ППФК, зарядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:11, реферат

Описание работы

Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью.

Содержание работы

Введение3
I. Профессионально-прикладная физическая культура4
1.1. Общая характеристика ППФП4
1.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки6
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий8
II. Обмен веществ и двигательная активность 10
2.1. Двигательная активность10
2.2. Влияние физической активности на обмен веществ12
III. Роль разминки14
Заключение18

Файлы: 1 файл

ППФК.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение3

I. Профессионально-прикладная физическая культура4

1.1. Общая характеристика  ППФП4

   1.2. Назначение и  задачи профессионально-прикладной  физической подготовки6

   1.3. Средства профессионально-прикладной  физической подготовки, основы методики  и формы занятий8

II. Обмен веществ и двигательная активность 10

2.1. Двигательная активность10

      2.2. Влияние  физической активности на обмен  веществ12

III. Роль разминки14

Заключение18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
         Под ППФК следует понимать  специфическую отрасль физической  культуры, изучающую биологические,  социальные и дидактические аспекты  совокупного влияния прикладных  видов физкультурной деятельности  и обеспечивающую на всех этапах  образования формирование личности  профессионала, создающего, преобразующего  и потребляющего материальные  и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной  подготовленностью.   
         Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи  и взаимодействии психических и  физических сил организма. Гармония психофизических сил организма  повышает резервы здоровья, создает  условия для творческого самовыражения  в различных областях жизни. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Чтобы получить максимальную пользу от занятий спортом, необходимо соблюдать  все правила проведения тренировки. Одним из таких правил, имеющих  особое значение, является выполнение разминки перед началом тренировки. Независимо от того, каким видом  спорта вы занимаетесь, разминка всегда должна быть неотъемлемой частью ваших  занятий. Выполняя специальный комплекс упражнений, вы сможете уберечься  от травм и в кротчайшие сроки  прийти к намеченной цели, будь то похудение, развитие спортивных навыков или  увеличение мышечной массы. 

I. Профессионально-прикладная физическая культура

1.1. Общая характеристика ППФП

В качестве разновидности  физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой  педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.

Процессу приобретения двигательных навыков (особенно производственных) сопутствует  ряд определенных трудностей, которые  заключаются в определении интервалов времени, отрезков траектории и действий мышечных групп, которые должны быть выбраны для концентрации мышечной силы, изменения функционального  состояния двигательного анализатора  в соответствии с требованиями рабочих  операций. Это отражается в объединении  множества сложных рабочих движений, элементов и операций в единую систему - динамический стереотип, в выработке умений правильно планировать и программировать рабочие действия.  

В профессионально-прикладных видах спорта ярко выражено целостно акцентированное воздействие на развитие двигательных и тесно сопряженных  с ними способностей, имеющих существенное значение для совершенствования в профессиональной деятельности. Соответственно ориентированное спортивное совершенствование может оказывать прямое положительное влияние на профессиональную деятельность, при условии, конечно, если предмет спортивной специализации имеет значительную общность с профессиональной деятельностью как по операциональному составу действий, так и по характеру проявляемых способностей. Именно это является определяющим при выборе профессионально-прикладных видов спорта представителями той или иной профессии.

Теоретические основы обучения (спортивного и профессионального) разработаны в достаточной степени. В их основе лежат формирование и  автоматизация двигательного навыка. В результате автоматизации двигательного навыка обеспечивается четкое, быстрое выполнение движения и вырабатывается способность с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу, или действовать изящно и энергично.

Хотя степень интенсивности  физических усилий в большинстве  современных видов профессиональной деятельности сравнительно невысока и  стабильна, в методике построения ППФП следует руководствоваться принципом  постепенного прироста тренирующих  нагрузок, причем в той мере, в  какой это нужно не только для  подготовки к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, но и для общего подъема  уровня функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья.

При организации занятий  по ППФП создаются унифицированные  программы, разрабатываемыми обычно для  групп родственных профессий  или отдельных профессий.

Основными формами занятий  являются урочные формы, которые  имеют обычную в физическом воспитании структуру.

Эффективной формой занятий  по ППФП являются соревнования в профессионально-прикладных упражнениях. Соревновательные формы  занятий наиболее широко представлены в случае углубленной специализации  в избранном профессионально-прикладном виде спорта. Система занятий при  этом приобретает характер специализированной спортивной тренировки и регулярного  участия в состязаниях, что выдвигает  особую проблему рационального сбалансирования  спортивной, профессионально-образовательной, и трудовой деятельности.

1.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специализированный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские и педагогические навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого  организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания создает  предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения  профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и  производительности труда, ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению  устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими  общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

  • характер, объем поступающей информации и условия ее восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
  • характер основных профессиональных двигательных действий;
  • особые внешние условия профессиональной деятельности.

Психофизиологические особенности  профессиональной деятельности во многом определяют направленность ППФП. Ими  являются: прием, хранение и переработка  производственной информации, принятие решений, моторные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психические напряжения и др.

Определенные условия  трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств. Так, работа на открытом воздухе при низкой или  высокой температуре требует устойчивости организма к холоду, теплу, общей выносливости, хорошего состояния сердечнососудистой системы, системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы чувство равновесия, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченном пространстве, однообразной рабочей позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. Данные факторы обуславливают основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

  • развитие ведущих для данной профессии физических способностей;
  • формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных двигательных навыков;
  • повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
  • воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
  • повышение функциональной устойчивости и приспособленности организма человека к неблагоприятному воздействию условий труда.

Решение этих задач непосредственно  связано с повышением производительности труда, ускорением процесса врабатываемости, со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе, с его характером (монотонность, статичность, особенности  рабочих поз).

 

1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий

Особое значение при целенаправленном формировании профессионально необходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являются физические упражнения.

Физические упражнения, применяемые  в целях ППФП, классифицируются по группам. В зависимости от преимущественной направленности их влияния на функциональные системы организма выделяют упражнения, развивающие сердечнососудистую, дыхательную  системы, вестибулярный аппарат  и т.д. Кроме этого, упражнения можно  разделить на развивающие отдельные  физические способности: координационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, а также эмоциональную  устойчивость, внимание и т.д. Такие упражнения широко используется в общей физической и спортивной подготовке. В качестве средств ППФП могут быть использованы отдельные элементы профессиональной деятельности, например, лазанье и избегание по крутой лестнице для пожарных; самбо, дзюдо, бокс - для оперативных работников.

В настоящее время определены и широко используются группы специальных  физических упражнений, которые достаточно эффективно увеличивают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, плавание, гонки на велосипеде, бег на коньках), а также упражнения с задержкой дыхания (синхронное плавание, ныряние), альпинизм, горный туризм. Устойчивость к перегреванию повышают спортивные игры, бег в плотной одежде, к укачиванию - упражнения с быстрым изменением положения головы и тела в пространстве (упражнения на гимнастических снарядах, батуте, акробатика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), к перегрузкам - упражнение на вращение (на центрифуге, батуте), акробатические прыжки, сальто, стойки на голове и на кистях, упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног.

Необходимо учитывать, что  положительное влияние различных  физических упражнений на повышение  работоспособности специалистов будет  зависеть от положительного переноса физических способностей и двигательных навыков. Например, установлено, что  у учащихся, занимающихся баскетболом, волейболом, настольным теннисом, повысились показатели нервно-мышечной лабильности, быстроты зрительного различения, тактильной чувствительности, что положительно повлияло на освоение профессии сборщика часовых механизмов. В процессе физических упражнений для мышц одной стороны  тела (например, левой руки) повышается работоспособность другой, симметрично  расположенной части тела, увеличивается  сила, быстрота движений, выносливость данной группы мышц. Перенос способностей может носить не одновременный, а  разнородный характер. Например, если под воздействием физических упражнений развивать силу, то это будет способствовать более эффективному развитию быстроты.

Кроме урочных форм построения занятий большое значение для реализации профессионально-прикладной направленности физического воспитания учащихся имеет утренняя гигиеническая гимнастика, в содержание которой включаются комплексы специальных упражнений.

Наконец, действенной формой ППФП являются соревнования по видам  спорта, которые являются профессионально  важными для той или иной специальности (например, для специалистов речного  или морского флота соревнования по плаванию, гребле, нырянию).

Занятия с профессионально-прикладной направленностью должны предусматривать  не только развитие определенных физических способностей, совершенствование профессионально  важных функций организма, но и воздействия  физических упражнений на человека в  целом, повышение его общей культуры.

Информация о работе ППФК, зарядка