Подвижные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Наиболее характерной педагогической особенностью подвижных игр является широчайшая возможность проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности принятия решений, коллективности игровых действий, постоянного изменения условии игровой деятельности.

Содержание работы

1 Образовательное значение подвижных игр…………………………………………….….……3
2 Воспитательное значение подвижной игры……………………………………………………..8
3 Оздоровительное значение подвижной игры………………………………………….………10
Конспект урока……………………………………………………………………………...……..12
Список литературы………………………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

педагог значение подвижных игр.docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Образовательное значение  подвижных игр…………………………………………….….……3

2 Воспитательное значение  подвижной игры……………………………………………………..8

3 Оздоровительное значение  подвижной игры………………………………………….………10

Конспект урока……………………………………………………………………………...……..12

Список литературы………………………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Образовательное  значение подвижных игр

 

Наиболее характерной  педагогической особенностью подвижных  игр является широчайшая возможность  проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности  принятия решений, коллективности игровых  действий, постоянного изменения  условии игровой деятельности. Подвижная  игра представляет возможность локализации целенаправленных воздействий на ребенка, их интеграции. Важнейшей особенностью подвижных игр является возможность гармоничного целенаправленного формирования телесно-двигательного и духовного компонентов физической культуры личности ребенка, его нравственных и двигательных качеств, развития двигательных способностей, физической подготовленности, построения здоровья.

Образовательное значение подвижных  игр заключается, прежде всего, в  прекрасной возможности получения  ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка  практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой  берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных  ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных  представлений о своем влиянии  на среду, о месте и роли в коллективе играющих1.

В ходе игр дети не только приобретают, но и отражают уже имеющийся  опыт осмысленных и целенаправленных телесных движений, закрепляют мыслями  и действиями свои представления  об изображаемых в ходе игры уже  знакомых, прошедших событиях. Игра дает широкие возможности для  познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения  ребенка в мир социума.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая  роль в формировании личности. В  играх дети отражают опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и  взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятия играми обогащают  участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Используя подвижные  игры, педагог способствует всестороннему  развитию ребёнка.  Подвижные игры расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и  обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление технических и тактических приёмов и навыков того или иного вида спорта. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре. В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно исправить. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в загородных лагерях, на базах отдыха, в походах и на экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, следопыту.

Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию  двигательной функции рук и пальцев, что особенно важно для школьников. В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные  роли (водящего, счётчика очков, помощника  судьи, судьи, организатора игры и т. д.). Это способствует развитию у  них организаторских навыков  и знаний.

Соревнования по подвижным  играм знакомят участников с правилами  и организацией соревнований. Эти  знания и навыки помогают детям самостоятельно проводить соревнования. Образовательная  сторона игры будет стоять на должной  высоте, если педагог или воспитатель  будут обращать на это должное  внимание.

Во все времена, в любых  общественно-экономических формациях  подвижные игры являлись и являются важнейшим средством подготовки подрастающего поколения к жизни  в содружестве с обществом. Растущий ребенок наиболее полно развивается  в условиях игры. Игры своим многообразием  содержания одаривают детей новыми терминами и понятиями как  языком общения, новыми ощущениями, способами  восприятия среды, новыми представлениями  о ней2.

Образовательное значение подвижных  игр заключается в широкой  возможности комплексного воздействия  на формирование интеллектуального  потенциала ребенка, его способности  к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет  ребенку множество требований, а  значит, и развивает способность  к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности  делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности  в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных  отношений, своевременной реакции  ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное  мышление.

Системность применения подвижных  игр позволяет эффективно осваивать  так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего  — это различного рода перемещения  человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество  в подвижных играх являются прекрасными  естественными психофизическими стимуляторами  развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное  значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в  различных природных условиях, позволяющих  ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях  среды. Для играющих игры на местности  являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти  знания.

Специальную образовательную  функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям  в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций3.

Однако это влияние  нельзя переоценивать, поскольку прежде всего при проведении подвижных игр в силу их специфики решаются задачи собственно физического воспитания.

Образовательное значение имеют  игры, родственные по структуре и  характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими  видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми и подростками  в играх, не только сравнительно легко  перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники  движений, но облегчают овладение  ею. Особенно полезно использовать игровой метод на этапах начального освоения движений, применение «родственных»  игр и игровых упражнений может  предупредить заучивание неправильных движений (например, скованный бег, метание мяча только за счет движений рук в кистевом и локтевом суставах, опора на лыжные палки только для поддержания равновесия, не для продвижения вперед). Неоднократное повторение двигательных действий в игровых условиях помогает развивать у занимающихся способность экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде.

