Понятие здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью работы является проанализировать проблематику здорового образа жизни как культурную ценность человека.
Данная цель предполагает исследование следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие здорового образа жизни, увидеть главные составляющие данного определения.
2. Рассмотреть здоровье человека как культурную ценность на протяжении истории.
3. Проанализировать важность здорового образа жизни для нынешнего времени.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Понятие здорового образа жизни.
ГЛАВА II. Культура здоровье истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

здор образ жизни (1).doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Проанализировав понятие  здорового образа жизни и ознакомься с трудами ученых, в данном случае важно отметить, что создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем в наши дни.

Сейчас весьма сложно встретить человека, ведущего абсолютно здоровый образ жизни. Что является в свою очередь печальным итогом отсутствием базы для отождествления здорового образа жизни как высшей ценности современного человека в постоянно движущимся техническим прогрессом.    
           Итак, здоровый образ жизни - представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                        ГЛАВА II. Культура здоровье истории.

 

На протяжении многих тысячелетий человечество считало  одной из главных ценностей в  жизни – здоровье. В связи с  этим здоровый образ жизни отражались как в культуре, так и в повседневной жизни.

Как было сказано выше родоначальниками здорового образа жизни и внедрение его в культурную жизнь целого государства стала древняя Эллада. Древние греки восхваляли спорт и здоровый образ жизни в произведениях культуры: скульптуре, литературе,  живописи. Подобное восприятие здорового образа жизни было весьма благостным для населения полисов. Сейчас в наши дни не хватает отношение к спорту которое существовало у древних греков.

Вот  отрывок из произведения известного древнегреческого поэта Пиндара:16

«Нет ничего благороднее солнца,  
дающего столько света и тепла. Так   
и люди прославляют те состязания,  
величественнее которых нет ничего,  
- Олимпийские игры» 
        

Из этих строк мы можем  увидеть отношение греков к спорту, и конечно к спортсменам, которые были также известны в своих городах, как и ученые, поэты, философы и также известные политические деятели.  
        Атлеты отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. В работах античных мастеров запечатлён эталон человека – победитель Олимпийских игр, обладающий неимоверной физической силой. Эти произведения искусства остаются идеалом красоты и сегодня, претерпев некоторые изменения.17

Важно отметить и культурный аспект здорового образа жизни в Элладе и противопоставить его на Востоке.  Общественным идеалом на Востоке было постоянство, покорность и услужливость, а у греков - независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни, получивший развитие из антропоморфной мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей роли физической культуры, которое вплоть до наших дней является источником развития физического воспитания, спорта, а также и танцевального искусства. 
            В тоже время невозможно отрицать и полное отторжение в восточной культуре здорового образа жизни. Так мы можем сказать, что в древних культурах Востока (Китая, Индии, Тибета) также указывалось на существовании неразрывной связи между духовным и физическим состоянием человека. Здоровый образ жизни на Востоке в первую очередь означал освобождение от чрезмерных эмоций и страстей с тем, чтобы обрести состояние душевного покоя, гармонии с окружающим миром. Например, в Ведах (Древняя Индия VI века до н.э.) содержались основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них - обретение устойчивого равновесия психики. Подобное равновесие достигалось полной внутренней свободой, отсутствием зависимости сознания человека от окружающих физических и психологических факторов.

 Так физическое развитие рассматривается в единстве с нравственным и умственным. Отпечаток нравственной и умственной красоты проявляется во внешнем облике человека. Жизнь ума и сердца отражается в выражении лица, глаз, осанке, жестах, манере себя держать. Внутренняя красота людей до времени может быть скрыта, но людям с развитым эстетическим вкусом, художникам, писателям удается открыть ее в неповторимых индивидуальных чертах характера.

Платон, задумываясь над  человеческой красотой, подчеркивал ее связь со здоровьем. Древнегреческий ученый и постоянный участник спортивных игр и соревнований считал, что первое благо человека - здоровье, второе - красота. Красота в чистом виде не существует, она всегда связана с высокой нравственностью.18

Мужественность, благородство, отзывчивость - все это отражается во внешнем облике и поведении  человека. Поэтому от физического  развития, умения владеть своим телом, мимикой лица, жестами во многом зависит то, как человек будет  понят и оценен окружающими людьми. В мере соответствия внешнего внутреннему заключена и эстетическая оценка.

Известный ученый Гиппократ  в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает здоровье, как некую гармонию, к которой следует стремиться путём соблюдения ряда профилактических мероприятий, акцентируя внимание на физическом здоровье человека.19

В Риме также вопрос здорового образа жизни был  важен но всеже не настолько как в Греции. Многие римляне преуспели в том, чтобы стать очень состоятельными, но не всегда здоровыми и мудрыми. Большинство из них в вопросах сохранения здоровья не нашли ничего лучшего, как придерживаться старой поговорки, что «к сорока годам человек либо глупец, либо сам себе лекарь», то есть каждый должен уже почувствовать собственные хвори и знать, как их лечить. Несмотря на высокую численность, римляне, возможно, в подавляющем большинстве так и не доживали до сорокалетнего возраста из-за эпидемий и болезней в сочетании с грязью, мухами и нездоровой пищей и питьем, уносивших их в молодом возрасте. Определенно существуют сведения о римлянах, доживших до преклонного возраста, но, как свидетельствуют надписи на могильных камнях, очень многие умирали молодыми. В отсутствие статистики невозможно угадать среднюю продолжительность жизни римлянина. Сегодня она составляет около 20 лет для среднестатистического жителя Индии, но почти 70 лет – для новорожденного в Новой Зеландии. У нас нет причин полагать, что среднестатистический римлянин мог бы прожить гораздо дольше, чем среднестатистический ребенок в Индии сегодня.20 Также важно отметить что в Риме империи растущей за счет воин требовались здоровое население и это потребность отложилась и в культуре древних римлян где поэты и писатели восхваляли могучих воинов дравшихся за славу Рима.

На примере древних  культур, легко заметить какое большое значение в формировании здорового образа жизни имеет осознание гармонии внутреннего мира человека. В наш век мы живем в условиях глубокого дисбаланса природных, социальных и духовных основ человека и среды.

Интерес к здоровью и  здоровому образу жизни закономерен также и для России. Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Определенное место в системе физического воспитания занимали народные подвижные игры, развлечения, пляски, русская баня и закаливание. Очень много трудов было посвящено проблемам здоровья, начиная с «Поучения» Владимира Мономаха (XI в.), «Домостроя» (XV - XVI вв.), «Гражданства обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII вв.).21

Однако лишь с середины XVIII в. из-за высокой смертности и  заболеваемости вопросы здоровья стали занимать особое место в нашем отечестве.

Впервые на государственное  значение вопроса охраны здоровья и  здорового образа жизни обратил  внимание М. В. Ломоносов. В письме к  И. И. Шувалову в 1761 г. он ставит вопрос так: «...Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства». И далее в регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М. В. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядка дня и расписания занятий, медицинской помощи учащимся.

Так русский писатель А. Н. Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» обратил внимание не только на необходимость просвещения русского народа, но и на охрану здоровья подрастающего поколения. Он дал ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому воспитанию, закаливанию, физическому труду.

На рубеже ХIХ - ХХ вв. выпускается  очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам, вопросам гармонии человека с самим собой и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зайлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гданский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; З. Бертух, 1912; П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Броштейн, 1918; И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова, 1941).

Итак, рассмотрев зарождение, а также эволюцию представлений  о здоровом образе жизни как культурной ценности, мы можем сделать вывод  о большой значимости здоровья в разных мировых культурах на протяжении многих веков. Отметим что на примере древних культур, легко заметить какое большое значение в формировании здорового образа жизни имеет осознание гармонии внутреннего мира человека. В наш век мы живем в условиях глубокого дисбаланса природных, социальных и духовных основ человека и среды. Важно также заметить и отражение здорового образа жизни и в нашей культуре, и это важно сейчас, когда мы наблюдаем как в наши дни все больше и больше людей отходят от здорового образа жизни. В данной связи привлечение исторического опыта и примеров из русской культуры поможет выровнять дисбаланс сил в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В современную  эпоху, когда происходят радикальные  изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, а также проблем экологии перед наукой встал остро вопрос о представлении здорового образа жизни в ранг одних из важнейших культурных  ценностей человека.

Современное состояние  российского общества, модернизирующие  изменения во всех сферах его жизни требуют внимательного отношения к здоровью население и конечно к массовому спорту не случайно высшие российские чины постоянно ставят вопрос о внедрении программ здорового образа жизни для россиян.

Проанализировав понятие  здорового образа жизни и ознакомься с трудами ученых, в данном случае важно отметить, что создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем в наши дни.

Сейчас весьма сложно встретить человека, ведущего абсолютно  здоровый образ жизни. Что является в свою очередь печальным итогом отсутствием базы для отождествления здорового образа жизни как высшей ценности современного человека в постоянно  движущимся техническим прогрессом.    
           Итак, здоровый образ жизни - представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Итак, рассмотрев зарождение, а также эволюцию представлений о здоровом образе жизни как культурной ценности, мы можем сделать вывод о большой значимости здоровья в разных мировых культурах на протяжении многих веков. Отметим что на примере древних культур, легко заметить какое большое значение в формировании здорового образа жизни имеет осознание гармонии внутреннего мира человека. В наш век мы живем в условиях глубокого дисбаланса природных, социальных и духовных основ человека и среды. Важно также заметить и отражение здорового образа жизни и в нашей культуре, и это важно сейчас, когда мы наблюдаем как в наши дни все больше и больше людей отходят от здорового образа жизни. В данной связи привлечение исторического опыта и примеров из русской культуры поможет выровнять дисбаланс сил в этом направлении.

Здоровый образ жизни  был естественным спутником человека на протяжении многих столетий  и  наша общая задача, что бы он оставался  культурной ценностью и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. М., 1998.
  2. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости М., 2003.
  3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
  4. Васильева О.С. Историко-культурный анализ понятия «здоровый образ жизни» и современные представления о нём студенческой молодёжи // Психология в вузе.-2005.-№ 1.
  5. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. 1979. – № 7.
  6. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. – Т. 45. – №. 4.
  7. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. М., 2006.
  8. Культура - человек - философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. – №2.
  9. Философский энциклопедический словарь.  М., 1997.
  10. Царегородцев Г.И. Общая патология человека и методология медицины // Вестник РАМН. 1998. – № 10. – С. 41–45.
  11. Шенделева С.В. Здоровье и здоровый образ жизни как культурологическая ценность в истории педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2007.-№ 5.

Информация о работе Понятие здорового образа жизни