Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:08, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
Функциональные резервы организма. 5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек. 9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда. 16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция. 17
Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19
Физическое самовоспитание. 21
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

План.

 

Введение. 3

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4

Функциональные резервы организма. 5

От чего зависит здоровье. 7

Составляющие здорового образа жизни студента. 7

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7

Профилактика вредных привычек. 9

Режим питания. 11

Двигательная активность. 13

Закаливание. 14

Здоровье и окружающая среда. 16

Наследственность. 17

Психологическая саморегуляция. 17

Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19

Физическое самовоспитание. 21

Заключение. 22

Список используемой литературы. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.  К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ничное развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к

самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основан­ный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, человек  не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

 

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется

профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной

Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние

физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физиче­ских дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне

отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих

организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую

жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных

обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной

жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной

активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.

П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

·        Физическое здоровье - это естественное состояние

орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и

систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека

(система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается.

·        Психическое здоровье зависит от состояния

головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием

внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых

качеств.

·        Нравственное здоровье определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в

определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного

здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,

овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,

про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психиче­ски  здоровый

человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.

Поэтому социальное здоровье счи­тается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от­лично себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,

достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

 

Функциональные резервы организма.

 

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и

взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических

сил орга­низма повышает резервы здоровья, создает условия для творче­ского

самовыражения в различных областях нашей жизни. Ак­тивный и здоровый человек

надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не

позволяет «душе ленить­ся». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый

медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резер­вов

организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров

воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно

в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров

воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минут­ные объемы сердца:

количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в

покое оно дает 4 литра в мину­ту, а при самой энергичной физической работе -

20 литров. Значит,  резерв  равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые  резервы

почек, печени. Выяв­ляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,

это максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных

пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно раз­бить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем  органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточ­ном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что мож­но, но не более чем на несколько десятых секунды.

Предел воз­можностей здесь упирается в определенную скорость распростра­нения

возбуждения по нервам и в минимальное время, необходи­мое для сокращения и

расслабления мышц.

 

От чего зависит здоровье.

 

 

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и

биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние

здоровья следующий:

 

наследственность - 20%;

 

окружающая среда - 20%;

 

 

уровень медицинской      помощи - 10%;

 

образ жизни - 50%.

 

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·   человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

·   экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·   социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия

труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·   медицинский фактор - 10%.

 

Составляющие здорового образа жизни студента.

 

 

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ­ные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный

двигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

 

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

 

 

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле­мент здорового образа

жизни любого человека. При правильном и строго соблю­даемом режиме

вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует

укреплению здо­ровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»

дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в

течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2

часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и

ничто не может помешать. Таким образом,  студент получает время – возможно,

самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему

усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо

для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в

аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,

производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к

преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не  было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате

общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон,

телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это

тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на

вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или

слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда

чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-

мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в

процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры,  нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в

университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом

утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут

(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по  коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами

труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени

отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне

помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в

турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

 

Профилактика вредных привычек.

Информация о работе Понятие «здоровье», его содержание и критерии