Важно приучать обучаемых  действовать наиболее целесообразно  в различных ситуациях, применять  приобретенные навыки в нестандартных  условиях. Надо использовать подвижные игры для развития способностей правильно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринятое. Не менее важное значение приобретают игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательных функций рук и пальцев4.

Урочные формы занятий  удобны для обучения технике и  тактическим действиям, встречающимся  в подвижных играх, используя  эти возможности, следует показывать занимающимся целесообразные игровые  приемы, наиболее выгодные тактические  действия, применяемые в различных  ситуациях, типичных для отдельных  подвижных игр. Например, это требование можно учитывать даже при проведении такой простой на первый взгляд игры, как «Салки»: детям надо многому поучиться, чтобы в нее хорошо играть.

На уроках физкультуры  надо проводить подвижные игры фронтальным  и групповым методом (разделяя классный коллектив на несколько групп), показывать ученикам игры, которые они могут  организовать в часы досуга с небольшим  составом участников, во дворах и на площадках по месту жительства. Определенное образовательное значение имеют  подвижные игры, проводимые во внеурочное время. Известно, что многие народные игры передаются из поколения в поколение. Дети и молодежь знакомятся с богатой  сокровищницей традиционных народных игр, творчески их дополняют, изменяют, создают новые. В этом им помогают педагоги и воспитатели. Многие подвижные  игры, созданные в последние годы в процессе  внешкольной работы, получили  высокую педагогическую оценку и вошли в действующую  программу «Физическая культура».  Например, игра «Через кочки и пенечки» - 1 -й класс, «Удочка с прыжками перешагиванием» - 4-й класс, «Залетный  мяч» - 5-й класс и др.

Новые самодеятельные подвижные  игры быстро переносятся в различные  районы нашей страны. Примером может  служить игра «Резиночки» (связанная с различными прыжками), не так давно возникшая на Украине.

Для ознакомления детей с  новыми подвижными играми используются новые формы внешкольной работы (например соревнования детских команд по программам «Спортландия», «Веселые старты», клубы «Олимпия», «Нептун» и др.), а также телепередачи. Участники соревнований по подвижным играм знакомятся с правилами судейства и проведения спортивных встреч. Игры на местности, организуемые как самостоятельные мероприятия во время экскурсий и походов, знакомят участников с наиболее экономным и целесообразным преодолением естественных препятствий, содействуют формированию навыков, необходимых туристу, разведчику-следопыту. Некоторые подвижные игры используются как подготовительные к военно-спортивным играм («Зарница» и др.). В подвижных играх занимающихся приобретают знания и навыки по организации игр со сверстниками, становятся активистами-вожаками игр.

В процессе подготовки и  участия в подвижных играх  у детей формируются знания в  соответствии с ролью, функцией каждого  в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов. Все это создает  реальные предпосылки для самостоятельной  организации и проведения игры без  участия взрослых на основе сформированных знаний, а также на основе предварительного целенаправленного решения образовательных  задач, получения знаний об играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Воспитательное  значение подвижной игры

 

В подвижных играх участники  многократно повторяют разнообразные  движения, проявляя при этом определенные физические качества. Руководя подвижными играми, можно следить за активным проявлением этих качеств в их гармоническом единстве, а также  в большой степени развивать  те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и обучения школьников.

Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке.

Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие  мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших  расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных  скоростно-силовых напряжений, умеренных  по нагрузке.

Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии.

Однако следует учитывать, что в зависимости от возраста и уровня физической подготовленности играющих общее число повторных действий и длительность непрерывной игровой деятельности различны. Необходимо полнее использовать возможности подвижных игр для формирования у занимающихся положительных черт характера, волевых и нравственных качеств, а также воспитания эстетических восприятий и общественных навыков поведения5

Положительные эмоции, вызываемые занимательностью игрового сюжета, могут  побуждать участников к тому, чтобы  они с неослабевающей активностью  многократно проделывали те или  иные приемы, проявляя необходимые  волевые качества и физические способности. Большое значение для возникновения  интереса к игре имеет путь достижений игровой цели — характер и степень  трудности препятствий, которые  надо преодолевать для получения  конкретного результата, для удовлетворения игрой.

Интересной и привлекательной  будет игра, требующая известного усилия и творческого подхода  к решению задач. Соревновательный характер коллективных подвижных игр  также может стимулировать активность действий, проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Очень важно, чтобы острота состязаний сплачивала играющих, а не разъединяла. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.

Информация о работе Подвижные игры