Педагогические основы спортивной ориентации и отбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Спортивный отбор - процесс поиска одаренных людей, способных достичь выдающих результатов в конкретном виде спорта, в то время как ориентация — это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства.

Файлы: 1 файл

КОНТР. ПО МЕТОДИКЕ Ф.В.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования  различных видов и форм учебной  работы.

Первым критерием распределения  студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень  физической и спортивно-технической  подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической  подготовленности по контрольным упражнениям  и нормативам программы по физическому  воспитанию. В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической  подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются  студенты, отнесённые по состоянию  здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и  подготовительной медицинским группам. Распределение по учебным группам  этого отделения проводится с  учётом пола и уровня физической подготовленности.

Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении  учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них  интереса к занятиям спортом.

Студенты подготовительной медицинской  группы занимаются отдельно от студентов  основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в  этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении  требований к овладению двигательными  навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий  в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к  занятиям спортом. Теоретические занятия  направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической культурой  и спортом.

Учебные группы отделения спортивного  совершенствования. В них зачисляются  студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для  зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в  специальную медицинскую группу. Учебные группы этого отделения  комплектуются с учётом пола, характера  заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность  учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

Учебный процесс по физическому  воспитанию в специальном учебном  отделении  преимущественно направлен  на:

  • укрепление здоровья,
  • закаливание организма, 
  • повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии; ликвидацию остаточных явлений после  перенесённых заболеваний; приобретение необходимых и допустимых для  студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных  на это отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю. Программа курса этого отделения  включает теорию, практический программный  материал, обязательный для всех учебных  отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные  средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и  методики физического воспитания с  учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с  учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение  техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов  и систем, повышение работоспособности  организма. Большое значение в учебных  занятиях этого отделения имеет  реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и  постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений  закрепляются за преподавателями физического  воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного  учебных отделений в процессе учебных занятий улучшилось состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. 
 
    Зачётные требования и обязанности студентов

Программой предусмотрена сдача  студентами зачётов по физическому  воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с  каждым студентом. В ходе собеседования  определяется степень овладения  студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются  студенты, полностью выполнившие  практический раздел учебной программы, т. е. выполнившие все запланированные  практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются  только в условиях спортивных соревнований.

Сроки и порядок выполнения контрольных  требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно  с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия  и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому  воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого  семестра.

В процессе прохождения курса физического  воспитания каждый студент обязан:

  • систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
  • выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
  • соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
  • регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
  • активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе; проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
  • иметь аккуратный спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующую виду занятий.

 

Список  используемой литературы

1. Шварц В.Б., Хруцев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: ФиС, 1984. – 151с.

2. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана; авт.-сост. Г.И.Погадаев; предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.:ФиС, 1998. – 496с.

3. Коробков А. В. , Головин В. А. , Масляков В. А. Физическое воспитание. -М. : Высш. школа, 1983.

4. Коц Я. М. , Спортивная физиология. -М. : Физкультура и спорт, 1986.

 

 


Информация о работе Педагогические основы спортивной ориентации и отбора