Понятие здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью работы является проанализировать проблематику здорового образа жизни как культурную ценность человека.
Данная цель предполагает исследование следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие здорового образа жизни, увидеть главные составляющие данного определения.
2. Рассмотреть здоровье человека как культурную ценность на протяжении истории.
3. Проанализировать важность здорового образа жизни для нынешнего времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Понятие здорового образа жизни.
ГЛАВА II. Культура здоровье истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

здор образ жизни (1).doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

                                                  СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                                                                                          

ГЛАВА I. Понятие здорового образа жизни.

ГЛАВА II. Культура здоровье  истории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

                                                  

                                                   

 

                                                      

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  исследования. Сейчас в современном мире мы часто сталкиваемся с проблемой здоровья и здорового образа жизни. Все чаще мы слышим из средств массовой информации, интернета о снижении уровня жизни и множественных факторов вреда для здоровья (плохой экологии, ведение не здорового образа жизни, злоупотребление алкоголем). Все это порождает популярность идей о пользе и важности здорового образа жизни как культурной ценности человека.

Здоровый образ жизни  и его влияние на культуру формировались  тысячелетиями. Мы можем вспомнить как в Древней Греции и Древнем Риме представители этих великих цивилизаций подарившим человечеству не одного великого деятеля, восхвалялись и воспевались известные спортсмены, а Олимпиада родоначальником которой стала Древняя Греция  была настоящим праздником спорта и здорового образа жизни. Сейчас в наше время мы также постепенно осознаем 

Также важно отметить здесь, что в наши дни человечество с каждой ступенью своего развития становится более монолитным, цельным организмом, что подтверждается процессом глобализации. Усиливается взаимозависимость общества и индивида, в том числе и в плане здоровья. Реализация людьми общественных интересов, выполнение социальных задач во многом определяется состоянием их индивидуального здоровья. В свою очередь, состояние здоровья индивидов напрямую зависит от того, насколько здорово само общество. Такая взаимозависимость позволяет говорить о здоровье не только как о витальном, но и как о социальном феномене. В силу того, что здоровье обладает таким значением, которое обусловливает все стороны жизнедеятельности как общества, так и индивида (от самого биологического их существования до предпочтений в удовлетворении духовных потребностей), то можно рассматривать здоровье как универсальную, фундаментальную, высшую культурную ценность.

В данной связи также  следует отметить, что проблематика здорового образа жизни как культурной ценности важно и для ситуации в нынешней Российской Федерации. Не для кого не секрет что все больше и больше россиян в первую очередь молодых игнорируют здоровый образ жизни, злоупотребляя алкоголем, курением. Все это ведет к деградации населения, угрозе безопасности страны. Так выработка концепции здорового образа жизни как ценности человека, реализация ее на практике, а именно увлечением большинства населения страны спортом, также внимание своему здоровью является важной необходимостью для страны.

Объектом исследования является здоровый образ жизни как культурная ценность человека.

В качестве же предмета исследования выступает роль здорового образа жизни и его роль в формировании культурных ценностей.

Целью работы является проанализировать проблематику здорового образа жизни как культурную ценность человека.

Данная цель предполагает исследование следующих задач:

1. Охарактеризовать понятие здорового образа жизни, увидеть главные составляющие данного определения.

2. Рассмотреть здоровье человека как культурную ценность на протяжении истории.

3. Проанализировать важность здорового образа жизни для нынешнего времени.

Степень научной  разработанности данной проблематике.

Сразу же хотелось бы отметить, что в науке накоплена недостаточно большая база при исследовании данной весьма значимой проблематике.

Обзор литературы в настоящей  работе включает труды советских  и современных авторов.

После Октябрьской революции  и установление Советской власти ЗОЖ как культурная ценность не раз становились предметом научных интересов отечественных исследователей, которые внесли весомый вклад в исследование данного вопроса. Советский человек всегда представлялся в государственной агитации как человек, ведущий здоровый образ жизни. Надо признать, что большинство граждан СССР воспринимали здоровый образ жизни как ценность для себя.

Так мы отмечаем работу Иванюшкина А.Я.1 который поставил знак равенства здоровью как высшей ценности человека.

Так же необходимо отметить исследование Брехман И.И.2 где автор подробно рассмотрел здоровый образ жизни человека, отметив достижение предшествующих поколение в формировании культуры здоровья и агитации ее посредствам культурных произведений.

В современной российской науки также изучаются некоторые моменты данной проблематике.

Проблемам здорового  образа жизни посвящено исследование Шенделевой С.В.3 автор показал отражение в культуре здорового образа жизни, уделив особое место Древней Греции, где спорт занимал особо важное место в жизни людей.

Отметим и исследование Васильевой О.С.,4 рассматривавшей проблемы историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» а также отношение к нему современной молодежи.

Кроме того, необходимо отметить научные статьи таких авторов  как: Царегородцева Г.И.5 Васильевой О.С.6

Кроме того, следует особо  отметить и энциклопедические работы.7

Таким образом, как мы видим, в науке накоплен достаточно обширный пласт знаний по проблематике здорового образа жизни как культурной ценности. Тем не менее, это не означает, что в данной теме не осталось белых пятен. Новые данные и методологические подходы позволяют во многом по-новому взглянуть на данную проблему.

Структура работы. Наше исследование состоит из введения двух глав,  заключения и списка использованной литературы. Данная структура кажется нам вполне логичной, так как позволяет полностью раскрыть проблематику исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

                          ГЛАВА I. Понятие здорового образа жизни.

 

 

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Здоровье - это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.8

Так можно с полной уверенностью сказать, что улучшение состояния здоровья нового поколения - важнейшая задача современности и не только нашей страны, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

 

По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное  значение для людей. По аксиологической иерархии здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время, здоровье является ценностью - средством, ибо «существует не само по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни. Можно жить, будучи нездоровым, но нельзя, будучи здоровым, не жить. Антиподом здоровья в ценностном измерении выступает болезнь как антиценность.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».9

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма».10 В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде.11

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру.12 Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.13

В.П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье - это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

По нашему мнению, здоровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.14

Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма  человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора.15

Понятие образа жизни  по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные  укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек. По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.

Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.

Информация о работе Понятие здорового образа жизни