Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 06:44, реферат
Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.
Развитие физических качеств у спортсменов и, в частности, у пловцов, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения спортивной технике физические качества играют большую специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения спортивной техники связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше. Поэтому одна из главных задач наш
Введение……………………………………...……………………………. 3
1.Понятие и история развития плавания………………………………….5
2. Физиологические качества пловцов……………………………………7
3. Развитие силы пловца…………………………………………………...8
4.Развитие выносливости пловца………………………………………...11
5. Развитие скоростных качеств пловца…………………………………13
6. Развитие гибкости…………………………………...............................14
Заключение…………………………………………………………....…..16
Список использованных
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕФЕРАТ
по курсу
«Физическая культура»
Студент, 3 курса очной формы обучения __________ Э.Е Сыргашев
курс, форма обучения подпись, дата инициалы, фамилия
Преподаватель
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………...……………
1.Понятие и история развития плавания………………………………….5
2. Физиологические качества пловцов……………………………………7
3. Развитие силы пловца…………………………………………………...8
4.Развитие выносливости пловца………………………………………...11
5. Развитие скоростных качеств пловца…………………………………13
6. Развитие гибкости…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………..……..17
Введение
Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.
Развитие физических
качеств у спортсменов и, в частности, у пловцов, является одной
из основных задач подготовки спортсменов.
На этапе обучения спортивной технике
физические качества играют большую специфическую
роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику.
В плавании, где обучение происходит в
условиях водной среды специфика освоения
спортивной техники связана с такими физическими
качествами, которые развиваются в воде
и на суше. Поэтому одна из главных задач
нашего исследования - экспериментально
обосновать возможность развивать физические
качества в условиях водной среды и с их
помощью формировать необходимые двигательные навык
Существующие в практике
методики развития физических качеств
у пловцов в абсолютном большинстве
предназначены для
Водная среда является идеальным условием для развития силы (сопротивление воды, быстроты, ловкости (кувырки, вращения в безопорном положении, а также различные движения, которые в воде облегчаются), Однако, научных данных, которые позволили бы разработать и обосновать методику развития физических качеств в водной среде, нет. Имеющиееся отдельные данные по развитию быстроты и выносливости, способствующие развитию физических качеств в водной среде, могут широко применяться в любом возрасте. Эти упражнения уменьшают травматизм. Дозирование нагрузок и мышечных усилий могут подбираться индивидуально.
Изучение этой методики
развития физических качеств в условиях
водной среды с определением характера и дозировки тренировочных нагруз
1. Понятие и история развития плавания
Плавание — вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций.1 При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.
До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”2 Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимназиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.
Интересно высказывание и римского писателя Плиния старшего (124--79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.
В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.
Великий преобразователь Российского государства Петр первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. 3Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.
Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года.4 И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию на участке реки Березины.
Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки.
2. Физиологические качества пловцов
Высокие спортивные результаты достигаются отлично развитыми в физическом отношении спортсменами, овладевшими техникой и тактикой плавания и проявившими необходимые морально-волевые качества при освоении тренировочных нагрузок.5 В соответствии с этим в системе спортивной тренировки выделяются физическая, техническая, тактическая, теоретическая и волевая виды подготовки.
Физическая подготовка. Физическая подготовка пловца направлена на всестороннее развитие организма, укрепление здоровья, совершенствование физических качеств и тем самым на создание прочной функциональной базы для спортивной специализации. В процессе физической подготовки применяются общеразвивающие и специальные физические упражнения, специальные упражнения в воде, плавание всеми способами и занятия другими видами спорта: бегом, греблей, лыжами, спортивными играми.6 По направленности воздействия применяемых упражнений физическая подготовка пловца подразделяется на общую и специальную.
ОФП направлена на всестороннее развитие организма спортсмена и решает следующие задачи:
1. Повышение уровня развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этого создание функциональной базы для спортивного совершенствования.
2.Закаливание.
3. Подготовка и
сдача практических норм комплекса ГТО.
ОФП проводится на суше и в воде.
На суше применяются следующие основные
средства: Для воспитания силы: общеразвивающие
упражнения для шеи, рук, туловища, ног;
прыжки; метания; упражнения с отягощениями
начиная с 11 лет (величина отягощения подбирается
с учетом возраста); для воспитания выносливости:
ходьба, бег, гребля, лыжи, туристские походы,
езда на велосипеде; для развития быстроты:
баскетбол, волейбол, футбол, бег с ускорениями;
для развития гибкости: упражнения для
повышения подвижности в суставах, движения
конечностями и повороты туловища с максимальной
амплитудой;
для развития ловкости:7 элементы акробатики — кувырки,
стойки, перекаты, простые элементы гимнастики
на снарядах, баскетбол, волейбол, ручной
мяч.
В воде в процессе
занятий по ОФП применяются следующие
упражнения: плавание различными способами
с помощью движений только рук, только ног и с полной координацией
движений, комплексное плавание, плавание
с задержкой дыхания, ныряние, прыжки в
воду, приемы спасания тонущих, подвижные
игры в воде, водное поло.8
СФП направлена на развитие и совершенствование
специальных физических качеств пловца
и решает следующие задачи:
1. Развитие силы и специальной выносливости мышц, несущих нагрузку при плавании избранным способом.
2. Развитие специфических качеств: быстроты, гибкости и ловкости, необходимых для плавания избранным способом и выполнения старта и поворотов. СФП проводится на суше и в воде.
3.Развитие силы пловца.
При плавании тело спортсмена вызывает сопротивление со стороны воды, и сила мышц, участвующих в выполнении гребков, в значительной мере определяет скорость пловца. Для достижения большой скорости плавания спортсмену надо обладать соответствующей силой мышц, участвующих в выполнении гребков. При выполнении упражнений траектория движения конечностей, распределение усилий во времени и темп должны быть по возможности сходными с движениями пловца
На суше для развития специальной силы пловца применяются упражнения с отягощениями, с резиновыми амортизаторами и на блочных аппаратах с грузами. При выполнении упражнений траектория движения конечностей, распределение усилий во времени и темп должны быть по возможности сходными с движениями пловца. В процессе развития абсолютной силы упражнения с большим сопротивлением, подъем штанги, подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях с дополнительным сопротивлением, изометрические упражнения с предельным усилием и т. п. следует выполнять с отдыхом между подходами не менее 2 мин.9 Для развития абсолютной силы у детей 7—10 лет используются упражнения только с преодолением собственного веса: подтягивания, лазание, висы, упоры, прыжки и т. д.
Для воспитания
специальной силовой
При этом соблюдаются такие условия:
1. Серии упражнении
подбираются в зависимости от
усилий и количества гребков,
соответствующих
2. Время выполнения
серий упражнений на тренажерах пловцами II разряда постепенно доводится
примерно до 1,5 мин для дистанции 100 м, до
4 мин для дистанции 200 м и до 7 мин для дистанции
400м.
3. Развитие силы мышц гребущих конечностей
должно быть оптимальным. Недостаточно
сильные мышцы не обеспечивают нужных
усилий, а излишняя мышечная масса снижает
способность пловца к выполнению многократных
гребков.11 Поэтому следует вначале освоить
нужное .количество движений для проплывания
дистанции с относительно небольшим сопротивлением,
а затем постепенно увеличивать силу.
4. Для приближения работы на тренажере к работе пловца на истанции контролируется правильность выполнения движений гребков и темп движений.
5. Темп движений для работы на тренажере подбирается исходя из подготовленности пловца и запланированной скорости плавания. Следует иметь в виду, что темп движений пловца зависит не только от скорости плавания, но и от роста спортсмена и варианта техники движений. Так, при одинаковой скорости плавания темп вижений пловцов, применяющих двухударный кроль, выше, чем при плавании кролем с шестиударной координацией движений. 12Поэтому копировать темп движений хороших пловцов без учета их ехники плавания и роста в большинстве случаев нецелесообразно.
Определять и контролировать темп движений удобно по времени выполнения пяти циклов движений. Например, зафиксировав секундомером время выполнения пяти циклов за 7,5 с, определяют по таблице темп. Он равен 40 циклам в 1 мин. В воде для развития специальной силы применяются плавание с лопаточками, надетыми на руки, и плавание с различными тормозными устройствами (резиновый круг или тренировочная доска между ногами, пояс с тормозной пластинкой, тормозной парашют, плавание с закрепленным амортизатором и др.). Абсолютная скорость пловца поддерживается повторными проплываниями отрезков до 25 м с максимальной скоростью с большими интервалами между их выполнением.