Плавание. Развитие физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 06:44, реферат

Описание работы

Спортивные достижения в любом виде спорта обусловлены уровнем развития физических качеств. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена.
Развитие физических качеств у спортсменов и, в частности, у пловцов, является одной из основных задач подготовки спортсменов. На этапе обучения спортивной технике физические качества играют большую специфическую роль в формировании основных двигательных навыков, обуславливающих спортивную технику. В плавании, где обучение происходит в условиях водной среды специфика освоения спортивной техники связана с такими физическими качествами, которые развиваются в воде и на суше. Поэтому одна из главных задач наш

Содержание работы

Введение……………………………………...……………………………. 3
1.Понятие и история развития плавания………………………………….5
2. Физиологические качества пловцов……………………………………7
3. Развитие силы пловца…………………………………………………...8
4.Развитие выносливости пловца………………………………………...11
5. Развитие скоростных качеств пловца…………………………………13
6. Развитие гибкости…………………………………...............................14
Заключение…………………………………………………………....…..16
Список использованных

Файлы: 1 файл

Реферат физ-ра. Плавание.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

4.Развитие выносливости пловца.

Выносливостью пловца называется его способность противостоять утомлению при проплывании дистанции. Уровень выносливости можно оценить, сравнивая показатели скорости плавания на коротких и более длинных дистанциях. Из двух пловцов, имеющих одинаковые результаты в плавании на 100 м, более выносливым будет тот, у кого лучше результаты на дистанции 200 м.13 В спортивной практике принято различать общую и специальную выносливость. 

Общая выносливость отражает способность пловца выполнять  работу невысокой мощности на средних  и длинных дистанциях.14 В этих условиях работа мышц характеризуется прежде всего аэробными возможностями и протекает за счет расчленения химических соединений с участием кислорода. 

Основной показатель аэробных возможностей — величина максимального потребления кислорода (МПК) — несколько повышается с ростом спортивных результатов и достигает у квалифицированных пловцов 5,2—5,6 л в 1 мин. Общая выносливость воспитывается при помощи проплывания средних и длинных дистанций с умеренной мощностью.

Высокий уровень  развития общей выносливости является необходимой предпосылкой для совершенствования специальной выносливости и достижения высоких спортивных результатов. На суше развитие и поддержание уровня общей выносливости проводятся с использованием кроссового бега, гребли, ходьбы на лыжах и упражнений на тренажерах с небольшими отягощениями при продолжительности их выполнения до 10—15 мин.15 В воде общая выносливость воспитывается и поддерживается проплыванием с небольшой мощностью дистанций 400—1500 м и более. 

Специальная выносливость отражает способность пловца проявлять мышечные усилия большой мощности на тренировках и соревнованиях. Работа пловца выполняется здесь с участием анаэробных возможностей организма — с расчленением химических соединений при недостатке кислорода. Анаэробная работоспособность характеризуется величиной кислородного долга, который у пловцов достигает 14—15 л.  
При плавании с максимальной скоростью на 50 и 100 м работа протекает в основном за счет анаэробных процессов, а при плавании на более длинные дистанции — с большей долей аэробных процессов. 

На суше специальная  выносливость воспитывается с помощью  упражнений на тренажерах с величиной  силы тяги и временем выполнения работы, соответствующими весу спортсмена и  запланированному результату. В воде специальная выносливость развивается в целях повышения скорости плавания на избранной дистанции в соревнованиях.16 При этом длина дистанций, их количество, интенсивность плавания и отдых между проплывами подбираются с учетом подготовленности пловца и скорости, запланированной на соревнованиях. 

При тренировке пловцов учитывается, что дыхание  служит основой для развития как  аэробной, так и анаэробной возможности, а анаэробная возможность — основой  для развития скорости пловца. Отсюда следует, что для повышения скорости плавания надо прежде всего развить уровень дыхательных возможностей, создавая надежную базу общей выносливости. В связи с этим в процессе тренировки следует примерно до II спортивного разряда уделять главное внимание воспитанию общей выносливости, совмещая это с относительно небольшим объемом работы по воспитанию скорости плавания.17 Такое направление тренировок обеспечит надежный фундамент общей выносливости и будет содействовать достижению высоких спортивных результатов. 

 

5. Развитие скоростных качеств пловца

 

Скоростные  качества пловца проявляются в виде быстроты выполнения элементов техники, быстроты реакции и быстроты выполнения цикла движений пловца. Быстрота выполнения движений пловцом проявляется при движении рук по воздуху и во время вкладывания их в воду при плавании кролем на груди, кролем на спине и дельфином, при подтягивании ног и движении рук вперед во время плавания брассом. Быстрота реакции проявляется при выполнении старта под команду. Быстрота цикла движений пловца оценивается временем его выполнения и зависит от способности спортсмена быстро чередовать напряжение и расслабление участвующих в работе мышц.18 Чем быстрее происходит напряжение и расслабление мышц, тем больше времени получают мышцы для отдыха и тем экономнее техника плавания. 

На суше специальные  скоростные качества пловца развиваются  упражнениями с предельно быстрым  выполнением отдельных элементов  имитационных движений, характерных  для техники плавания кролем на груди, кролем на спине, дельфином, брассом. Быстрота реакции на стартовую команду воспитывается при помощи упражнений, выполняемых из неподвижных положений (под команду): быстро прыгнуть вверх из положения пловца на старте, быстро бросить мяч, присесть, прыгнуть в сторону и др. 

В воде быстрота выполнения цикла движений пловца развивается упражнением в проплывании отрезков до 25 м в максимальном темпе, плавании с быстрым выполнением отдельных элементов техники: движение рук по воздуху, окончание гребка, слитное с движением рук вперед, и др.  
Быстрота выполнения старта обычно контролируется временем, прошедшим от стартового сигнала до пересечения пловцом линии первых 10 м пути. Контроль поворота осуществляется по времени преодоления пути от 7,5 м до поворота и до пересечения пловцом линии 7,5 м после поворота.19  
Развитие специальной гибкости пловца.

 

6. Развитие гибкости

 

Гибкость характеризуется  способностью человека выполнять различные  движения с максимальной амплитудой. Она зависит от подвижности в  суставах, определяемой эластичностью  мышц, сухожилий и связок.20 Хорошая подвижность в суставах позволяет спортсмену овладеть эффективной техникой и выполнять в воде качественные и экономные движения. 

Гибкость пловца в зависимости от специализации  в способах плавания несколько специфична. Так, для плавания кролем на груди и кролем на спине особенно необходима хорошая подвижность в плечевых и голеностопных суставах, а для плавания брассом — хорошая подвижность в коленных, тазобедренных и голеностопных. 

На суше основными  средствами повышения специальной  гибкости пловца являются упражнения с максимальной амплитудой движений. Это круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинящие движения с увеличением. Примерные упражнения гимнастики пловца амплитуды от повторения к повторению и различные маховые движения с постепенным увеличением амплитуды.21 Упражнения для развития специальной гибкости включаются в разминку и в комплекс специальной гимнастики пловца, составленный с учетом избранного способа плавания. 

В воде гибкость пловца развивается и поддерживается плаванием различными способами с акцентом на выполнении определенных элементов движений с максимальной амплитудой. Соотношение средств ОФП и СФП. Это соотношение зависит от подготовленности пловцов, периода тренировки, решаемых на тренировке задач и характеризуется следующим образом:  
до II спортивного разряда проводится разносторонняя физическая подготовка на суше и в воде.22 С дальнейшим ростом спортивных достижений и стажа доля СФП постепенно повышается; у спортсменов высокого класса доля СФП значительно повышается. 

 

 

 

 

Заключение

 

Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные  при раскопках изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль  и брасс, относятся к 4-му тысячелетию  до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно- сосудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание.

Плавание развивает силу, выносливость. Плавание - одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.

Спортивное  плавание - один их самых массовых видов  спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.

В прикладных целях  плавание используется при преодолении  водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др), спасение тонущих и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.

3. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

4. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

5. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

6. Булгакова  Н. Ж. Обучение плаванию в  школе. М., « Просвещение»,1974.

7. Васильев В.  С. Обучение  детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.

8. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.

9. Гордон С.  М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.

10. Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — С. 195.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский — М.: «Физкультура и спорт», 1993. — С. 195.

2 Васильев В. С. Обучение  детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.

3 .Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

4 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.

5 Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

6 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

7 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

8 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.

9 Васильев В. С. Обучение  детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.

10 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.

11 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.

12 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

13 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.

14 Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,1978.

15 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

16 Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. - М.: . Физкультура и спорт, 1984.

17 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

18 Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. - М.: Просвящение, 1987.

19 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

20 Васильев В. С. Обучение  детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1973.

21 Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

22 Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.


Информация о работе Плавание. Развитие физических качеств