Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 07:45, реферат
Описание работы
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3 1.Понятие физической культуры личности…………………………………..….6 2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни……………………………………………………………………………….11 3. Ценности физической культуры………………………………………………14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Таким образом, современные
представления о физическом воспитании
отражают не только его прикладной характер,
но и вопросы социализации личности, ее
интеллектуальное, психологическое, духовное
и творческое развитие и долголетие. Именно
такое понимание физического воспитания
дает возможность ставить в этом процессе
ведущей и целеполагающей установкой
формирование физической культуры личности.
Центральным системообразующим
фактором, объединяющим все компоненты
физической культуры, предстает физкультурно-спортивная
(физкультурная) деятельность, направленная
на физическое совершенствование человека.
Эмоционально-целостное отношение
к физкультурной деятельности не формируется
спонтанно и не наследуется, оно приобретается
личностью в процессе самой деятельности
и эффективно развивается с освоением
знаний и творческого опыта, с проявлением
инициативы и активности в истинном педагогическом
процессе.
Выносливость, сила, быстрота,
высокий уровень функциональной подготовленности
организма, его работоспособности могут
быть приобретены только путем использования
эффекта целенаправленного организационного
процесса адаптации организма к физическим
нагрузкам определенного содержания,
объема и достаточной (разумной) интенсивности.
2. Деятельная сущность
физической культуры в различных
сферах жизни
Физическая культура - достаточно
сложное социальное образование. В ее
структуре можно выделить три самостоятельных
аспекта: деятельностный, ценностный и
личностный.
Основными признаками физической
культуры можно считать: систематические
занятия физическими упражнениями для
решения задач физического самосовершенствования;
специальные физкультурные занятия, позволяющие
с пользой применить их на практике; владение
определенными двигательными умениями
и навыками для решения лично значимых
задач; владение достаточными организационно-методическими
умениями построения своих самостоятельных
физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная
физкультурная деятельность по праву
считается высшей формой личной физической
культуры.
Деятельностный аспект физической
культуры заключается в том, что физическое
совершенствование происходит только
в результате оптимальной, целенаправленной
двигательной активности человека. Причем
не любой, а только той, которая осуществляется
по законам физического воспитания, т.е.
по законам развития силы, выносливости,
законам формирования техники движений,
законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается
многими видами деятельности, которые
в той или иной степени связаны с двигательной
активностью и значительными физическими
нагрузками. Однако далеко не все они могут
быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической
культуры можно считать только двигательную
активность, связанную с обязательным
выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические
нагрузки могут быть разной величины,
зависящие от поставленных задач - восстановить,
поддержать или развить свои физические
кондиции. Поэтому не всякая, а только
окультуренная (полезная, целесообразная)
двигательная деятельность, воздействующая
положительным образом на психофизическую
сферу человека, может быть отнесена к
культуре физической. А вот двигательная
деятельность, например, грузчика к физической
культуре напрямую не имеет непосредственного
отношения, т.к. она имеет цель не развитие
самого себя, а выполнение производственного
задания, которое может быть достигнуто
любой ценой, даже перенапряжением. Подобная
ситуация в физической культуре в принципе
недопустима и вредна.
Таким образом, деятельностный
аспект физической культуры реализуется
в результате выполнения человеком физических
упражнений; при этом деятельность должна
отвечать задачам физического воспитания
и быть организованной в полном соответствии
с закономерностями физического воспитания.
В отличие от других видов физической
активности человека физкультурная деятельность
имеет ряд принципиальных особенностей:
1. Физкультурная деятельность
обязательно содержит двигательный
компонент, который в ней, как
правило, является преобладающим;
2. Деятельность в сфере
физической культуры представлена
наиболее рациональными формами
двигательных действий, имеющими
свою конкретную методику занятий;
3. Физкультурная деятельность
человека всегда направлена на
совершенствовании самого себя
в аспекте овладения рациональной
техникой упражнения, воспитания
физических качеств, формирования
правильной осанки, укрепления здоровья
и т.д. Цели, лежащие вне самого
человека, хотя и могут существовать
и решаться параллельно, но ведущими
при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности
присущи только физической культуре. Для
других аспектов человеческой деятельности
в полном объеме они не характерны Максименко
А.М. Основы теории и методики физической
культуры. - 2-е изд. - М.: Б.и., 2001..
3. Ценности физической культуры
Приобщение людей к фундаментальным
культурным ценностям, к числу которых
относится и физическая культура, становится
главным средством достижения цели образовательной
системы . Бальсевич, В.К. Научное обоснование
инновационных преобразований в сфере
физической культуры и спорта / В.К. Бальсевич
// Теория и практика физической культуры.
- 2001. - № 1. - С. 10-16. Лубышева, Л.И. Современный
ценностный потенциал физической культуры
и спорта и пути его освоения обществом
и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика
физической культуры. - 1997. - № 6. - С.10-15.
Ценности физической культуры
необходимо рассматривать как единство
объективных и субъективных ценностей.
Наиболее значимыми в формировании ценностных
отношений личности к физической культуре
являются:
1). Ценности объективных форм
физической культуры:
- материальные ценности
(спортивные сооружения, инвентарь
для физкультурно-спортивной деятельности,
предметы искусства);
- исторические ценности
(истории великих спортивных побед,
становление видов спорта, деятельность
выдающихся людей в области
физической культуры);
- ценности - общественные
отношения (к спорту, к здоровью,
к персоналиям-носителям физической
культуры);
- информационные ценности
(публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных форм
физической культуры:
- физические ценности (физическое
развитие, состояние организма в
процессе физкультурно-спортивной
деятельности),
- духовно-нравственные ценности
(наличие высокого духовного идеала;
жизненная установка на служение
благородным целям: Отечеству, ближним;
эстетическое отношение к миру; следование
принципам гуманизма, справедливости,
чести; стремление к саморазвитию; принятие
объективных ценностей физической культуры),
- психические ценности (знания
о двигательной активности, функционировании
организма человека, способах здоровьесбережения;
межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме того, к духовным ценностям
физической культуры относятся накопленные
практикой и наукой специальные физкультурные
знания, отраженные в соответствующих
теориях физической культуры и спорта,
и содержащиеся в различных методических
пособиях, учебниках, монографиях, справочниках
достижений, правилах соревнований.
В какой степени данные ценности
будут освоены в процессе образования
отдельным человеком, зависит от факторов
и условий их освоения. Например, бассейн
для человека, который не желает в нем
заниматься, вряд ли представляет какую-то
реальную ценность. Люди же, приобщенные
к физической культуре, данные ценности
осваивают, с пользой применяют, а по возможности
и развивают.
Ценностное отношение личности
к физической культуре представляет собой
сознательное восприятие личностью объекта
«физическая культура», выражающееся
в готовности и способности использовать
его ценности в целях самовоспитания и
саморазвития.
Ценностное отношение личности
к физической культуре необходимо рассматривать
как интеграцию более частных отношений
к различным объектам физической культуры,
ситуациям, событиям в области физической
культуры, то есть к объективным и субъективным
формам физической культуры. Отношение
личности к какой-либо конкретной ценности
физической культуры будет складываться
из следующих компонентов: аксиологического (насколько
значима для личности данная ценность); интеллектуального (что
знает личность об этой ценности); эмоционального (какие
эмоции испытывает личность при освоении
данной ценности); деятельностного (какие
усилия прилагает личность для овладения
данной ценностью).
Высокие духовные ценности
(самоценность человеческой личности,
приоритет духовного над материальным,
забота о ближнем, духовно и физически
здоровая семья) и нравственные (чувство
ответственности в решении личных и общественно
значимых жизненных задач) ценности в
области физической культуры являются
той базисной основой становления представлений
о здоровом образе жизни, которая создает
человека образцы ценностных отношений
к физической культуре человека. Соответственно
складываются относительно устойчивые
образцы поведения при использовании
средств физической культуры для собственного
физического совершенствования. Наличие
образа (образца) является важнейшим условием
эффективности дальнейших воспитательных
воздействий по формированию у человека
ценностных отношений к физической культуре
(рис. 1).
Аксиологический компонент представляет
собой совокупность относительно устойчивых
ценностей физической культуры. Субъективное
восприятие и присвоение ценностей человеком
определяется богатством его личности,
развитым общекультурным мышлением и
сознанием, опытом деятельности в сфере
физической культуры, наличием индивидуальной
системы использования ее средств, соответствующих
направленности личности, ее интересам,
актуальному состоянию психофизических
и функциональных возможностей и способностей.
В процессе физического воспитания
человек актуализирует лишь те ценности
физической культуры, которые приобретают
для него жизненный и профессионально
необходимый смысл. На этой основе в его
сознании формируется образ культурной
личности будущего профессионала как
совокупность целей, идей, установок, корригирующих
индивидуальный опыт культурной практики
и связанные с ними переживания, убеждения,
связи и отношения. Ассимилируя и преобразуя
общественно необходимые и социально-групповые
ценности, человек строит собственную
систему ценностей, элементы которой приобретают
вид аксиологических функций.
Ценности физической культуры
могут быть дифференцированы по следующим
основаниям.
Ценности-цели - раскрывают значение
и смысл индивидуальных целей включения
в систематическую физкультурно-спортивную
деятельность и достижения посредством
ее культурной стратегии и тактики жизнедеятельности,
успешности реализации профессиональных
планов и намерений психического и физического
благополучия, сохранения и укрепления
здоровья и др.
Ценности-знания - определяют
упорядоченную систему теоретико-методологических,
научно-практических (философских, социологических,
психолого-педагогических, медико-биологических)
и специальных знаний, необходимых для
понимания природных и социальных процессов
сопряженного функционирования физической
культуры общества и личности, умения
их адаптивного, творческого использования
для личностного и профессионального
самосовершенствования при выполнении
учебной, профессиональной и социокультурной
деятельности.
Ценности-средства - создают
основу для достижения ценностей-целей:
овладение закономерностями, принципами,
средствами, формами, методами, приемами
и условиями их использования в физкультурно-спортивной
деятельности для развития творческой
индивидуальности в самоизменении, самообучении,
самовоспитании, в достижении необходимого
психоэмоционального состояния, культуры
межличностного общения, в оценке и контроле
за эффективностью их использования и
др.
Ценности-отношения - характеризуют
человека как активного субъекта физической
культуры с определенным мотивационно-личностным
отношением к самому себе, профессиональной
деятельности, к природной и социальной
среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная
деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества - раскрывают
значение и смысл приобретения, развития,
воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и свойств личности
(индивидуальных, психофизических, коммуникативных,
статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных),
обеспечивающих ей полноценное самовыражение
и самореализацию в когнитивной, эмоциональной
и поведенческой сферах при выполнении
физкультурно-спортивной деятельности,
профессиональной и жизнедеятельности
в целом.