Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 06:44, реферат
Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.
Развитие физических качеств у спортсменов и, в частности, у пловцов, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения спортивной технике физические качества играют большую специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения спортивной техники связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше. Поэтому одна из главных задач наш
Введение……………………………………...……………………………. 3
1.Понятие и история развития плавания………………………………….5
2. Физиологические качества пловцов……………………………………7
3. Развитие силы пловца…………………………………………………...8
4.Развитие выносливости пловца………………………………………...11
5. Развитие скоростных качеств пловца…………………………………13
6. Развитие гибкости…………………………………...............................14
Заключение…………………………………………………………....…..16
Список использованных
4.Развитие выносливости пловца.
Выносливостью пловца называется его способность противостоять утомлению при проплывании дистанции. Уровень выносливости можно оценить, сравнивая показатели скорости плавания на коротких и более длинных дистанциях. Из двух пловцов, имеющих одинаковые результаты в плавании на 100 м, более выносливым будет тот, у кого лучше результаты на дистанции 200 м.13 В спортивной практике принято различать общую и специальную выносливость.
Общая выносливость отражает способность пловца выполнять работу невысокой мощности на средних и длинных дистанциях.14 В этих условиях работа мышц характеризуется прежде всего аэробными возможностями и протекает за счет расчленения химических соединений с участием кислорода.
Основной показатель аэробных возможностей — величина максимального потребления кислорода (МПК) — несколько повышается с ростом спортивных результатов и достигает у квалифицированных пловцов 5,2—5,6 л в 1 мин. Общая выносливость воспитывается при помощи проплывания средних и длинных дистанций с умеренной мощностью.
Высокий уровень развития общей выносливости является необходимой предпосылкой для совершенствования специальной выносливости и достижения высоких спортивных результатов. На суше развитие и поддержание уровня общей выносливости проводятся с использованием кроссового бега, гребли, ходьбы на лыжах и упражнений на тренажерах с небольшими отягощениями при продолжительности их выполнения до 10—15 мин.15 В воде общая выносливость воспитывается и поддерживается проплыванием с небольшой мощностью дистанций 400—1500 м и более.
Специальная выносливость отражает
способность пловца проявлять мышечные
усилия большой мощности на тренировках
и соревнованиях. Работа пловца выполняется
здесь с участием анаэробных возможностей
организма — с расчленением химических
соединений при недостатке кислорода.
Анаэробная работоспособность характеризуется
величиной кислородного долга, который
у пловцов достигает 14—15 л.
При плавании с максимальной скоростью
на 50 и 100 м работа протекает в основном
за счет анаэробных процессов, а при плавании
на более длинные дистанции — с большей
долей аэробных процессов.
На суше специальная выносливость воспитывается с помощью упражнений на тренажерах с величиной силы тяги и временем выполнения работы, соответствующими весу спортсмена и запланированному результату. В воде специальная выносливость развивается в целях повышения скорости плавания на избранной дистанции в соревнованиях.16 При этом длина дистанций, их количество, интенсивность плавания и отдых между проплывами подбираются с учетом подготовленности пловца и скорости, запланированной на соревнованиях.
При тренировке пловцов учитывается, что дыхание служит основой для развития как аэробной, так и анаэробной возможности, а анаэробная возможность — основой для развития скорости пловца. Отсюда следует, что для повышения скорости плавания надо прежде всего развить уровень дыхательных возможностей, создавая надежную базу общей выносливости. В связи с этим в процессе тренировки следует примерно до II спортивного разряда уделять главное внимание воспитанию общей выносливости, совмещая это с относительно небольшим объемом работы по воспитанию скорости плавания.17 Такое направление тренировок обеспечит надежный фундамент общей выносливости и будет содействовать достижению высоких спортивных результатов.
5. Развитие скоростных качеств пловца
Скоростные качества пловца проявляются в виде быстроты выполнения элементов техники, быстроты реакции и быстроты выполнения цикла движений пловца. Быстрота выполнения движений пловцом проявляется при движении рук по воздуху и во время вкладывания их в воду при плавании кролем на груди, кролем на спине и дельфином, при подтягивании ног и движении рук вперед во время плавания брассом. Быстрота реакции проявляется при выполнении старта под команду. Быстрота цикла движений пловца оценивается временем его выполнения и зависит от способности спортсмена быстро чередовать напряжение и расслабление участвующих в работе мышц.18 Чем быстрее происходит напряжение и расслабление мышц, тем больше времени получают мышцы для отдыха и тем экономнее техника плавания.
На суше специальные
скоростные качества пловца развиваются
упражнениями с предельно быстрым
выполнением отдельных
В воде быстрота
выполнения цикла движений пловца развивается
упражнением в проплывании отрезков до 25
м в максимальном темпе, плавании с быстрым
выполнением отдельных элементов техники:
движение рук по воздуху, окончание гребка,
слитное с движением рук вперед, и др.
Быстрота выполнения старта обычно контролируется
временем, прошедшим от стартового сигнала
до пересечения пловцом линии первых 10
м пути. Контроль поворота осуществляется
по времени преодоления пути от 7,5 м до поворота
и до пересечения пловцом линии 7,5 м после
поворота.19
Развитие специальной гибкости пловца.
6. Развитие гибкости
Гибкость характеризуется способностью человека выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Она зависит от подвижности в суставах, определяемой эластичностью мышц, сухожилий и связок.20 Хорошая подвижность в суставах позволяет спортсмену овладеть эффективной техникой и выполнять в воде качественные и экономные движения.
Гибкость пловца в зависимости от специализации в способах плавания несколько специфична. Так, для плавания кролем на груди и кролем на спине особенно необходима хорошая подвижность в плечевых и голеностопных суставах, а для плавания брассом — хорошая подвижность в коленных, тазобедренных и голеностопных.
На суше основными средствами повышения специальной гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения с увеличением. Примерные упражнения гимнастики пловца амплитуды от повторения к повторению и различные маховые движения с постепенным увеличением амплитуды.21 Упражнения для развития специальной гибкости включаются в разминку и в комплекс специальной гимнастики пловца, составленный с учетом избранного способа плавания.
В воде гибкость
пловца развивается и поддерживается плаванием
различными способами с акцентом на выполнении
определенных элементов движений с максимальной
амплитудой. Соотношение средств ОФП и
СФП. Это соотношение зависит от подготовленности
пловцов, периода тренировки, решаемых
на тренировке задач и характеризуется
следующим образом:
до II спортивного разряда проводится разносторонняя
физическая подготовка на суше и в воде.22 С дальнейшим ростом спортивных
достижений и стажа доля СФП постепенно
повышается; у спортсменов высокого класса
доля СФП значительно повышается.
Заключение
Плавание известно
человеку с древнейших времен: найденные
при раскопках изображения
Плавание развивает силу, выносливость. Плавание - одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.
Спортивное плавание - один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.
В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др), спасение тонущих и др.
Список литературы
1.Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.
3. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
4. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
5. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
6. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение»,1974.
7. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
8. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
9. Гордон С.
М. Техника спортивного
10. Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — С. 195.
1 Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — С. 195.
2 Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
3 .Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
4 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.
5 Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.
6 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
7 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
8 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.
9 Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
10 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
11 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
12 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
13 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.
14 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.
15 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
16 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.
17 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
18 Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.
19 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.
20 Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.
21 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.
22 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.