Педагогические основы спортивной ориентации и отбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Спортивный отбор - процесс поиска одаренных людей, способных достичь выдающих результатов в конкретном виде спорта, в то время как ориентация — это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства.

Файлы: 1 файл

КОНТР. ПО МЕТОДИКЕ Ф.В.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

1.Педагогические основы спортивной ориентации и отбора

Спортивный отбор - процесс поиска одаренных людей, способных достичь выдающих результатов в конкретном виде спорта, в то время как ориентация — это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства.

Спортивный отбор и ориентация непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена. В процессе отбора и ориентации анализируется информация о спортсмене:

  • состояние здоровья;
  • уровень физ. развития;
  • особенности телосложения;
  • биологический возраст;
  • свойства нервной системы;
  • функциональные возможности и перспективы совершенствования важнейших систем организма;
  • уровень развития двигательных качеств и перспективы их развития;
  • способности к освоению спортивной техники, перестройка двигательных навыков и технико-тактических схем;
  • способности к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивному протеканию восстановительных процессов;
  • мотивация, трудолюбие, настойчивость, решительность, мобилизационная готовность;
  • соревновательный опыт, умение приспосабливаться к партнерам и соперникам, особенностям судейства;
  • уровень спортивного мастерства способность реализовать его в экстремальных условиях, характерных для главных соревнований.

 Отбор и ориентация  тесно связаны со структурой многолетнего совершенствования спортсмена. В этой связи выделяют 5 этапов отбора.

1 этапа (первичный)- Основная задача установить целесообразность спортивного совершенствования в данном виде спорта. Очень важным моментом, влияющим на дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом. Неоправданным является стремление отбирать в первую очередь детей с ускоренным биологическим развитием. На 1 этапе следует ориентироваться на наследственно обусловленные, мало зависящие от тренировочного процесса стабильные признаки, которые определяются модельными характеристиками соответствующего вида спорта. Практически бесполезным на первичном отборе являются тесты, которые зачастую используют недостаточно квалифицированные тренеры. Очень важное значение при отборе детей, имеет оценка состояния их здоровья. Отклонения в этом плане могут в существенной мере снизить приспособительные возможности организма. Существенное Значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спорт. деятельности. К ним в первую очередь следует отнести желание заниматься спортом, стремление получать высокие оценки, решительность, напористость, смелость.

2 этап (предварительный) спортивный отбор наступает после 2-3 лет начальной подготовки. Его основная задача - выявить способности к эффективному спортивному совершенствованию, определить его направления, правильно сориентировать дальнейшую подготовку спортсмена. И на этом этапе отбора спортивный результат не может являться критерием перспективности, а за основу должны быть взяты консервативные показатели. Среди них особая роль отводится строению тела юных спортсменов. Очень полезно дополнить морфофункциональные исследования изучением мышечной композиции. Важное значение для рационального отбора и ориентации на этом этапе, имеет изучение основных свойств нервных процессов. После принципиального решения дальнейшего продолжения занятий, на этом этапе необходимо определить наиболее перспективное направление совершенствования юного спортсмена, соответствующие его природным задаткам.

3 этап (промежуточный) Основной задачей  этапа отбора является выявление способностей спортсмена к достижению высоких результатов и перенесению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Существенной стороной отбора на этом этапе является оценка техники выполнения различных специальных подготовительных упражнений в сложно-координационных видах спорта, оценивается владение базовыми элементами, их разнообразие, стабильность, выразительность, артистизм. В циклических - невысокий темп при большой длине шага при прохождении коротких отрезков. На промежуточном этапе отбора увеличивается значение специализированных восприятий и личностно-психических качеств. Необходимо оценить чувство времени, чувство темпа, чувство воды, снега, льда. Среди личностных характеристик на первый план выдвигаются мотивация, воля, психическая надежность, стрессовая устойчивость, стремление к лидерству. В медицинском контроле на передний план выдвигается выявление скрытых заболеваний, очагов хронической инфекции. Важной стороной отбора становится переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок. Предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спорт. результатов за счет тренировки с малым и средним объемом работы.

На 4 этапе- основном этапе отбора необходимо установить способность к достижению результатов международного уровня, переносимость исключительно напряженной тренировочной программы, эффективность адаптационных перестроек. Необходимо всесторонне оценить уровень общей и специальной подготовки спортсмена, обращая внимание не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен на предыдущем этапе тренировки. Чем меньшими усилиями достигнут прогресс, тем больше резервов осталось для дальнейшего совершенствования. Ей подвергается техническая подготовленность спортсмена. Умение технически правильно выполнять большое кол-во специальных подготовительных упражнений тонко варьировать пространственными, временными и динамическими параметрами движений. Среди личностных и психических качеств спортсмена оценивают устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способность настраиваться на активную соревновательную борьбу, умение мобилизовать силы при острой конкуренции, темп, скорость, распределение сил на соревнованиях, умение показать наивысшие результаты в наиболее ответственных стартах.

Задачей заключительного 5 этапа отбора и ориентации является Определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий для спортсмена высокого класса. На передний план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для продолжения, а возможно дальнейшего повышения раннее достигнутого уровня адаптации. Особую роль приобретают при этом качественные характеристики процесса подготовки.

 

Организация и руководство  физическим воспитанием

Целью физического воспитания в  вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

В процессе обучения в вузе по курсу  физического воспитания предусматривается  решение следующих задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости  от состояния здоровья, уровня физического  развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также  с учётом условий и характера  труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Одной из главных задач высших учебных  заведений является физическая подготовка студентов.

В высшем учебном заведении общее  руководство физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также организация  наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями и общественными  организациями вуза.

Непосредственная ответственность  за постановку и проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями.

Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в  течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в  многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического  воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в  высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные  занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить  общее время занятий физическими  упражнениями, ускоряют процесс физического  совершенствования, являются одним  из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

В совокупности с учебными занятиями  правильно организованные самостоятельные  занятия обеспечивают оптимальную  непрерывность и эффективность  физического воспитания.

Эти занятия могут проводиться  во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий  учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом, на укрепление здоровья, совершенствование  физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза. Программное построение курса  физического воспитания

Содержание курса физического  воспитания регламентируются государственной  учебной программой для вузов  “Физическое воспитание”.

Учебный материал программы предусматривает  решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела  программы предполагает овладение  студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в  форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также  путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курс в объёме 20 часов  рассчитан на два года обучения и  состоит из восьми тем.

Первые четыре темы в объёме 10 часов  читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме - на втором курсе.

Практический раздел программы  содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен  на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных

отделений включаются разделы:

  • гимнастика
  • лёгкая атлетика
  • плавание
  • лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт)
  • туризм
  • спортивные игры
  • стрельба

 

В содержание практических занятий  всех отделений включается также  материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к  профилирующим специальностям.

Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа  включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения  спортивного совершенствования.

Программа определяет особенности  обучения в каждом учебном отделении  с учётом направленности их работы.

Организация и содержание учебно-воспитательного  процесса в учебных отделениях Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к  учебно-воспитательному процессу.

Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется  для каждого учебного отделения  с учётом пола, уровня физического  развития, физической и спортивно-технической  подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в  отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год  распределяется с учётом климатических  условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий  по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных  отделения: подготовительное, спортивного  совершенствования и специальное.

Каждое отделение имеет особенности  комплектования специфические задачи. Основой для решения этих задач  служит система организационных  форм и методов обучения.

Информация о работе Педагогические основы спортивной ориентации и отбора