Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»1. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Биография Пьера де Кубертена……………………………………….7
Возрождение Олимпийских игр……………………………………..15
Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения……………………………………………..15
Роль Олимпийского конгресса 1894 г. в олимпийском движении..17
Создание МОК и его Хартия…………………………………………19
Вступление России в Олимпийское движение……………………..23
Заключение………………………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………….30
Источники и литература………………………

Файлы: 1 файл

Прогрессивная роль Пьера де Кубертен.......docx

— 103.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                        Кафедра новой и новейшей истории

 

 Курсовая работа по теме: «Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр»

 

 

    Выполнил –

    Студент группы 3А

    Исторического факультета

   

 

    Проверил –

    Михайлин Геннадий

    Васильевич,

    Кандидат исторических наук,

                                

                                       Тула 2008.

План

    Введение…………………………………………………………………..3

  1. Биография Пьера де Кубертена……………………………………….7
  2. Возрождение Олимпийских игр……………………………………..15
    1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения……………………………………………..15
    2. Роль Олимпийского конгресса 1894 г. в олимпийском движении..17
    3. Создание МОК и его Хартия…………………………………………19
    4. Вступление России в Олимпийское движение……………………..23

Заключение………………………………………………………………..29

Приложение……………………………………………………………….30

Источники и литература………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Нет ничего благороднее  солнца,

дающего столько света и тепла.

Так и люди прославляют те состязания,

величественнее которых  нет ничего,- Олимпийские игры».

                                 (Пиндар)

 

 

Актуальность темы исследования. Физическая культура — часть  общей  культуры  общества,  одна  из  сфер социальной  деятельности,  направленная  на  укрепление  здоровья,  развитие физических  способностей  человека  и  использование  их  в  соответствии  с потребностями   общественной   практики.  В обществе физическая  культура,  будучи  достоянием  народа,  является важным средством «воспитания нового  человека,  гармонически  сочетающего  в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое  совершенство»1.  Она способствует   повышению   социальной   и   трудовой    активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное  движение  опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций  в области физической культуры и спорта

Сегодня проведение Олимпийских игр – вопрос престижа для любой страны. Все мы помним, с какой радостью россияне встретили новость о проведении зимней Олимпиады 2014 в Сочи, все мы помним слезы побед и поражений  спортсменов, судейские ошибки и допинговые скандалы. И всему этому многообразию эмоций мы обязаны одному Пьеру де Кубертену. Но на самом деле он имел ряд предшественников. Одним из первых попытку возродить понятие «Олимпийские игры»  предпринял итальянский государственный деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери  (1405-1475), обратившись к идеям античного мира в одном из своих трактатов (ок. 1450), где  он полемизировал с церковными и феодальными властями. Его  соотечественник  и  современник,  врач  и   историк   физического воспитания Иероним Меркуриалис  посвятил  Олимпиадам  несколько  разделов  в своем труде  «Де  арте  гимнастика»,  выступив  против  применения  античной гимнастики в соревновательных целях. В 1516 юрист Иоханнес  Аквилла  организовал  в  Бадене  «показательные олимпийские  выступления».  Английский   драматург   Томас   Кид   (1544-90) показывал сцены из истории олимпизма с театральных подмостков. Пользуясь поддержкой английского короля Якова I, королевский  прокурор Робер Довер организовал в 1604 ряд соревнований под  названием  «Олимпийские игры». В соревнованиях  атлетов,  борцов,  конников  могли  участвовать  все желающие независимо от  пола  и  сословий.  Игры  сопровождала  своеобразная «культурная программа», включавшая охоту,  танцы,  пение,  музыку,  шахматы. Соревнования стали очень популярны и проводились в течение  почти  100  лет. Идеям олимпизма уделяли большое внимание великие гуманисты XVIII в.  Ф.  Шиллер и Ж. Ж. Руссо. Англичанин Джилберт Уэст (1703-56)  первым  посвятил  истории Олимпиад докторскую диссертацию, закончив ее словами надежды на  возрождение идей олимпизма. В течение восьми лет (1772-79) немецкий  герцог  Л.  Фридрих проводил состязания на  специально  построенном  в  своем  имении  в  Дессау стадионе по программе древних Олимпийских  игр,  устраиваемых  в  честь  дня рождения его жены.

В 1793 г. с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс-Мутс. Но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием «Олимпия», прочитанной 10 января 1852 г. другим немецким педагогом Эрнстом Курциусом в Берлине. кайзер Германии Фридрих-Вильгельм IV, слушавший эту лекцию, заявил: «Этот человек так убедительно говорил, что мне захотелось встать посреди улицы с кружкой для добровольных пожертвований в руках»2

В 1830-х гг. в Швеции, близ г. Хельсингборга, проводились соревнования под  названием  «Олимпийские  игры»,  в  1844  подобные  соревнования   были организованы в Монреале, в 1859  по  специальному  указу  греческого  короля Оттона I Баварского на восстановленном в  Афинах  античном  стадионе  прошли соревнования   легкоатлетов   и   выставка   произведений   изобразительного искусства и изделий  кустарных  промыслов.  Вторая  Олимпиада  (в  1863)  не состоялась из-за низложения короля, но позднее, в  1870,  1875,  1888,  1889 прошли  еще  четыре  подобных  турнира.  Французский  общественный  деятель, историк и литератор, барон Пьер де Кубертен в 1883 выступил  с  предложением о  регулярном  проведении  всемирных  спортивных  состязаний  под  названием Олимпийские игры.

Научная разработанность темы. Затронутая в этой курсовой работе тема, не имеет широкого интереса в исторической науке. На русском языке источники по данной проблематике отсутствуют. Поэтому мысли  того же Пьера де Кубертена можно видеть только по отрывкам, приводимых в различных монографиях. Единственными весомыми источниками на этом фоне выглядят Олимпийская Хартия, изданная в России накануне игр в Атланте в 1996 г., и статистическая таблица с лучшими олимпийцами за 1896-1956 гг., приводимая в работе Н. И. Любомирова «От Афин до Рима». Среди научных и научно-публицистических работ, используемых в данной работе можно выделить В. А. Новоскольцева и В. Н. Самокатова, являвшихся наиболее крупным биографом Пьера де Кубертена. Труды первого автора постоянно издавались в Советском Союзе, а второго -  в современное нам с вами время. Также сегодня существует немало книг, освящающих те или иные вопросы истории олимпийских игр.

Объектом исследования являются международные отношения на рубеже XIX и XX веков

Предметом исследования - история олимпийских  игр как часть общей культуры общества.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Пьера де Кубертена и международной обстановки способствующей их возрождению.

Соответственно задачами данной работы являются:

  1. Рассмотреть биографию Пьера де Кубертена
  2. Выявить исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения
  3. Рассмотреть роль Олимпийского конгресса 1894 г. в олимпийском движении
  4. Рассмотреть процесс создания МОК и принятия им Хартии Олимпийского движения
  5. Рассмотреть процесс вступление России в Олимпийское движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Пьера де Кубертена.

1 января 1863 года в Париже, в доме №20 по  улице Удино, близ массивного  здания Министерства по делам  колоний, от брака Шарля-Луи де  Фреди и Агаты-Габриэль де Гризенуа  де Мирвилль родился третий  ребенок, мальчик, нареченный по  рождению Пьером. «Отец был доволен. Агата сделала ему отличный  новогодний подарок. Традиция рода  Фреди  была соблюдена: мальчик  продолжит фамилию. Отец уже видел  его блестящим офицером, или, в  крайнем случае, не менее блестящим  дипломатом»3.

Пьер рос шустрым, любознательным мальчиком. Он рано научился читать, пробовал рисовать картины. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей.

Большинство биографов Пьера де Кубертена отмечали, что «вместе с друзьями он любил взбираться на каменные обрывы, сурово обрамляющие морской берег. Особенно его тянуло к утесу, издавна прозванного «Девичьей кельей». С этого места вид на море был неповторим. Шумливый, возбужденный, карабкаясь по камням, здесь Пьер вдруг затихал, становился неожиданно серьезным, даже взрослее своих лет. «На многие километры вокруг расстилалось море. Волны накатывались на берег, бились о камни и бессильные в единоборстве с землей уходили обратно»4

В. Н. Самокатов, описывающий в своей монографии этот эпизод, высказал мысль: «не здесь ли, со скал Этрета, молодой мечтатель увидел «колониады новой Олимпии?». Утвердительно ответить на этот вопрос нельзя. Но и отрицать такое предположение трудно. Одно известно точно – юность, проведенная в Нормандии, не пропала для Пьера напрасно. Мечтатель со скал Этрета отправился в долгий жизненный путь, путь упорного труда и больших свершений.

Успешно окончив колледж, Пьер поступает в парижский университет Сорбонна на философский факультет. А это учебное заведение - одно из самых старых и одно из лучших в Европе. Пьер учится блестяще... Да, конечно, у него от природы были отличные способности. Но главное - он не щадя себя упорно работал! Ему интересно было трудиться, интересно было получать знания. Он увлекается многими науками. Но основные среди них - история, педагогика, философия, политика. Военную карьеру, которую предвидел ему отец, Пьер решительно отвергает. И в парижском доме на улице Удино, и в поместье около Версаля  Пьер сторонился мужчин в мундирах, расшитых галунами, избегал разговоров на военную тему.

Сегодня трудно найти истоки этой неприязни к мундиру. Может быть на формирование характера мальчика оказала решающее влияние обстановка царившая в Мирвилле, - картины, музыка, багряные закаты над скалами Этрета. Может быть книги. В особенности одна, под названием «Школьные годы Тома Брауна». В ней рассказывалось о новых, еще невиданных в то время отношениях, которые царили между учениками и учителями в одной из школ маленького городка близ Лондона. В этой школе все строилось на Дружбе и Братстве. Занятия чередовались с увлекательными походами в леса, на берега рек. Природа, физическая культура были умело использованы педагогами для воспитания мальчишек.

Впечатлительный юноша переносился мечтами в эту школу. Он сравнивал природу дорогой его сердцу Нормандии с полями и холмами, окружавшими тихий городок Регби, в котором проходили школьные годы Тома Брауна. Трудно утверждать, что эта книга сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Пьера. Но то, что она оставила глубокий след в душе молодого человека, обострила его интерес к педагогике – бесспорно.

Поначалу Пьер отдает предпочтение исключительно педагогике, а история, философия и политика - лишь подспорье. Но затем, и неожиданно для себя, Кубертен буквально заболевает историей, более точно - историей, культурой и литературой Древней Эллады. Словно бы на ощупь, Кубертен продвигается к главному делу своей жизни. Изучавшаяся им педагогика неожиданно открывается Пьеру с новой стороны: педагогика спортивная, физическое воспитание, спорт, как понимает Пьер, могут стать средством духовного образования человека. Тем самым у Пьера крепнет мысль, что опыт древних на новой основе может быть перенесен в наши дни.

Кубертен говорил на одной из конференций: «Запомните, что спорт не естественно присущ человеку, что он находится в прямом противоречии с желанием потратить меньше сил. Поэтому совершенно недостаточно, предоставить ему материальные возможности, чтобы он развивался и сохранялся. Ему необходимы возбудители, основанные на страстях или расчете. Следует поэтому обратиться к истории, чтобы почерпнуть данные и опыт на сей счет»5 

Мы не знаем, когда именно на глаза Кубертену попалось известное нам определение некультурного человека, данное древними греками - "Не умеет ни читать, ни плавать!". Может быть, Пьер де Кубертен познакомился с ним еще в колледже, когда узнал о раскопках Древней Олимпии. Тогда же у Пьера и его друзей возникает план - впрочем, весьма фантастический - план восстановления Олимпии. Во всем ее былом величии и великолепии. Со всеми дворцами, храмами и спортивными аренами!

