Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:06, доклад

Описание работы

«Бездомный заяц»
Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих. Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки ан расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - логове - первый номер встает в середине и изображает зайца.

Файлы: 1 файл

картотека.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

Подвижные игры для  детей старшего дошкольного возраста

 
 «Бездомный  заяц» 
Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих. Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки ан расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - логове - первый номер встает в середине и изображает зайца. Один из водящих - охотник, другой - заяц, не имеющий логова (бездомный). Водящие встают в стороне от кружков. Руководитель дает команду для начала игры: "Раз, два, три!" На "раз" водящий заяц убегает, а на "три" охотник бросается его ловить. Заяц, спасаясь от охотника, может забежать в любое  логово (кружок), в котором играющие держатся за руки. Тогда заяц, находившийся там, выбегает, а охотник начинает преследовать уже его. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями. После того как первые номера зайцев побегали, руководитель останавливает игру и предлагает стать зайцами вторым номерам, а первым занять места в кружках. Затем становятся зайцами третьи номера и т.д. Можно меняться ролями и следующим образом: каждый раз, когда заяц забежит в логово, он меняется местом с очередным игроком, стоящим в кружке. В заключение игры отмечаются зайцы, ни разу не пойманные. Правилами предусмотрено, что охотник может ловить зайца только вне логова. Пробегать зайцам через логово нельзя. Если заяц вбежал в логово, он должен там остаться. Как только заяц вбежал в логово, находящийся там игрок должен немедленно выбежать. Игроки, образующие кружок, не должны мешать зайцам вбегать и убегать.  
Если играющих мало, то кружок образуют 2-3 человека.  
 
«Волк во рву» 
Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя "Козы, в поле, волк, во рву!" дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: "Козы, домой!" Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий. 
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков. 
 
«Воробьи и кошка» 
На полу чертится круг или выкладывается из веревки, диаметр 4м. один ребенок-кошка, он находится в середине круга. Остальные дети-воробьи, становятся за чертой круга. По сигналу педагога воробьи начинают прыгать в круг и из круга 9 на двух ногах). Кошка неожиданно просыпается и старается поймать воробьёв. Тот, кто не успел прыгнуть из круга, считается пойманным; он делает шаг назад из круга. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается другой водящий из числа пойманных.

«Горелки» 
Играющие (11-13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2-3 шагах) стоит водящий, он смотрит вперед. Играющие хором произносят: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло, 
Глянь на небо - 
Птички летят, 
Колокольчики звенят! 
Раз, два, три - беги! 
После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет водящим. Если водящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется. 
Примечание. 
Воспитатель следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени. 
 
«Гуси-лебеди» 
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. 
На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. 
Сбоку площадки очерчивается место — логово волка. 
Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит: 
Гуси, гуси! 
Гуси останавливаются я отвечают хором: 
Га, га, га! 
Пастух. Есть хотите? 
Гуси. да, да, да! 
Пастух. Так летите! 
Г ус и. Нам нельзя! 
Серый волк под горой 
Не пускает нас домой 
Так летите, как хотите 
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в 
стороны), летят через луг домой, а волк, 
услышав гусей, выбегает, пересекает ям дор стараясь поймать их (коснуться рукой). 
Пойманных гусей волн уводит к себе. 
После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманых 
гусей, 
Затем выбираются новые волк и пастух . Так 
игра повторяется. 
Примечание. Когда воспитатель впервые 
проводит игру, он рассказывает детям, 
гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом 
они нагибаются, вытягивают шею, а 
летают, расправляют крылья  
 
«Два Мороза» 
На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям: 
Мы два брата молодые,          Я Мороз - синий нос, 
Два Мороза удалые,                Кто из вас решится 
Я Мороз - красный нос,          В дороженьку пуститься ? 
Все играющие хором отвечают: 
Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам мороз ! 
После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих. 
Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным. 
 
«День и ночь» 
 Играющие распределяются на две команды - «день» и ночь». По середине зала проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит: «Приготовились!», затем дает одной команде сигнал к бегу, например, произносит: «День!». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды. 
 
«Догони свою пару» 
Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3-4 шага. По сигналу воспитателя выполняется бег на противоположную сторону площадки(дистанция 15-20 м ). Игрок второй шеренги старается дотронуться до игрока первой, прежде , чем тот пересечёт условную линию. Воспитатель подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями. 
 
«Затейники (ровным кругом)» 
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст: 
«Ровным кругом, .друг за другом Мы идем за шагом шаг. 
Стой на месте, дружно вместе Сделаем... вот так». 
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. 
Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. 
Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него. 
 
«К о ш к а и м ы ш к а» 
Играющие встают в круг. Выбираются кошка 
и мышка. Мышка становится в круг, кошка за кругом. Остальные дети, взявшись за 
идут по кругу и говорят: 
«Ходит Васька беленький, 
Хвост у Васьки серенький, 
А бежит- стрела. 
Глазки закрываются, 
Когти расправляются, 
Зубы, как игла. 
Только мыши заскребут, 
Чуткий Васька тут как тут, 
Всех поймает он. 
После слов «Всех поймает он» дети останавливаются в условленном месте круга, двое детей опускают руки, оставляя проход- ворота. Мышка, убегая от кошки, может 
пробегать в ворота и подлезать под руки играющих в кругу. Кошка ловят мышку. Она может пробежать в круг только через ворота. Когда кошка поймает мышку, на эти роли выбираются другие дети, и игра повторяет 
 
«Караси и щука» 
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них—камешки- образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. 
По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. 
Игра проводится З—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных. 
Затем выбирают новую щуку. дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется. 

«Ключи» 
Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает : «Пойди к …( называет имя ребенка) постучи!» в это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять  кружок , он кричит: «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим. 
 
«Краски» 
Играющие сидят на стульчиках или на скамейке (можно и па бревне или поваленном дереве). 
Выбирается продавец в покупатель. Покупатель отходит в сторону. дети называют продавцу, какой краской они хотят быть. Приходит покупатель в говорит: «Стук, стук. 
«Кто там?» — спрашивает продавец. Вова (Валя), покупатель называет свое имя. «Зачем пришел?» — «За краской». «За какой?» — «За красной (синей, желтой...). 
Покупатель называет любой цвет. Если такая краска есть, продавец говорит, сколько она стоит (в пределах 10), и покупатель столько раз ударяет его по ладони. С последним числом <краска> убегает, а покупатель ее догоняет. Поймав краску, он отводит ее в условленное место. Игра продолжается. Если названной краски нет, продавец говорит: 
«Скачи по красной (зеленой я т. д.) дорожке на одной ножке». Покупатель скачет до условленного места я возвращается. Игра продолжается до тех пор, пока все краски не будут куплены. 

«Кто  быстрее» 
Играющие строятся в две колонны и по сигналу воспитателя выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, мячик), обходят предмет и проходят в свою колонну с внешней стороны. Отмечается команда-победитель. Повторить 2-3 раза. 
 
«Кто скорее снимет ленту» 
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн, по 4—5 человек в каждой. На расстоянии 10—15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10—15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. 
По сигналу воспитателя: «Беги!» — все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те, кто был в колонне первым, становятся в конец ее, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. 
Игра кончается, когда все дети снимут ленты. 
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути детей препятствия: например, протянуть веревку на высоте 40—50 см, под которую нужно подлезть, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30—35 см, через которые надо перепрыгнуть

«Кто  скорей к своему флажку» 
На одной стороне комнаты (площадки) проводят линию. В 10 м от нее ставят на подставках флажки, дети (4—5) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 м один от другого. 
По сигналу воспитателя: «Приготовились! — дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове 
удара по обручу. 
Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три—кати! И дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой, дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой. 
Одна и та же группа детей может повторить игру несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой. 
Игру можно проводить и со всей группой, этом случае дети разбиваются на отряды. Обручи катят поочередно каждые 4—5 человек, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков. 
 
«Кто скорее до флажка» 
Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5—б шагов от края площадки про водится черта, за которую становятся 4— 5 детей. 
На противоположной стороне площадки на расстоянии 18—20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. 
По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или при словах «Раз, два, три— беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. 
Воспитатель отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а ва их место становятся за черту следующие 4—5 человек. 
Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками. 
Примечание. 
Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку. 
 
«Ловишки» 
С помощью считалки выбирается водящий-ловишка и становится на середину зала. По сигналу воспитателя «Раз, два, три –лови!» все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого-либо и коснуться рукой .Тот кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будут пойманы 2-3 игрока, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3 раза. 
 
«Ловишка с ленточкой» 
Играющие образуют круг. Каждый прикрепляет сзади к поясу ленточку. В центре круга водящий-ловишка. По сигналу воспитателя  «Беги!» все дети разбегаются, а ловишка старается вытянуть у кого-либо ленточку. Лишившийся ленточки игрок отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три в круг скорей беги!» дети снова образуют круг. Ловишка показывает собранные им ленточки и возвращает их играюшим. Игра возобновляется с новым водящим. 
 

«Ловля  обезьян» 
Изображающие обезьян дети располагаются на пособиях для лазанья по одну сторону площадки. В противоположной стороне находятся ловцы обезьян (4-6 детей). Они хотят сманить обезьян с деревьев и поймать их. Ловцы договариваются, какие движения они будут делать. Они выходят на середину площадки и показывают задуманные движения. Обезьяны в это время быстро влезают на стенку и наблюдают оттуда за движениями ловцов. Проделав движения, ловцы уходят в конец площадки, а обезьяны слезают с деревьев,  приближаются к тому месту,  где  были ловцы, и подражают их движениям. По сигналу воспитателя "ловцы" обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево. Пойманных они уводят к себе. После 2-3 повторений дети меняются ролями. 
Примечание.  
Надо следить, чтобы дети не спрыгивали со стены, а спускались вниз до последней перекладины. При повторении игры движения ловцов должны быть новыми. 
 
«Лягушки в болоте» 
На одной стороне зала находится ведущий-журавль. В середине зала-болото( круг, выложенный из шнура) Вокруг сидят дети-лягушки и произносят: 
Вот с насиженной гнилушки 
В воду щлёпнулись лягушки. 
Ква ке-ке, ква-ке-ке, 
Будет дождик на реке. 
С окончанием слов лягушки прыгают в болото. Журавль ловит лягушек, не успевших прыгнуть. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. Когда журавль поймает несколько лягушек, выбирают другого журавля, из числа тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется 
 
«Лягушки и цапли» 
Играющие идут по кругу. На сигнал педагога «Цапли!» прыгнуть в круг, принять стойку на одной ноге, подняв согнутую в колене ногу, руки в сторону или на пояс. Затем продолжение ходьбы , на сигнал «Лягушки!» прыгнуть на двух ногах в круг и присесть(руки на колени). Педагог подает сигналы в разной очередности. 
 
«Медведи и пчелы» 
Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) — медведи, остальные — пчелы. На расстоянии З—м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8—10 м на противоположной стороне— луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку (в улей) и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» — пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того как игра проведена 2—З раза, дети меняются ролями. 
Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим 
 
«Море волнуется» 
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок. 
Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет: «Море волнуется», встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они еще немного ходят или бегают. Неожиданно ведущий говорит: 
«Море спокойно». Все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим, и игра повторяется. Воспитатель следит, чтобы цепочка двигалась «змейкой», не пропуская ни одного кружка. 
 
«Мы веселые ребята» 
Дети стоят на одной стороне площадки или 
стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми. 
Дёти хором произносят текст: 
Мы веселые ребята, 
Любим бегать и играть. 
Ну, попробуй нас догнать: 
Раз, два, три—лови! 
После слова *лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. 
После двух-трех перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Если ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый. 
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.  
 
«Мышеловка» 
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. 
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая: 
Ах, как мыши надоели,  
Развелось их просто страсть. 
Все погрызли, все поели,  
Всюду лезут — вот напасть. 
Берегитесь же, плутовки, 
Доберемся мы до вас. 
Вот поставим мышеловки, 
Переловим всех за раз! 
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же вы. бегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп!» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают — мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они тоже становятся в круг (размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышёй пойма- на, дети меняются ролями, и игра возобновляется. 
Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог. 
В конце следует отметить наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке. 
 
«Мяч водящему» 
Играющие становятся в 3-4 колонны. На расстоянии 2-2,5 м от каждой колонны встает водящий с мячом. По сигналу воспитателя водящие бросают мяч стоящим первым игрокам, а те поймав их, возвращают обратно и бегут в конец своей колонны. Затем водящие бросают мячи следующим игрокам и т.д. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая упражнение. 
 
«Не оставайся на полу» 
С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает  вместе с детьми по залу. Как только воспитатель произнесет»Лови!» все дети разбегаются и стараются забраться на любое возвышение ( гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка).Ловишка старается осалить. Ребята до которых дотронулись отходят в сторону. По окончании игры подсчитывают количество проигравших и выбирается новый водящий.  
 
«Не попадись» 
На полу чертят круг. Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага.  
Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте .Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, старается коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок , до которого водящий дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми. 
 
«Охотники и соколы» 
На одной стороне зала находятся соколы. Посередине зала стоят два охотника. По сигналу воспитателя «Соколы, летите!» дети перебегают на другую сторону зала, а охотники стараются их поймать(запятнать), прежде чем , те пересекут условную линию. При повторении игры выбираются другие водящие, но не из числа пойманных. Игра повторяется 2-3 раза. 
 
«Охотники и утки» 
Дети делятся на две равные команды- охотники и утки. Утки становятся в середину большого круга. Охотники бросают мяч ( большой диаметр), стараясь осалить им уток. Утка, которой коснулся мяч, выбывает из игры. Когда большинство уток будет осалено, команды меняются ролями. 

Информация о работе Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста