Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:06, доклад

Описание работы

«Бездомный заяц»
Играющие, за исключением двух водящих, разделяются на группы по 3-5 человек. С этой целью лучше всего построить их в круг и рассчитать по три или по пять, в зависимости от количества играющих. Группы образуют кружки и размещаются в разных местах площадки ан расстоянии 2-4 м. В каждом кружке - логове - первый номер встает в середине и изображает зайца.

Файлы: 1 файл

картотека.docx

— 47.21 Кб (Скачать файл)

«Паук и мухи» 
В одном углу зала обозначается кружком или шнуром паутина, где живет водящий –паук. Остальные дети- мухи. По сигналу воспитателя все мухи разбегаются по залу, «летают», жужжат. Паук находится в паутине. По сигналу воспитателя «Паук!» мухи останавливаются в том месте, где их застала команда. Паук выходит и внимательно смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит в свою паутину. После двух повторений подсчитывается количество пойманных мух. Игра возобновляется с новым водящим. 

«Перебежки» 
На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5—6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта. 
Играющие делятся на две группки—два отряда (не более 6—8 человек в каждом). дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону. 
Воспитатель отмечает, кто из детей одного 
другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого временно выбывшие из игры возвращаются в свои отряды. Отряды меняются местами, и игра возобновляется. 
Примечание. 
1. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучку, откуда дети- будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры. 
2. Для установления очередности (какому отряду первому бежать, а какому бросать снежки) отряды могут воспользоваться считалками. 
 
«Перелет птиц» 
На одной стороне зала находятся дети- птицы. На другой стороне зала располагают различные пособия- гимнастические скамейки, кубы и т.д.- это деревья. По сигналу воспитателя « Птицы улетают!»дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря!»все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу- «птицы продолжают свой полёт». Страховка воспитателя обязательна. 
 

«Перемени предмет» 
Играющие встают у черты в 2—З колонны по 4—5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колоннах первыми, — мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек, берут кубик и бегут обратно. Встав на свое место, они поднимают принесенный предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие передают принесенный предмет следующим в колонне, а сами идут в конец, Игра продолжается, и каждый раз ребенку 
прибежавшему первым, вручается флажок. 
Когда все дети пробегут по одному разу, отмечают, в какой колонне флажков больше. 
Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес. При повторении игры дети могут переходить из одной колонны 
в другую, но число их должно быть все время 
равным.  
 
«Передай мяч» 
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя: «Начинай»! — дети передают мяч по кругу, при 
этом все четко говорят: 
Раз, два, три — мяч скорей бери! 
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь! 
Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет? 
Я! у кого на слово «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три — беги».  Дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходи с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону. 
 
«Пожарные на учении» 
Играющие дети делятся на 2—3 отряда по 5—б человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4—5 м. 
Это — пожарные, они должны уметь быстро взобраться по лестнице. 
На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик. 
По сигналу воспитателя (слово или удар 
в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, 
бегут к гимнастической стенке, взбираются по 
ней, звонят в колокольчик, слезают и встают 
в конец колонны. 
Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т. д. 
В конце игры воспитатель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице. 
После этого игра повторяется. 
В процессе игры воспитатель должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазанье не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры). 
 
«По местам» 
Играющие образуют круг. Перед каждым ребенком лежит предмет(кубик, мешочек, кегля и т.д.) По сигналу воспитателя  все разбегаются по залу в разные стороны, а воспитатель убирает один предмет. На сигнал « По местам!»все играющие должны быстро встать в круг и занять место у какого-либо предмета. Тот , кто остался без предмета, считается проигравшим. Игра повторяется несколько раз. 
 
«Попрыгунчики-воробышки» 
Воспитатель выкладывает на полу круг из веревки. Выбирается водящий- коршун. Он становится на середину круга. Остальные дети-воробышки, они стоят за кругом. Воробышки прыгают из круга и в круг. Коршун бегает в круге и не дает воробышкам долго там находиться. Воробышек, до которого водящий дотронулся, останавливается, поднимает руку, но из игры не выбывает. Воспитатель отмечает тех, кого коршун ни разу не поймал. Игра повторяется после небольшого перерыва. 
 
«Пустое место» 
Играющие становятся в круг, положив руки за пояс,— получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: 
Вокруг домика хожу 
И в окошечки гляжу. 
К одному я подойду 
И тихонько постучу. 
После слова «постучу водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки». И оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становится водящим, и игра продолжается. 
 
«Пятнашки» 
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки. 
После сигнала воспитателя: <Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3—4 играющих. 
При повторения игры выбирается новый пятнашка. 
Если пятнашка в течение 30—40 секунд не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего. 

«Сбей кеглю» 
Бортики, скрепленные воротцами, образуют игровое поле, на котором расставляются кегли: красные в центре, остальные по две с каждой стороны от нее. 
Играют двое. Поочередно они устанавливают шарик в любых воротцах и ударом по нему кием стараются сбить кегля. Сбитая красная кегля дает 4 очка, остальные — по 2. 
Сбитые кегли убираются с поля. Игра заканчивается, когда все кегли оказываются. сбитыми. Выигрывает тот, кто набрал большее (или обусловленное) количество очков. 
Во втором случае сбитые кегли возвращаются на игровое поле. 
Количество очков, полученных за сбитые кегли, можно откладывать с помощью фишек (палочек, камешков, пуговиц и т. п.). 
Чей дальше? 
Игра проводится на участке. Она заключается в бросании мяча о стенку с фиксированием результата. 
На расстоянии 1—2 м от стены проводится линия, с которой бросают мяч. За ней проводится еще 3—4 линии на расстоянии 20 см друг от друга. их обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Играющие поочередно бросают мяч о стенку и отмечают, на какую линию он упал. 
Когда дети научатся хорошо бросать мяч, можно внести усложнение: играющие договариваются, на какую линию должен упасть 
мяч. 
 
«С кочки на кочку» 
Вдоль зала в две линии в шахматном порядке кладут 6-8 плоских обручей( или выкладываются круги из коротких шнуров). Играющие становятся в две колонны. По сигналу педагога стоящие первыми начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч без паузы- «с кочки на кочку». Дети прыгают поточным способом, соблюдая дистанцию. 
 
«Совушка» 
Из числа играющих выбирается совушка. Сова влезает на дерево (на 3—4 рейки гимнастической стенки или заборчика), а все остальные дети летают, помахивая крыльями. 
Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах. Совушка влезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того совушка уводит к своему дому. 
Воспитатель говорит: «День!», — и совушка вновь влезает на дерево. 
После одного повторения выбирается другая совушка и игра продолжается. 
 
«Стоп!» 
 На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на 
ней близко друг к другу стоят играющие.На противоположном конце площадки очерчивается 
- кружком (диаметром- 2—З шага) место 
ведущего. Повернувшись спиной к играющим, ведущий громко говорит: «Быстро шагай, 
и не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп»! и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: Быстро шагай...» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!» Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда. 
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!» Тот, кому удалось это сделать, становится водящим. 
Игра возобновляется с новым водящим. 
 
« Тихо-громко» 
С помощью считалки выбирается водящий , он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети ,кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется - хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдёт предмет. Если ему долго это не удается , то выбирается другой водящий 
 
«Удочка» 
Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой землёй (полом), а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает детям, как следует подпрыгивать: энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Воспитатель вращает мешочек в обе стороны попеременно. 
 
«Фигуры» 
Ходьба в колонне по одному в умеренном темпе; бег по всей площадке , на сигнал : «Фигуры!»остановится и показать какую-либо фигуру: птичку, зайчика, спортсмена, и т.д. Игра повторяется. 
 
«Хитрая лиса» 
Играющие стоят по кругу. Расстояние между детьми один шаг. Воспитатель предлагает детям закрыть  глаза, обходит круг за их спинами и дотрагивается до одного ребенка- он становится лисой. Играющие открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, угадывая, кто же из них хитрая лиса. Дети спрашивают хором сначала тихо, потом громче, Хитрая лиса, где ты ?» После трёхкратного произнесения этих слов хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку и произносит : «Я здесь!» Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных отводит в свой дом .Когда лиса поймает 2-3 детей, воспитатель говорит : «В круг!» Все играющие встают в круг, и игра возобновляется. 
 
«Чье звено скорее соберется?» 
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Воспитатель раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование - "зеленые", "синие", "красные", и т.п. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу "на места" водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке "смирно". Воспитатель отмечает, какое звено собралось первым. 
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: "Стой!"  Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Воспитатель произносит: "На места!" Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим. 
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т.п. Можно ввести условие: "Делай, как водящий", тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим. 
 
«Эстафета с мячами» 
Играющие делятся на два отряда (по б— 8 человек в каждом) и встают в две колонны. 
Ноги у детей расставлены на ширину плеч. 
Воспитатель стоит перед ними на расстоянии 
1—2 м. - Первым в колонне дается по мячу (диаметром 15—20 мм). 
На сигнал воспитателя: «Вверх!» — дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получит мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч. 
Выигрывает тот отряд, который первым принесет мяч. 
Игра повторяется несколько раз, при этом 1—2 раза мяч передается над головой, а затем такое же количество раз — между расставленными ногами. В этом случае воспитатель дает сигнал «Вниз!» (Не намочи ног). 
 
«Эстафета по кругу» 
Играющие делятся на четыре отряда 
На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам. 
Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу воспитателя (удару в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие. 
Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх. 
Выигравшим считается тот отряд, который сделает это первым. 
Игра может повторяться с тем же составом, но, если воспитатель видит, что силы неравные, следует предложить детям перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки. 

«Эстафета с обручами» 
Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами — 1,5—2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5—б м от нее кладутся обручи — по одному против каждой колонны. 
По сигналу воспитателя: «Раз, два, три— беги!» — первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый по следующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.


Информация о работе Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста