Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»1. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Биография Пьера де Кубертена……………………………………….7
Возрождение Олимпийских игр……………………………………..15
Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения……………………………………………..15
Роль Олимпийского конгресса 1894 г. в олимпийском движении..17
Создание МОК и его Хартия…………………………………………19
Вступление России в Олимпийское движение……………………..23
Заключение………………………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………….30
Источники и литература………………………

Файлы: 1 файл

Прогрессивная роль Пьера де Кубертен.......docx

— 103.11 Кб (Скачать файл)

В то время Великобритания переживала период интенсивного поиска новых способов физической подготовки молодежи. В английском буржуазном обществе быстро развивались разные виды спорта, ставшие активной формой проведения свободного времени. В 1888 году вышла в свет книга Пьер де Кубертен "Воспитание в Англии". В 1889 году увидел свет еще один его труд "Английское воспитание во Франции".

Помимо Европы Пьер де Кубертен осуществил и поездку в США, где присутствовал на заседании панамериканского конгресса. Вопреки распространенному в то время мнению европейских газет, он очень глубоко оценивает это политическое событие. Позже он будет неоднократно возвращаться к истории Штатов. Он будет давать меткие и запоминающиеся характеристики людей. Так, например, о жителе Кентукки он напишет следующее: «Он пьет виски, играет в карты, дерется на дуэлях, спекулирует земельными участками»9. Он будет искать истоки эмблемы Штатов – орла – у Цезаря и Наполеона. Он будет писать о мормонах. Но все это он будет делать как историк.  

На основе изучения того влияния, которое двигательная активность и спорт оказывают на здоровье, культуру и воспитание людей в разных странах, Пьер де Кубертен сформулировал свое собственное отношение к спорту как к средству образования и воспитания и как к важному фактору развития международного сотрудничества, укрепления мира и взаимопонимания между народами. При этом Пьер де Кубертен не ограничился изучением состояния физического воспитания и спорта в различных странах в конце XIX века, но и провел глубокие исторические исследования. Наиболее близкими к представлениям Пьера де Кубертена о месте спорта в обществе оказались взгляды древних греков, реализованные в их системе воспитания и спортивных соревнований, среди которых наиболее значительными были древнегреческие Олимпийские игры. Так, у Пьера де Кубертена возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях.

По возвращении домой, 25 ноября 1892 г., в парадном зале Сорбонны в Париже де Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: "Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!"10 Кубертен свято верил в то, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

Основные принципы возрождения Олимпийских игр он изложил 1 июля 1888 году на заседании Комитета по внедрению физических упражнений, созданного в Министерстве образования Франции, однако дальше одобрения идеи дело тогда не пошло.

Анализируя биографию великого француза, историографы олимпийского движения еще не могут полностью объяснить, какими путями мальчик из рода Фреди пришел  к идеи возрождения игр.

Французский историк первой половины XX века Ж. Фроден писал: «Еще не пришло то время, когда можно полностью оценить значение трудов и личности Кубертена. У нас еще нет возможности бросить ретроспективный взгляд на вещи. К тому же не разобраны и многочисленные бумаги, оставленные Кубертеном»11. Сегодня с автором этих строк трудно согласиться. Олимпиады шагают по планете. И с каждыми играми все зримее встает перед нами образ человека, давшего этим играм путевку в наши дни.

В 1963 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Пьера де Кубертена. В Париже на его родине состоялась международная конференция. Выступая на ней, Рене Маэ, генеральный директор Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), хорошо сказал о молодых годах Кубертена:

«Вот он, элегантный мальчик, пускающий вперед и укрощающий своего коня, вот он гребец, вот он боксер, блестяще владеющий приемами, что не мешало ему играть на пианино и довольно мило рисовать.

В то время, когда он мог бы вести приятную жизнь, наполненную удобным и эклектическим гуманизмом, он спускается на арену, будучи человеком действия и творцом…»12

Здесь очень хорошо подмечена одна из отличительных сторон характера Кубертена – он действительно был человеком действия.

 

 

 

2. Возрождение Олимпийских игр

2.1. Исторические предпосылки возрождения  международного Олимпийского движения.

Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ вв. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады. Возникновение интереса к античности и, в частности, к древним Олимпийским играм, следует отнести к последнему десятилетию XVIII века и первой половины XIX века. Этот интерес необходимо рассматривать и изучать в прямой и неразрывной связи с теми глубокими социально-историческими и политическими сдвигами, которые произошли в этот период и знаменовали собой крушение феодальной системы и становление нового социально-экономического строя. Наиболее полным и завершенным выражением этого исторического процесса была Великая французская буржуазная революция 1789-1799 гг., низвергшая феодальный строй и учредившая господство буржуазии. Она явилась важнейшим поворотным пунктом не только в истории Франции, но и ряда других стран.

Новая историческая эпоха и изменившиеся производственные отношения людей в капиталистическом обществе вызвали бурный рост экономики. Расширялись, крепли и росли не только экономические, но и культурные связи между странами.

