Подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: психофизические качества детей 6-7 лет.
Предмет исследования: подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет.
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить особенности психофизиологического развития детей 6-7 лет;
Определить значение развития психофизических качеств у детей 6-7 лет;

Файлы: 1 файл

подвижные игры курсовая.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Выносливость — это  способность организма совершать  продолжительную мышечную работу мощностью  от 60 до 80—90% от максимальной (в зависимости  от характера двигательной деятельности и физической подготовленности) благодаря  преодолению трудностей, возникающих в связи со сдвигами во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе.

Применительно к детям  дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность  организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности в данный момент. Целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости, так как именно аэробное энергообеспечение в большей степени соответствует их возможностям и способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию.

Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие.

1. Выносливость как  способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей.

Говоря об особенностях в развитии выносливости старших  дошкольников, следует отметить, что длительное выполнение физической нагрузки, даже небольшой и средней интенсивности, неизбежно приводит к постепенному нарастанию утомления. Таким образом, большую роль в развитии выносливости играют волевые факторы, за счет которых может быть продолжена мышечная работа, несмотря на постепенно нарастающее утомление. Но у дошкольников они не являются окончательно сформированными, поэтому им довольно трудно бывает справиться с утомлением.

В развитии выносливости у детей необходимо более широко использовать ходьбу, бег, лазание, катание на велосипеде и т.д. — именно тех движений, которые требуют участия большого числа мышечных групп, способствуя всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.

Функциональные возможности  детей старшего дошкольного возраста в значительной мере определяют их физическую работоспособность. При  этом важно учитывать, что они  не сохраняются на одном уровне в  течение дня. Следует учитывать  естественные колебания, связанные со многими причинами: биоритмами, постепенно нарастающим общим утомлением в период активной деятельности, рядом других причин. Целесообразно также принимать во внимание и колебания функциональных возможностей детей в разные периоды года, т.к. выявлено ухудшение реакции сердечнососудистой и кровеносной систем на физическую нагрузку в весенний период, что объясняется недостаточным пребыванием детей на воздухе в зимний период, дефицитом ультрафиолетовых лучей и т.д.

Таким образом, развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую на грузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

Гибкость — это  способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений. В структуре гибкости наиболее важными компонентами могут быть координация деятельности больших мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.

Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит у него быстрее наступает утомление. Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости.

Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Развитие гибкости тесно  связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые  другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых  упражнений, могут приводить к  ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в  какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного  возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям  суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости. Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных) [23, с.262].

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. Физические упражнения учат ребенка  ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Одним из важных средств  развития гибкости являются упражнения на растягивание, или «стрейчинговые»  движения. Стрейчинг представляет собой специально разработанную систему упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.

Суть этой системы  состоит в том, что с помощью  очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стрейчинг — это метод фиксированной растяжки.

Оздоровительная сущность стрейчинга состоит в том, что при растягивании разных частей тела в соответствующих направлениях мы добиваемся чередования напряжения и расслабления в мышцах. Меняя силу и направление нагрузки, мы можем задействовать многие группы мышц

Отличительной особенностью метода стрейчинга является то, что стрейчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стрейчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление.

Комплекс ощущений, возникающих  каждый раз при принятии той или  иной позы, закладывает основу для  правильного выполнения упражнений, производит точную и своевременную  коррекцию, помогает найти оптимальный  путь для решения поставленных задач.

При занятиях физическими упражнениями необходимо соблюдать определенные требования. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги [2; С.96]. Так, при подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.

В основе методики развития ловкости лежат следующие положения [1; С.331]:

- применение необычных исходных  положений в знакомых упражнениях:  бег из исходного положения  – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;

- изменение скорости и темпа  движения, использование разных  ритмических сочетаний, различной  последовательности элементов;

- смена способов выполнения  упражнений: метание сверху, снизу,  сбоку, прыжки на одной или  двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их  с движениями тела, требующими  разносторонней координации и  тонких мышечных ощущений;

- выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3-4 человека;

- более сложные сочетания основных  движений: бег змейкой, обегая  кубики, доставая в прыжке подвешенный  предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;

- использование упражнений, в которых  необходимо сохранять равновесие  либо восстанавливать его после  потери: бег с остановками по  сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:

  1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
  2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;
  3. Упражнения недолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;
  4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.

В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения [1; С.332] .

1) Для развития быстроты  реакции используются:

  • старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
  • чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
  • изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
  • изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.

2) Для развития способности  в короткое время увеличивать  темп движения используется:

  • бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;
  • бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад;
  • бег с ускорением.

3) Для развития умения  приспосабливать и регулировать  длину бегового шага применяют:

  • бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
  • бег скрестным шагом по обручам.

Под силой, как физическим качеством, необходимо понимать преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий.

Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выносливость – это способность организма преодолевать утомление при сохранении необходимой интенсивности, точности, маневренности и быстроты.

Информация о работе Подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет