Подвижные игры в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Физическая подготовка - основополагающая сторона спортивной тренировки, так как в большей мере, чем другие стороны подготовки, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма. От уровня физической подготовленности зависят успешность технической подготовки, содержание тактики спортсмена, реализация личностных свойств в процессе тренировок и состязаний.

Содержание работы

Введение
1.Характеристика подросткового возраста
2.Характеристика физических качеств
3.Характеристика физических качеств в подростковом возрасте
4.Развития физических качеств у подростков при тренировках разной направленности
Заключение

Файлы: 1 файл

PODVIZhNYE_IGRY_V_ShKOLE_V_POMEShhENII_I_NA_VOZDUXE_DLJa_DETEJj_MLADShIX.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Выносливость к статическим  усилиям различных групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший  прирост времени поддержания  статического усилия сгибателями кисти  наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8--11 лет увеличивается на 75,5%, 11 --14 лет--на 11,4%, а в 14--17 лет--на 10,4%. Более того, в младшем возрасте достоверные различия наблюдаются внутри возрастных групп. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2--3 года.

Выраженное увеличение статической выносливости мышц кисти  у девочек 8--15 лет также имеет  место только с 8 до 10 лет. Затем выносливость к 15 годам снижается до уровня девочек 8 лет.

Выносливость к статическим  усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение  показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.

В характере возрастного изменения статической выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается уменьшение статической выносливости по сравнению с соответствующим показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные различия выявлены внутри групп младшего (8--9, 9--10, 10--11 лет) и среднего возрастов (11 --12, 12--13 лет). В старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено. Они наблюдаются через 2--3 года. Последнее свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища у мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов  наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается  на 76,5%, от 11 до 14 лет -- на 32,9%, от 14 до 17 лет --на 63,1%.

Своеобразный ход естественного  развития статической выносливости разгибателей туловища и ног зафиксирован у девочек 8-- 15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и  значительно возрастает к 15 годам.

Выносливость мышц к  статическим усилиям может быть также определена путем изменения  времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы -- «вис»  и «упор». Выносливость мышц при  выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).

Время удержания позы «упор» увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.

Возрастные изменения  развития выносливости к скоростно-силовым  усилиям у детей младшего и  среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

Развитие  гибкости у школьников

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного  аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.

Анализ данных свидетельствует, что увеличение показателей суммарной  подвижности позвоночного столба при  сгибательных движениях у мальчиков  и девочек 7--17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11 --13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16--17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек в период от 7 до 14 лет показатели подвижности  позвоночного столба при активных движениях  увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет  отмечено наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11 -летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7--17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7--11 лет у  мальчиков ежегодный прирост  показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного --3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16--17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается.

У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный  рост подвижности в суставах плечевого  пояса у школьников происходит до 12-- 13-летнего возраста.

За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек -- на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях -- соответственно на 17° и 14°. У девочек во всех возрастах более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений подвижности суставов Б. В. Сергеев разделяет их на две  группы.

В первую группу, характерную  увеличением показателей подвижности  до 14--15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу -- плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11 --13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются в 16--17-летнем возрасте.

Несмотря на отличия  в показателях прироста подвижности  различных суставов, автор отмечает общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7--11 лет происходит интенсивный прирост подвижности  во всех суставах. В 12-- 15 лет подвижность  достигает постоянной величины, а в 16-- 17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.

Воспитание  ловкости

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение  в связи с многообразными взаимосвязями  с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и  ходьбе с закрытыми глазами, прыжках  в длину с места, метании в  цель.

Амплитуда колебаний  тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей до 12 лет; с 8 до 10 и с 11 до 12 лет это уменьшение является достоверным, и только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.

Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или начале второго года жизни, совершенствование способности правильно ориентироваться в пространстве продолжается еще многие годы и лишь в 12-летнем возрасте достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным. Ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.

Наибольшее интенсивное  развитие функции динамического  равновесия происходит у детей 7--10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет -- на 3,7 см.

Точность метания в  вертикальную цель также значительно  повышается с возрастом. У мальчиков  она достигает наибольшей величины в 14--15 лет, у девочек -- в 13 лет.

Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23--30%, а в старшем -- 15--21% исходной величины.

Подведём итог:

Изучению возрастного  развития физических способностей школьников посвящены многие исследования зарубежных авторов. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости у детей и подростков.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод  о том, что в среднем и старшем  школьном возрасте (с 13--14 до 16--17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.

В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в среднем школьном возрасте 10--12 лет. В возрасте 10--13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты -- скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9--12 лет.

Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в  возрасте от 12--13 до 14--15 лет. Девочки  уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается  юношеская возрастная группа 15--17 лет, что определяет повышенные возможности  для совершенствования ловкости.

Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7--14 лет, а при сгибании -- 7--10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7--12 и 14 лет.

 

4.Развития  физических качеств у подростков  при тренировках разной направленности

 

На здоровье спортсменов  и их тренированность оказывает  существенное влияние характер тренировочного процесса. Дело в том, что функцию  и морфологию организма спортсмена формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Характер этих упражнений определяется не столько видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое необходимо развивать в данном виде спорта. В сущности, в разных видах спорта вырабатываются в той или иной степени одинаковые качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и их различные сочетания). Поэтому нет смысла давать физиологическую характеристику каждому отдельному упражнению, так как при этом многие из них повторяли бы друг друга. Надо искать критерии, характерные для групп спортивных упражнений, направленных на развитие конкретных качеств, которые позволят изучать общие закономерности. Для этого целесообразно объединить различные виды спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Очевидно, что у спортсменов различных видов спорта, объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени возникают сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы. Такое распределение видов спорта на определенные группы позволяет изучать закономерности, лежащие в основе того или другого явления, возникающего при занятиях спортом.

Исходя из этого в  основу распределения основных видов  спорта на группы правильно положить различные сочетания трех критериев, характеризующих физические нагрузки. К ним относятся: 1) преимущественная мощность работы, выполняемая в тренировках (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная, различная по интенсивности); 2) преимущественная цикличность или ацикличность работы; 3) преимущественное развитие тех или иных двигательных качеств.

За последние годы как перспективность оценки состояния  организма спортсменов с точки  зрения направленности тренировочного процесса, так и целесообразность самой группировки в целом  подтвердилась. Удалось показать, что  в зависимости от направленности тренировочного процесса имеются существенные различия в функции внешнего дыхания, артериального давления в большом и малом круге кровообращения, в ритме сердца, в составе крови, гемодинамике, в объемах сердца, в скорости кровотока и во всех других системах и органах.

Характер воздействия  физической тренировки на организм зависит  прежде всего от вида упражнений, структуры  двигательного акта. В оздоровительной  тренировке выделяют три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

I тип - циклические  упражнения аэробной направленности, способствующие развитию общей  выносливости;

II тип - циклические  упражнения смешанной аэробно-анаэробной  направленности, развивающие общую  и специальную (скоростную) выносливость;

III - ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

В ряде методически рекомендаций по оздоровительной тренировке используют распределение нагрузки по физическим качествам. Распределение нагрузки различной направленности в течение  года приведено в табл.1

Распределение нагрузки различной направленности в течение  года(по Белову В.И.)

 

Направленность физической нагрузки

Кол-во часов

% общего времени занятий

 

1.

Развитие выносливости:

Аэробные упражнения

Бег

Лыжный спорт

Плавание

180

130

40

10

50-60

 

2.

Развитие скоростной выносливости и быстроты (аэробный и смешанный характер нагрузки)

20

до 5

 

3.

Развитие силы и силовой  выносливости

70

15-20

 

4.

Ловкость

70

15-20

 

5.

Гибкость

20

10-15

 
         

Информация о работе Подвижные игры в школе