Подвижные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Цель исследования.
- Рассмотреть особенности подвижных игр в системе физического воспитания.
Задачи исследования.
1. История подвижных игр.
2. Значение подвижных игр.
3. Методика, организация и проведение подвижных игр.

Содержание работы

Оглавление 1
Введение 2
1. История подвижных игр 4
2. Значение подвижных игр 5
3. Методика, организация и проведение подвижных игр 6
Заключение 7
Литература 8

Файлы: 1 файл

подвижные игры.docx

— 112.67 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

1. История  подвижных игр 4

2. Значение  подвижных игр 7

3. Методика,  организация и проведение подвижных  игр 9

Заключение 13

Литература 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Физическое воспитание как компонент содержания общего, среднего специального и высшего профессионального образования решает задачи обеспечения здоровья нации и содействия социально-экономическому развитию общества.

Актуальность  исследования. Подвижная игра сложная двигательно-эмоциональная деятельность, направленная на решение образовательных, оздоровительных, воспитательных, коррекционных задач, основанная на движении и наличие правил. При правильном ее применении активизируются функции дыхания, кровообращения, усиливаются обменные процесс.

Известны различные классификации  подвижных игр: по сложности, по 
двигательному содержанию, по степени физической нагрузки, использованию пособий, спортивного оборудования и инвентаря, снарядов, по 
преимущественному развитию двигательных способностей и т.п1.

Подвижные игры создают атмосферу  радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение задач физического воспитания.

Активные движения, составляющие сущность большинства подвижных игр, вызывают у занимающихся положительные эмоции, усиливают жизненно важные физиологические процессы.

Предмет исследования. Подвижные игры.

Объект исследования. Физическая культура.

Цель исследования.

- Рассмотреть особенности подвижных игр в системе физического воспитания.

Задачи исследования.

  1. История подвижных игр.
  2. Значение подвижных игр.
  3. Методика,  организация и проведение подвижных игр.

Обзор литературы. В настоящем исследовании мы использовали работы таких авторов как Жуков М. Н., Пахомова С. В.,   Максимова С. С.,   Щенникова А. Г., Дружинина О. Ю. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История подвижных игр

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Число игр, на земле за время существование человечества бесчисленное множество. Назначение этих игр самое  различное. С целью упорядочения бесчисленного множества игр они могут, представлены как самостоятельные классы, границы между которыми не являются жесткими. Такими самостоятельными играми являются: азартные, военно-исторические, логические игры, деловые, дидактические, компьютерные, ситуационно-ролевые, сюжетно-ролевые, подвижные игры, спортивно-интеллектуальные, спортивные.

Подвижные игры2 – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений.

Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Активно использовались подвижные  игры в физической подготовке воинов в Древнем Риме, Спарте и Афинах. Для проведения  игр  строились  специальные помещения и огромные  стадионы.

Содержание народных подвижных  игр заложило в дальнейшем основу программы Олимпийских игр, которые проводятся с 776г. до нашей эры  
(с этого года началась запись победителей состязаний) в Древней Греции.

На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также  использовалась в народной педагогике, как средство физического совершенствования.

В годы правления  Петра 1 подвижные игры активно используются как средство физического воспитания. Исторические документы свидетельствуют, что Пётр 1 широко внедрял в физическую подготовку молодёжи русскую лапту и городки. Особенно следует отметить применение Петром 1 в физической подготовке молодёжи игр, представляющих собой систему увлекательных «потех» на суше и на воде, а также введение им физического воспитания в учебных заведениях, где специально рекомендовалось использовать подвижные игры.

Выдающийся русский полководец Суворов А.В. придавал большое значение физическим упражнениям, отмечая полезность, в том числе  
и подвижных игр. Герцен А.И., Белинский В.Г., Ушинский К.Д.,  
Лесгафт П.Ф.и др. пропагандировали и применяли подвижные игры  
в физическом воспитании молодёжи.

После Великой Октябрьской  революции, в 1921 году, создается специальный институт, занимающийся проблемами детских игр. С этого времени решение проблем совершенствования системы физического воспитания  возможно только при условии широкого использования всех средств физической культуры и спорта, среди которых подвижные игры занимают не последнее место.

Таким образом, анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры широко использовались в подготовке молодёжи к труду и успешному выполнению воинских обязанностей. Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности: игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму и особенности.

Содержание игры  составляют: сюжет (образный или условный), правила, двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма игры3 – организация действий учеников – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Методические  особенности4 зависят от ее формы, им свойственны: образность, самостоятельность действий, ограничиваемая правилами, творческая инициативность, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, эмоциональный тонус.

Игра является активным средством  идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение подвижных игр

Подвижные игры – вид  физической активности, средства физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер.

Образовательное значение имеют  игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры ориентированы на закрепление и улучшение разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того либо другого вида спорта. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений занимающихся, кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности занимающихся подвижные игры, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний5.

Физический и психический  компоненты в играх любого вида тесно связаны между собой. Занимающиеся, реализуя потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию, совершенствуют основные двигательные навыки, а также они учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Эти компоненты являются хорошей тренировкой в быстром – в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом – переключении внимания и развитии его гибкости.

Игра оказывает большое  воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Подвижные игры способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также гимнастике и в спорте. Воспитание моральных свойств, целеустремлённости, рвения к победе через преодоление проблем тесно связано с выбором игр. Необходимо подбирать игры, воспитывающие нужные свойства и правильное понимание жизни. Игры воспитывают у занимающихся чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после мощного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Итак, подвижные игры имеют  образовательное, воспитательное, оздоровительное значение.

3. Методика,  организация  и проведение подвижных игр

В качестве примера воспользуемся  классификацией, в основе которой  лежат взаимоотношения играющих. Различие этих отношений позволяют выделить три основные группы игр: некомандные, переходные  
и командные.

Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует  коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других. Например – пятнашки в разных вариантах.

Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры6.

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.

Проведение игры - педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию. При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов.

Руководитель должен быть организатором игры и воспитателем занимающихся в процессе ее проведения. Используя игру, он обязан стремиться:

1) укреплять здоровье  занимающихся, способствовать их  правильному физическому развитию;

2) содействовать овладению  жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;

3) воспитывать у занимающихся необходимые морально волевые и физические качества;

4)прививать  учащимся организаторские навыки  и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

При решении  образовательных, воспитательных и  оздоровительных задач необходимо руководствоваться данными педагогики, раскрывающими общие закономерности воспитания, в частности принципами дидактики.

Ведущими принципами обучения являются:

Принцип сознательности и активности. Проводя игру, руководитель должен объяснять детям ее содержание и задачи, а также правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее; при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Принцип наглядности. При обучении подвижным играм можно использовать не только показ, но и наглядные пособия: инвентарь, чертежи, на которых показано размещение играющих и разметка площадки, фотоснимки отдельных моментов игры.

Принцип последовательности. Последовательность прохождения игр должна быть спланирована. При планировании необходимо учитывать задачи физического воспитания детей определенного возраста, их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний. Игры для уроков физической культуры планируются в соответствии с программой физического воспитания общеобразовательных школ Принцип доступности. Игры должны соответствовать подготовленности занимающихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Принцип систематичности. Приобретенные навыки и знания необходимо систематически закреплять. При повторении игр вновь образованные рефлекторные связи становятся устойчивее, новые приемы движений быстрее усваиваются. Чем лучше учащиеся познают игру, тем совершеннее становятся их навыки, тем она для них интереснее.

Принцип от простого к сложному. Переходить от знакомых игр к незнакомым надо постепенно. При этом следует ориентироваться на знакомые игры. С этой целью в незнакомые игры, сходные с пройденными, нужно вводить новые правила и условия, последовательно повышать требования в овладении навыками и умениями. Сходство действий облегчает переход к новым, несколько усложненным действиям.

При изучении новых игр  учитывают умения и знания, приобретенные  учащимися, и постепенно усложняют их.

Усвоение игры и поведение занимающихся во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Информация о работе Подвижные игры