Как часть общей культуры развивалась во всех странах физическая культура и спорт, зарождались и активно действовали спортивные клубы, все чаще проводились спортивные соревнования по различным видам спорта. К концу XIX века закончилось формирование спортивных организаций в национальных масштабах. Во многих странах Европы по целому ряду видов спорта стали регулярно проводиться национальные первенства.

Бурный рост экономических и культурных международных связей захватил и область спорта. Его развитие в странах достигло такого уровня, когда появилась необходимость выйти за рамки страны, померяться силами и обменяться опытом на международной арене. Однако этому в какой-то мере  мешало отсутствие единых норм и правил в проведении соревнований. Создававшееся положение послужило толчком к организации международных спортивных объединений, которые выработали бы единые общепринятые международные правила и регламентировали бы международные правила по проведению соревнований между странами. В самом начале восьмидесятых годов, словно первая ласточка, появляется Европейский Союз гимнастики. Несколько позже возникают Международная федерация гребли, Международный союз конькобежцев, Союз велосипедистов,   Международная федерация футбола и другие.

Жизненная потребность в проведении более крупных комплексных соревнований поставила на повестку дня и вопрос о создании и такого широкопредставительского органа, которому была бы по плечу данная задача. Таким образом, размах и содержание спортивной работы в странах потребовали новых форм организации международного спортивного движения. Все это говорит о том, что сама идея возобновления Олимпийских игр каким-то слепым подражанием древним грекам или преклонением перед их достижениями в развитии культуры, а лишь свидетельствует об использовании приемлемых форм для организации крупных комплексных спортивных соревнований.

Предложение о возобновлении Олимпийских игр находило все больше и больше приверженцев и в конце концов было воплощено в жизнь, так как для этого уже имелись к тому времени необходимые объективные условия.

Поэтому, анализируя различные мнения, можно выделить следующие предпосылки, способствующие возрождению Олимпийских игр:.

1. Первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.

2. В этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс, Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская (М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

3. В 1860-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения. В частности, в 1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение - футбольная лига; в 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту; в 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики; в 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д.

4. В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею и смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.), биография которого нами уже была подробно рассмотрена.

2.2. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в олимпийском движении

В январе 1894 г. П.Кубертен разослал приглашения и программу конгресса во многие зарубежные клубы. 16 июня 1894 г. в 16.15 в большом зале Сорбоны собралось около 2000 чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс возрождения Олимпийских игр".

На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. В парадном лекционном зале Сорбонны в Париже Пьер де Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»13

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, красивого и умного человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического воспитания считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умеет писать, и  того, кто не умеет бегать и плавать.

История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ был неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.

- И мы  наследники этой цивилизации  – воскликнул Пьер де Кубертен.

Итак, призыв был брошен.

Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей статье Кубертен. Все эти пункты были единогласно приняты:

1. Как и  древние фестивали, современные  Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.

2. Возрожденные  Игры (в отличие от древних  Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в ХIХ веке.

3. Игры будут  проводится для взрослых.

4. Будут введены  строгие определения "любителя". Деньги будут использоваться только для организации, строительства сооружений и проведения торжеств.

5. Современные  Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е. проводиться в разных странах. Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих странах14.

2.3. Создание МОК и его Хартия

Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. Ими стали 15 чел. из 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции, профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии.

Француз Эрнст Каллет возглавлял союз гимнастических обществ Франции, потом союз французских обществ атлетических видов спорта. С 1894 по 1909 год он был казначеем МОК, а в повседневной жизни занимался литературоведением, переводил античные трагедии на французский и английский языки. Основатель любительской атлетической ассоциации Новой Зеландии Альберт Кнафф, хотя и не был на Учредительном конгрессе, но за два месяца до его открытия направил Кубертену письмо, в котором гарантировал поддержку будущим решениям со стороны спортивных организаций Австралии и Новой Зеландии (до начала ХХ века они были единой колонией Англии)

Другие члены также были единомышленниками Кубертена. В том числе и «отец шведского спорта» Виктор Густав Балк. Еще задолго до парижского конгресса он был известен в Швеции как организатор различных соревнований. В 1893 г. Балк был избран президентом Международного союза конькобежцев – этот пост он занимал на протяжении 32 лет, но в работе парижского форума участвовал как директор Центрального института гимнастики Стокгольма и президент гимнастического союза Швеции.

В числе тринадцати попал и представитель России – Алексей Дмитриевич Бутовский, который тогда работал в Главном управлении военных учебных заведений Российской империи. С 1897 года Бутовский становится генералом для особых поручений при этом учреждении. У Алексея Дмитриевича было много печатных трудов – работы по истории, гигиене, проблемам обучения пению, музыке, письму…Но основу его педагогической деятельности составляли вопросы физического воспитания. В 1888 г. Бутовский был назначен членом комиссии при Министерстве просвещения для составления рекомендаций по преподаванию гимнастики в гражданских учебных заведениях.

Информация о работе Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр