Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:51, контрольная работа
Известно, что уже в XVI в. в Венеции проводились соревнования по плаванию. Однако подлинную популярность как самостоятельный вид спорта плавание получило лишь в конце XIX в. В 1875 г. англичанин Матью Вебб, переплыв пролив Ла-Манш, преодолел около 35 км и установил первый в истории рекорд на этой трассе — 21 ч 45 мин. В 1890 г. было проведено первенство Европы, а в 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр.
Кропотливое изучение «
Объем тренировочной нагрузки
еще не определяет величины
ее воздействия на организм. Освоение
одинаковой по показателям
Интенсивность и скорость выполнения упражнений. Общий объем упражнений в воде всегда складывается из двух главных частей: из упражнений, выполняемых в свободном, непринужденном темпе, с малой интенсивностью, без ощутимых проявлений воли пловца (объем свободной нагрузки), и упражнений в повышенном темпе, с интенсивностью, достижение различных уровней которой требует соответствующей мобилизации волевых усилий спортсмена (объем интенсивной нагрузки).
Объем интенсивной нагрузки в воде принято учитывать в часах, в километрах и в процентах к общему объему. Доля интенсивной нагрузки является важной характеристикой процесса подготовки отдельного спортсмена или команды в целом. К примеру, в 1960 г. доля интенсивных упражнений у сильнейших пловцов страны в среднем составляла всего 18%', теперь же в ряде случаев она превышает 70—75%.
Объем скоростных упражнений
в воде дает лишь общее
Тактические задачи
Повторное проплывание 16x50 м всеми способами (по 4 отрезка каждым способом). Тренер предлагает выполнять это упражнение группе, состоящей из 4—5 одинаково подготовленных мастеров водной дорожки; предупреждает, что по минимальной сумме времени, затраченного на проплывание всех отрезков, оценит результаты каждого. Разыгрывается увлекательное состязание. Пловцы отлично знают слабые места соперников, стараются в спарринге навязывать друг другу непривычную схему выполнения упражнения, тщательно соразмеряют свои силы, следят за действиями соперника.
Преодоление 800 м в комплексном плавании в переменном темпе (100 м каждым способом в около предельном темпе + 100 м в свободном) Х4. Как распределить силы, какие отрезки плыть быстрее, каким образом не пропустить вперед соперника— все эти вопросы возникают перед каждым пловцом, если ему не только предлагают осваивать какую-то физическую нагрузку, но и задают нелегкие тактические задачи.
Упражнения для развития быстроты, особенно такие, как подвижные и спортивные игры, элементы единоборств, бег, прыжки и метания, весьма насыщены моментами, которые способствуют совершенствованию тактического мышления пловца: необходимость мгновенно оценивать сложные игровые ситуации, правильно реагировать на действия партнера или противника, мобилизовать себя на своевременное выполнение максимально сильных, быстрых или точных движений и т. д.
Контрольные испытания по физической подготовке. При хорошей организации могут превратиться еще и в средство оценки тактического мышления пловца. С этой целью на первом этапе подготовительного периода среди квалифицированных мастеров водной дорожки полезно разыгрывать места не только в каждом из отдельных контрольных испытаний, но и суммировать их достижения для характеристики общей физической подготовленности. Если подобного рода комплексные состязания организовывать интересно, с огоньком, то они активизируют весь процесс подготовки пловца, мобилизуют его на решение тех тактических задач, от которых зависит успех в комплексных состязаниях.
Таким образом, правильное построение
процесса совершенствования тактического
мышления повышает на первом этапе
подготовительного периода
Техника облегченных спортивных видов плавания
Кроль на груди без выноса рук.
Туловище и таз пловца расположены в воде почти горизонтально, ноги выпрямлены, голова несколько приподнята, взгляд устремлен над поверхностью вперед-вниз. Правая рука выполняет захват кистью и начинает подтягивание воды по направлению назад к груди в момент, когда левая нога у заканчивает удар сверху-вниз; одновременно левая рука, завершив отталкивание воды назад, начинает подготовительное движение под туловищем вперед. Во время рабочего движения правой руки (подтягивания воды кистью к груди и отталкивания по направлению к бедру) левая рука успевает закончить подготовительное движение, а ноги выполняют три поочередных удара сверху-вниз так, что к моменту захвата воды кистью левой руки правая нога оказывается в крайнем нижнем положении. Затем выполняется рабочее движение левой рукой и подготовительное — правой. За один цикл движений пловец выполняет шесть ударов ногами и по одному гребку каждой рукой. Вдох осуществляется во время поворота головы в сторону плеча, в момент окончания гребка одноименной рукой.
Брасс с приподнятой головой.
Таз и туловище пловца расположены
под небольшим углом к
Плавание на боку без выноса верхней руки.
Пловец расположен в воде на боку
под небольшим углом к
Основы техники плавания
Различают самобытные (народные), спортивные и облегченные спортивные способы плавания.
Владение одним из самобытных способов плавания, (саженками, «по-собачьи», на спине, на боку и др.и даст возможность человеку удерживаться на поверхности и преодолевать довольно большие расстояния. Однако при плавании самобытными способами пловцы передвигаются в воде довольно медленно и очень быстро устают.
Техника современных спортивных способов плавания (кроля, брасса, на спине, баттерфляя), несмотря на свою ) сложность, носит предельно целесообразный характер и подчиняется единым требованиям:
1. Пловец целиком (голова, туловище,
ноги) находится в воде в положении,
близком к горизонтальному,
2. Движения руками и ногами
выполняются по таким
3. Движения руками и ногами четко подразделяются на подготовительные и рабочие (например, движения рук в кроле: рабочие — захват, подтягивание и отталкивание; подготовительные — вынимание из воды, движение над водой, опускание в воду).
4. Подготовительные движения
5. Cогласование рабочих движений:
рук — в кроле, рук и ног
— в брассе и т. д.— должно
гарантировать наиболее
6. Дыхание пловца, с одной стороны,
должно обеспечивать
Наилучшим образом соблюсти перечисленные требования удается в кроле, поэтому все абсолютные рекорды скорости установлены пловцами, в совершенстве владеющими именно этим спортивным способом.
При массовом начальном обучении студентов плаванию целесообразнее знакомить их с техникой облегченных спортивных способов плавания, таких, как кроль на груди без выноса рук, брасс с приподнятой головой и на боку без выноса верхней руки...
Программа чемпионата
Программа чемпионата составляется в соответствии с количеством и подготовленностью студентов — пловцов вуза. На первых порах существования плавательного бассейна она может быть очень простой, но по мере развития в институте этого вида спорта все больше приближаться к олимпийской.
Приведем два варианта
1-й вариант (упрощенный):
1) 100 и вольным стилем, женщины и мужчины:
2) 100 м брассом, женщины и мужчины;
3) 100 м на спине, женщины и мужчины;
4)эстафета 4x50 и вольным стилем, женщины и мужчины
2-й вариант (для вузов,
1) 100 и 400 м вольным стилем, женщины и мужчины;
2) 100 и 200 м брассом, женщины и мужчины;
3) 100 и 200 м на спине, женщины и мужчины;
4) 100 и 200 м баттерфляем, женщины и мужчины;
5) 200 к 400 м комплексно, женщины и мужчины;
6) эстафета 4x50 м вольным стилем, женщины и мужчины;
7) эстафета 4X50 и комбинированная, женщины и мужчины.
В каждом положении следует расшифровывать и программу по дням.
Необходимо стремиться к
тому, чтобы чемпионаты вузов
были массовыми и в то же
время не слишком продолжительн
а) к участию в предварительных
заплывах на 100 и вольным стилем
и брассом, т. е. к
б) к заплывам на спине,
баттерфляем и в комплексном
плавании допускать по 12 человек
женщин и мужчин (по два заплыва
при шести дорожках в бассейне)
в) не проводить предварительных заплывов на 400 м вольным стилем и в комплексном плавании, на 200 м брассом, на спине и баттерфляем, допуская в финалы
на этих дистанциях тех
же спортсменов, которые
г) разрешать каждому пловцу
стартовать только на
Использование этих приемов в данном случае обеспечит при минимальных затратах времени возможность участия в чемпионате вуза 312 студентов и выявления победителей в 24 номерах программы. Новички ограничатся стартом в предварительных заплывах, некоторые— в эстафетах, а сильнейшие пловцы института смогут принять в течение трех дней соревнований участие в пяти заплывах, например: на 100 и вольным стилем в предварительном и финальном заплыве, на 400 м в финальном заплыве и в двух эстафетах.
В предварительных заплывах сильнейшие пловцы рассеиваются. В нашем примере десяти лучшим кролисткам института по их результатам в семестре должно быть предоставлено право плыть по средней (если в бассейне шесть, то ОО третьей) дорожке, соответственно: десятой спортсменке — в нервом заплыве, девятой — во втором, восьмой — в третьем..., первой — в десятом (сильнейшем) заплыве: Дорожки для остальных 50 участниц распределяются также по результатам. Причем слабейшая из них, пятидесятая, попадает в первый заплыв на крайнюю (шестую) дорожку, сорок девятая — на первую, сорок восьмая — на пятую, сорок седьмая — на вторую, сорок шестая — на четвертую и т. д.
Не следует проводить предварительных заплывов, если заявлено менее семи участников в номере (в бассейне с шестью дорожками) или девяти (в бассейне с восемью дорожками). Финальные соревнования в каждом номере программы разыгрываются только в том случае, если в них принимает участие не менее трех спортсменов.
Определение победителей
Определение победителей в личной и командной борьбе. Чемпионы вуза и пловцы-призеры, занявшие в каждом номере программы вторые и третьи места, могут определяться только по результатам, показанным в финальных заплывах.
Несколько сложнее выявлять на вузовских чемпионатах сильнейшие команды курсов и факультетов. Дело в том, что в большинстве институтов факультеты далеко не одинаковы как по общему числу студентов, так и то соотношению женщин и мужчин. Наиболее объективной и стимулирующей спортивную борьбу следует считать такую систему проведения соревнований, которая, с одной стороны, обеспечивала бы допуск к ним всех лучших пловцов института (не ограничивала бы заранее их представительство от каждого факультета), а с другой стороны, в какой-то мере нивелировала бы исходное преимущество той или иной команды. Этому могут служить рассмотренный уже вариант допуска спортсменов к соревнованиям и нивелировочный коэффициент. Обычно его привязывают к контингенту каждого факультета или, что еще лучше, к количеству занимающихся в бассейне студентов.