ситуаций.

Строгие и четкие правила  в  подвижных  играх способствуют упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждение.

Особенно ценно в оздоровительном  отношении круглогодичное проведение  подвижных  игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

Активная двигательная деятельность детей должна управляться учителем, т.е. в зависимости от уровня их физического  развития учителю необходимо либо увеличивать, либо уменьшать двигательную нагрузку. Достигается это с помощью  изменения размеров площадки, количества игроков в командных играх, веса партнера в играх с элементами единоборства, длительности игры, количества игр, пауз между играми. Подбирая игры для урока, надо четко представлять его задачу, виды  упражнений , входящих в игру. Поскольку в уроках смешанного типа  подвижные  игры должны сочетаться с другими средствами физического воспитания, нужно определить место игры, методическую последовательность, преемственность игры и других физических  упражнений .

Так, например, если основная часть посвящена  подвижным  играм, то следует более интенсивные игры чередовать с менее интенсивными. Таким образом можно обеспечить чередование нагрузки с отдыхом.

Содержание игр на уроке  должно соответствовать частям урока  и их основным задачам. Так, если в  основной части развивается быстрота, то в конце вводной части урока  возможно проведение  подвижных  игр, связанных с бегом. Кроме урочной формы, в комплексной программе предусмотрено проведение игр и во внеурочное время.  

Подвижные  игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после возвращения из школы.

Для наибольшей эффективности  решения образовательных и оздоровительных  задач необходима  педагогическая  обработка народных средств физического воспитания за счет исключения неприемлемых элементов и обогащения новыми, не искажающими основной сути и содержания игр или физических  упражнений .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация  подвижных  игр

Для решения разных  педагогических  задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:

1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).

2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.

3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).

4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).

5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).

6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.

7. Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.

8. В зависимости от взаимоотношений играющих:

а) игры, в которых  игроки не вступают непосредственно  в соприкосновение с «противником»;

б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой  «соперников».

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя  более правильному их отбору в  разных случаях:

а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);

б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);

в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом игра хранит и передает по наследству богатую гамму духовных и эмоциональных ценностей человечества. К сожалению, традиционные формы игровой деятельности народа, сложившиеся в культурах прошлого, практически забыты. Интерес к народным играм в нашей стране повысился лишь в середине 80-х годов XX в., когда был сделан серьезный поворот к человеческим ценностям, к самоценности каждого ребенка. Игра – тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

Многие ученые рекомендуют  включать в учебно-воспитательный процесс  игры, развивающие у детей интерес  к науке, литературе, спорту, воспитывающие  любознательность, положительные черты  характера и т.д. Наступило время  серьезного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического  воспитания детей. Изучение и возрождение  народных средств физического воспитания приобретает особую актуальность, и  включение народных  подвижных  игр и самобытных физических  упражнений  в процесс физического воспитания  учащихся  позволит более эффективно решать его специфические задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
  2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  4. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.

 

  1. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.

Информация о работе Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений для улучшения психофизической подготовленности учащихся