Казалось, идея эта была неосуществима. Да и нельзя сделать "все как было", хотя бы потому, что время меняется безвозвратно. А все же прекрасная идея Кубертена не осталась пустым мечтанием. "Сделать все как было" - эта мечта стала явью, но для этого Пьеру де Кубертену понадобилась вся его жизнь.

А пока, в возрасте девятнадцати лет, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.

Трудно представить себе, что когда-то - а в сущности совсем недавно! - вообще не было детского спорта. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это, имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!

Кубертен изучил системы физического воспитания многих стран и пришел к мысли использовать идею возрождения Олимпийских игр для создания системы всемирных спортивных соревнований. Благоприятность обстановки Кубертен усматривал в двух факторах: в усиливающемся внимании педагогики к физическому воспитанию молодежи и в быстром развитии спорта в мире.

Господин Рене Маэ не ошибся, когда сказал о Кубертене, что: «Получив образование, в котором преобладали литература и искусство, он, тем не менее, четко понимал роль науки и техники»6Говоря иначе, Пьер де Кубертен умел чувствовать пульс времени. Особенно, пульс спортивный.

В различных странах стали создаваться различные спортивные лиги, клубы, объединения. Все чаще и чаще проводятся встречи между спортсменами разных стран. Начинают действовать Международные федерации по видам спорта. Все это явилось хорошей основой для фундамента современных олимпиад.

В своей книге «Двадцатиоднолетняя компания» Кубертен так подытожил результат своих размышлений о судьбах современных олимпиад:

«Ничто в древней истории так не действовало на мое воображение, как Олимпия – этот сказочный город…В моем юношеском воображении непрестанно рисовались колоннады и портики этого города, являющегося для своей Родины своеобразным резервом жизненных сил. Задолго до того, как начать мечтать об извлечении идеи обновления из-под этих руин, я мысленно воссоздавал и воскрешал облик этого города.

Германия произвела раскопки Олимпии. Почему бы Франции не воссоздать ее величия? Отсюда и возник проект возобновления  олимпийских игр. Пробил час, когда спортивный интернационализм, казалось был призван вновь сыграть свою роль в мире»7

В это время Кубертену было 26 лет, и германо-французские отношения начинали стремительно ухудшаться. Опасения по поводу возможного нападения Германии на Францию вели к оживлению французского национального сознания и к стремлению улучшить физическую подготовку французской молодежи. Интерес к физической культуре усиливался и благодаря проникновению английского спорта, который находил во Франции все более широкий отклик.

Пьер де Кубертен разработал и внес рекомендации, направленные на кардинальное изменение и совершенствование французской системы образования и воспитания. «Перед Кубертеном непоколебимо встали одетые в броню своих убеждений проповедники особых видов физической культуры из Германии и Швеции. И прежде всего молодой Пьер со всей страстностью души, со всем темпераментом, своей франко-итальянской крови, со всем задором еще не испытавшего поражения борца, атаковал немецкую военизированную систему физической культуры. атака шла по многим направлениям. Он не мог понять, почему немецкий метод нетерпимо относится к играм. Почему этот метод признает лишь массовые вольные движения? Зачем такая жесткая дисциплина? Почему все регламентировано?»8 Он предложил отказаться от воспитания французской молодежи на основе немецкой системы физического воспитания, как излишне грубой и военизированной, и перейти на усовершенствованный вариант более разносторонней английской системы, ориентированной на игры и рекреационные виды деятельности. В 1889 г. французское правительство поручает де Кубертену изучить зарубежный опыт физического воспитания молодежи. Он горячо принимается за дело. Рассылает во все страны вопросники, в которых интересуется методикой преподавания спорта в университетах, колледжах и лицеях, затевает обширную переписку со своими зарубежными коллегами. Де Кубертен предпринимает поездку по Европе, где находит приверженцев олимпийской идеи. Поездка Кубертена в 1883 г. в Англию окончательно определила круг его интересов. Здесь, в Иисус-Колледже вблизи Виндзора, он познакомился с разнообразными спортивными увлечениями студентов, окунулся в атмосферу спортивной жизни Англии.

Информация о работе Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр