Плавание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Известно, что уже в XVI в. в Венеции проводились соревнования по плаванию. Однако подлинную популярность как самостоятельный вид спорта плавание получило лишь в конце XIX в. В 1875 г. англичанин Матью Вебб, переплыв пролив Ла-Манш, преодолел около 35 км и установил первый в истории рекорд на этой трассе — 21 ч 45 мин. В 1890 г. было проведено первенство Европы, а в 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр.

Файлы: 1 файл

МАГУ 2013 КР.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

На тему: «Плавание»

Выполнила: Студентка ОЗО 21-группы

Зарипова Юлия Факиловна

Плавание

Известно, что уже в XVI в. в Венеции  проводились соревнования по плаванию. Однако подлинную популярность как  самостоятельный вид спорта плавание получило лишь в конце XIX в. В 1875 г. англичанин Матью Вебб, переплыв пролив Ла-Манш, преодолел около 35 км и установил первый в истории рекорд на этой трассе — 21 ч 45 мин. В 1890 г. было проведено первенство Европы, а в 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр.

Виды плавания

 

 Плавание классифицируется по его целевой направленности:

 

Спортивное плавание. Занимающиеся изучают и совершенствуют технику  спортивных способов   плавания, тренируются для достижения наивысших  результатов в соревнованиях.

   Прикладное плавание. Изучение  техники передвижения и тренировка  в преодолении расстояний в  длину и глубину под водой  (ныряние); изучение и совершенствование  приемов оказания помощи вплавь (спасание тонущих); изучение приемов преодоления водных рубежей.

 Синхронное (художественное) плавание. Изучение и совершенствование  техники выполнения элементов  и комбинаций синхронного плавания  под музыку; тренировка с целью  достижения высокого исполнительского  мастерства на соревнованиях.

   Игры и развлечения в воде. Подвижные игры направлены на: ознакомление занимающихся со свойствами воды (эти игры включают различные перемещения играющих по дну шагом, бегом или прыжками с погружениями в воду); изучение и совершенствование элементов техники плавания (скольжения, дыхания, движения рук и ног); развитие физических качеств. Развлечения на воде обычно организуются в местах массового купания и проводятся в виде бессюжетных игр и аттракционов («водяной велосипед», «горка», «карусель» и др.

Основы тренировки

Содержание тренировки

 

 Педагогический процесс, обеспечивающий  обучение, тренировку и воспитание  спортсмена, лучше всего назвать  подготовкой. В подготовке спортсмена  помимо средств тренировки (физических  упражнений) используются теоретические  занятия, в частности изучение спортивной литературы, просмотр специальных фильмов, беседы на морально-этические темы и т. д., иначе говоря, вся совокупность средств, направленных на приобретение и повышение готовности к спортивным достижениям.

 Тренировка является главной  формой подготовки спортсмена, поскольку она в той или иной мере охватывает все ее виды. Наиболее полно в тренировке раскрывается физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и волевой подготовки спортсмена.

    Физическая подготовка пловца. В тренировочном процессе физическая подготовка пловца направлена на совершенствование его двигательных способностей, которые проявляются в многообразных навыках и умениях, а также на повышение уровня физического развития.

 

Физическое развитие. Это сложный процесс перехода человека из одного состояния в другое. Оно зависит от возраста, ряда социальных предпосылок и, разумеется, от воздействия физических упражнений. На каждом из этапов формирования спортсмена его физическое развитие принято оценивать по величине роста, веса, окружности груди, экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, окружности бедра, плеча, голени, диаметра таза и многим другим параметрам.

 Некоторые специалисты утверждают, что пловцу вовсе не обязательно  иметь атлетическое телосложение, другие убеждены в противоположном. Атлет — в дословном переводе с древнегреческого athletes — борец. Однако со временем это понятие расширилось, и сейчас его правильнее трактовать иначе: атлет — человек крепкого телосложения, отличной и разносторонней физической подготовленности.

    Можно согласиться, что  пловцу не обязательно быть  внешне похожим на борца, однако, как показала передовая спортивная  практика, он должен иметь не  только крепкое телосложение, но  и высокий уровень разносторонней физической подготовленности.

 Физическая подготовленность  — состояние человека, которое  характеризуется его работоспособностью (достижениями) в конкретных физических  упражнениях: ходьбе или беге, поднятии тяжестей, плавании, гребле  и др.

 Система подготовки пловца

Далеко не всякий человек может  одновременно продемонстрировать отличное физическое развитие и высокую подготовленность. Парадоксален тот факт, что чем  совершеннее физическое развитие человека, тем сложнее ему подвести себя к состоянию максимальной подготовленности. Ибо, достигнув такого состояния, атлет всегда будет демонстрировать более высокие результаты. Этого не понимают многие тренеры, считающие, что «пловцу вредно таскать в воде много мускулов».

    Физическую подготовку  принято делить на общую (ОФП) и специальную (СФП). Общая физическая подготовка наиболее эффективно решает задачи оздоровления; гармонического развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости; расширения функциональных возможностей организма; увеличения эмоциональности занятий и активного отдыха.

    Общая физическая подготовка, реализуемая в бассейне, получила  название общей плавательной  подготовки, направленной на расширение  круга специфических для спортсмена  двигательных навыков, повышение  функциональных возможностей его организма, совершенствование физических качеств (особенно силы и выносливости), но уже применительно  к  условиям водной среды.

    Общая физическая подготовка  является фундаментом для специальной,  т. е. для узкоспециализированного  совершенствования, обеспечивающего пловцу наивысшие достижения к моменту проведения наиболее ответственных соревнований сезона.

    Практические разделы  технической, тактической и волевой  подготовки выделяются в тренировке  весьма условно, поскольку, как  и в физической подготовке, главным их средством продолжают оставаться физические упражнения. Однако их педагогическая направленность будет уже несколько иной:

 в технической подготовке  основное внимание уделяется  изучению и совершенствованию  широкого круга навыков и умений во время занятий на суше и в воде, а также формированию стиля спортсмена, т. е. его индивидуальной манеры плыть любым из способов (особенно основным); в тактической подготовке — развитию и совершенствованию тактического мышления, овладению тактическим мастерством; в волевой подготовке — воспитанию и совершенствованию волевых качеств спортсмена.

   Уровень достижений в  спорте зависит от многих факторов, которые характеризуют систему  подготовки спортсмена любой  специальности, и в частности  пловца. Развитие системы подготовки в целом предусматривает совершенствование всех ее сторон: материальной базы, отбора талантливых спортсменов, методики тренировки, педагогического процесса, медицинского и научного обслуживания, идейно-политического воспитания, системы соревнований и т. д.

Изолированная концентрация усилий лишь на процессе тренировки в наше время  уже не приведет к успеху.

 Методы подготовки

Методы подготовки — важнейшие  приемы, посредством которых педагог  осуществляет процесс обучения, тренировки и воспитания спортсмена. К основным методам относятся: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы. Воздействуют на тренирующихся  через вторую сигнальную систему  и обеспечивают непосредственное воссоздание  действительности в виде представлений, понятий, умозаключений или суждений.

В подготовке спортсмена слово тренера  выполняет самые различные функции: оно помогает создать у пловца предварительное представление  о том или ином движении, упражнении, задании; дает возможность судить о  правильности выполнения упражнения и с помощью информации, получаемой от тренера, своевременно исправлять допущенные ошибки; оценивать и осмысливать итоги выполнения заданий в целом. Для этого используются рассказ, объяснение, распоряжения, команды, замечания, сигналы и беседы.

Наглядные методы. Воздействуют на тренирующихся  преимущественно через первую сигнальную систему и создают у них  конкретные представления о технике  движений, особенностях выполнения того или иного упражнения, элементах  тактики и т. д.

Для обеспечения наглядности в процессе подготовки квалифицированного спортсмена часто обращаются к различным киноматериалам (фильмам о сильнейших пловцах мира; кинокольцовкам, кинограммам, киноциклограммам и другим материалам, которые характеризуют особенности подготовки тренирующегося), организуют просмотры занятий и соревнований, где участвуют соперники, тщательно продумывают всю систему показа основных упражнений на суше и в воде.

Практические методы. В тренировке они регламентируют способ, режим  выполнения упражнений. Практические методы называют также методами упражнения, а еще чаще — методами тренировки.

Основные режимы выполнения упражнений определяют характер воздействия нагрузки на организм спортсмена, а стало  быть, и направленность процесса общей  и специальной физической подготовки.

Известно, что нагрузка вызывает расход энергетических ресурсов тренирующегося, утомляет его. В то же время она  активизирует течение восстановительных  и адаптационных (приспособительных) процессов, которые при достаточном  отдыхе способствуют накоплению энергетических ресурсов до уровня, превышающего исходное состояние (уровень «до работы). Таким образом, отдых можно считать столь же необходимым фактором, обеспечивающим повышение работоспособности спортсмена, каким является нагрузка.

Режим выполнения любого физического упражнения зависит от интенсивности каждой из его частей, а также от характера и соотношения суммарных работы и отдыха.

Проанализируем, например, упражнение  в  проплывании 16 отрезков по 50 м (16x50 м). Каждую часть (отрезок) пловец может преодолевать в малом, умеренном, большом, около предельном и предельном темпе или с интенсивностью 75, 85, 90, 95% от предельной и т. д. Различают и характер работы:

стандартный—16X50 м, где каждый отрезок  проплывается либо в около предельном темпе с интенсивностью 98% от максимальной, либо в умеренном, большом, малом или предельном темпе;

 вариативный — 16x50 м, где  1, 5, 9 и 13-й отрезки преодолеваются  в малом темпе; 2, 6, 10 и 14-й —  в умеренном; 3, 7, 11 и 15-й в большом; 4, 8, 12 и 16-й — в около предельном темпе;

 смешанный — 16X50 м, где  каждый отрезок проплывается  с ускорением, начиная с малого  и кончая предельным темпом, или  1, 2, 3, и 4-й отрезки — в малом  темпе; 5, 6, 7 и 8-й — в умеренном; 9, 10, 11 и 12-й — в большом; 13, 14, 15 и 16-й — в около предельном темпе и т. д.

Нагрузка в виде стандартного выполнения упражнений позволяет успешнее осваивать  заданную постоянную скорость или темп плавания, помогает закреплять технику  выполнения отдельных элементов  и способа плавания в целом.

Вариативное выполнение упражнений содействует нахождению лучшего варианта техники или темпа движений, приучает пловца различать малейшие изменения скорости, воспитывает готовность ко все возможным ускорениям на дистанции, стимулирует не только освоение какого-то нового качества работы, но и повышение его на более высокий уровень.

 

 Особенности тренировочной нагрузки пловца

Нагрузка является одним из важнейших  факторов, стимулирующих течение  адаптационных (приспособительных) процессов  в организме, лежащих в основе повышения работоспособности систематически тренирующегося спортсмена; указывалось, что в силу закономерностей восстановительных процессов нагрузка всегда оказывается неразрывно связанной с отдыхом.

В спортивной практике под нагрузкой  понимают величину воздействия на организм тренирующегося различных физических упражнений и режимов их выполнения.

Понятие об объеме, напряженности  и величине нагрузки. Подготовка пловца осуществляется на суше и в воде. Поэтому нагрузка, которую он выполняет, измеряется суммой затраченного на тренировочные занятия времени. Таким образом, суммарный (на суше и в воде) объем нагрузки в часах является первой, наиболее общей, характеристикой методики подготовки пловца. Еще совсем недавно суммарный объем нагрузки даже у сильнейших пловцов страны измерялся всего 300—400 часами в год, теперь же в ряде случаев он увеличился в 2—2,5 раза.

Естественно, что у суммарного объема нагрузки должны быть разумные пределы. Эти пределы зависят от подготовленности спортсмена и диктуются постоянной продолжительностью суток.

Ту часть нагрузки, которую спортсмен  выполняет в воде, принято называть общим объемом. Общий объем упражнений в воде измеряется как в часах, так и в километрах. Это позволяет  определять не только количественную, но и качественную сторону процесса подготовки спортсмена любой квалификации. Частное отделения общего объема в километрах на затраченное время в часах всегда будет служить отличной характеристикой средней «напряженности» тренировочного процесса. К примеру, среднегодовая «напряженность» тренировки современного пловца — мастера спорта у мужчин находится в пределах 2,3—2,7 км в час; а у женщин —2,1—2,5 км в час.

 Величины «напряженности» отражают  не только уровень подготовленности  пловца, но и в какой-то мере  характеризуют состояние реализуемой методики. Так, методика подготовки спринтера отличается меньшей «напряженностью» (длинные дистанции он преодолевает медленнее, а короткие быстрее, но дольше отдыхает между заплывами), стайера — большей. Сильнейшие пловцы США пока что по «напряженности» значительно опережают советских.

Информация о работе Плавание