Подвижные игры в развитии ловкости старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Огромная роль в физическом развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых и физических качеств. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства тренера-воспитателя, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями воспитанников, от четкой организации и проведения возможных игр.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Развитие ловкости как проблема исследования…………………….4
Методика развития ловкости у дошкольников………………………7
3. Методика использования подвижных игр………………………….13
4. Разработка системы подвижных игр, направленных на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста ………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...17

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

  Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 Вопрос о том, что  представляет собой ловкость, является  дискуссионным.

 Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой  способность быстро овладевать  новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

(Ноткина Н.А. 1993)

 И.В. Волков характеризует  ловкость как способность быстро  и наиболее совершенно решать  двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.

(Волков И.В. 1981)

 В.Л. Лях даёт такое  определение: Ловкости – качество  управления движениями, обеспечивающее  правильное, быстрое, рациональное  решение двигательной задачи.

(Лях В.Л. 1991)

 Все перечисленные  понятия характеризуют комплексный  характер ловкости, которая точнее  определяется как координационные  способности многообразные и  сложные.

  Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:

 способность к сохранению  статического и динамического  равновесия, т. е. к сохранению устойчивой  позы в различных положениях  тела или при выполнении движений;

 способность к согласованности  движений, т. е. умение, согласованно  выполнять различные движения  отдельными частями тела;

 способность к реакции;

 способность дифференцировать  пространственные, временные и силовые  параметры движения;

 способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

(Лях В.Л. 1991)

 Э.Я. Степаненкова включает  в понятие ловкость такие компоненты:

- быстрота реакции на  сигнал;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового;

- осознанность выполнения  движений и использования двигательного  опыта.

(Степаненкова Э.Я. 2001)

 В.М. Зациорский выделяет  несколько измерителей ловкости:

 координационная сложность  задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;

 точность выполнения  движений, т. е. степень его соответствия  пространственным, временным и силовым  характеристикам, требованиям двигательной  задачи;

 время выполнения движения.

(Зациорский В.М. 1970)

  Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей.

  Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.

  Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

 В методической литературе  указывается на то, что воспитание  ловкости складывается :

 во–первых, из воспитания  способности осваивать координационно  сложные двигательные действия,

 во-вторых, из воспитания  способности перестраивать двигательную  деятельность в соответствии  с требованиями меняющейся обстановки,

 в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.

 Пути развития ловкости:

  Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.

 Необходимо давать  усложнения, новые сочетания знакомых  движений, изменять привычные условия  выполнения движения.

 При подборе упражнений  на развитие ловкости необходимо  помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

 В основе методики  развития ловкости лежат следующие  положения:

- применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;

- изменение скорости  и темпа движения, использование  разных ритмических сочетаний, различной  последовательности элементов;

- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их с  движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

- выполнение согласованных  движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать  и опускать обруч, верёвку, держась  за них по 3 – 4 человека;

- более сложные сочетания  основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;

- использовать упражнения, в которых необходимо сохранять  равновесие либо восстанавливать  его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

  Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).

 Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии.

 Метание в цель, прокатывание  мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.

 Вавилова считала, что  ловкость необходима при выполнении  всех основных движений, в подвижных  играх, спортивных упражнениях. Она  соединяет в себе многие двигательные  качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.

(Е.Н. Вавилова)

 Тарасова Т.А. в свою  очередь считала, что ловкость  развивается при условии пластичности  нервных процессов, способности  к ощущению восприятию собственных  движений и окружающей обстановки.

(Тарасова Т.А. 2005)

 Хухлаева Д.В. писала  о том, что к развитию ловкости  приводит систематическое разучивание  с детьми новых упражнений. Обучение  повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движении  и развивает способность овладевать  новыми, более сложными упражнениями.

 Развитию ловкости  способствует выполнение упражнений  в изменяющихся условиях. Так  в подвижных играх детям приходится  непрерывно переключаться от  одних движений к другим, заранее  не обусловленными; быстро, без всякого  промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

(Хухлаева Д.В., 1984)

  Развитие быстроты движений у детей старшего дошкольного возраста

  Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.

 Быстрота проявляется  в разных формах, основными из  которых являются:

- быстрота реакции на  сигнал к действиям или их  смене. Э.Я. Степоненкова, В.М. Зациорский характеризуют данную форму как латентное время двигательной реакции;

- скорость одиночного  движения;

- способность увеличивать  в короткое время темп движения  по сигналу или в игровой  обстановке;

- частота циклических движений.

(Степаненкова Э.Я., Зациорский  В.М.)

 Эти формы проявления  быстроты относительно независимы  друг то друга. Ребёнок может  иметь быструю реакцию, но быть  медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание указанных  форм определяет все случаи проявления быстроты, по единичному проявлению нельзя судить о развитии остальных скоростных способностей.

 Практически наибольшее  значение имеет скорость целостных  двигательных актов (бега, прыжков). Однако скорость в целостном  сложнокоординированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном изучении именно элементы формы проявления быстроты являются наиболее показательными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика использования подвижных игр

 

 Особую значимость  в формировании двигательного  творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.

 Подвижные игры детей  дошкольного возраста являются  обязательным элементом свободного  и научно организованного воспитания  детей. Игры — важный процесс  коллективного общения детей, социальной  их адаптации. Помимо физической  тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя — правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, предупреждать утомление. Спортивные развлечения для детей дошкольного возраста описаны В. Г. Гришиным, А. Ф. Осиповым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Разработка системы подвижных игр, направленных на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 

Констатирующий этап: исследование физических качеств (быстрота и ловкость)

  У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

 В дошкольном возрасте  преимущественное внимание должно  быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и  о соразмерном развитии силы  и выносливости.

 Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч или шнур).

Информация о работе Подвижные игры в развитии ловкости старшего дошкольника