Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 12:20, реферат

Описание работы

Перспектива дальнейшего совершенствования правовой подготовки связана с разработкой качественного учебного материала, который в настоящее время представлен методическими пособиями по довольно узким правовым проблемам в области физической культуры и спорта. Это работы В.Кузина и М.Е.Кутепова (1994), И.И.Перверзина и В.Г.Щербакова (1996), С.Г.Сейранова (1993). Однако, до сих пор в имеющейся литературе нет учебного материала, объединяющего в себе весь комплекс нормативно- правовых документов, регулирующих различные стороны деятельности в области физической культуры и спорта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Правовые основы физкультуры и спорта ………………………..4
Литература…………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

ПАТРУШЕВА РЕФЕРАТ ПО ФИЗРЕ.docx

— 50.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический колледж»

Социальный институт

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Физическая культура»

на тему:

«Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации»

 

 

 

Выполнила студентка

Гр.111-С ПСДО

Патрушева И.В.

 

Проверил преподаватель:

 

 

 

 

Екатеринбург,2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..3

Правовые основы физкультуры и спорта ………………………..4

Литература…………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В настоящее время  в сфере физической культуры и спорта сложилась ситуация, характеризующаяся изменением структуры органов управления, рыночными отношениями и коммерциализацией спорта. Новые социально-экономические условия коренным образом изменили нормативно-правовую базу, и поэтому вопрос о соответствующей качественной правовой подготовке кадров ставится особо остро.

В литературе неоднократно отмечалась необходимость правовой подготовки студентов физкультурных вузов. Е.Г.Веселкова (1995),А.Власов(1994), В.И.Жолдак (1994) и В.Н.Уваров (1985) неоднократно в своих работах ставили вопрос о совершенствовании профессионально- правовой подготовки студентов. Поэтому в течение нескольких последних лет наряду с традиционной для всех неюридических вузов дисциплин "Правоведение", преподается новая дисциплина "Правовые основы физической культуры и спорта".

Перспектива дальнейшего совершенствования правовой подготовки связана с разработкой качественного учебного материала, который в настоящее время представлен методическими пособиями по довольно узким правовым проблемам в области физической культуры и спорта. Это работы В.Кузина и М.Е.Кутепова (1994), И.И.Перверзина и В.Г.Щербакова (1996), С.Г.Сейранова (1993). Однако, до сих пор в имеющейся литературе нет учебного материала, объединяющего в себе весь комплекс нормативно- правовых документов, регулирующих различные стороны деятельности в области физической культуры и спорта.

 

 

 

 

 

Государственно-правовые основы деятельности в области физической культуры и спорта.

К числу генеральных внутренних функций государства относится социально-культурная функция, т.е. та функция, которая обеспечивает доступ гражданина к культурным ценностям, образованию, здравоохранению, занятиям физической культурой и спортом и т.д.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
  • учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
  • признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям законодательства, равенства их прав на государственную поддержку;
  • создание благоприятных условий финансирования физкультурно- спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов

Государственный орган - это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки:

    1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности.
    2. Имеет определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей.
    3. Обладает властными полномочиями.
    4. Характеризуется определенным строением.
    5. Имеет территориальный масштаб деятельности.
    6. Образуется в установленном законом порядке.

Физическая культура и спорт как самостоятельная сфера деятельности оказывает влияние на создание системы государственных органов. По объему полномочий можно выделить две группы органов: 1. Органы общей компетенции. 2. Органы специальной компетенции.

Каждый государственный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями выполняет определенные функции. Федеральный закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет компетенцию федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В соответствии с целями, задачами и характером вопросов, которые решаются этим органом, его компетенцию можно классифицировать по следующим функциям: организационная, нормотворческая, финансовая, контрольная, научно-образовательная, внешнеэкономическая.

Органы местного самоуправления в схему государственных органов не включены, поэтому их компетенция в области физической культуры и спорта в Федеральном законе РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не определена, но тем не менее Федеральный закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 -ФЗ относит к предметам ведения местного самоуправления создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании (ст.6).

Любая сфера деятельности, будь то строительство, транспорт, здравоохранение, культура, и, конечно, физическая культура и спорт, нуждается в нормативном обеспечении, то есть в разработке и принятии документов, которые на правовой основе устанавливают правила и нормы осуществления деятельности. Успешное и плодотворное решение современных проблем развития физической культуры и спорта возможно, в первую очередь, при условии создания совершенной правовой основы, обеспечивающей права и свободы граждан Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью говорить о существовании целой отрасли законодательства, посвященной вопросам деятельности в физической культуре спорте.

Целями законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте являются:

а)всестороннее развитие человека;

б)утверждение здорового образа жизни;

в)формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании;

г)создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта;

д)организация профессионально-прикладной подготовки;

е)профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Для достижения указанных целей в регулировании вопросов деятельности физической культуры и спорта применяется не только собственно законодательство о физической культуре и спорте, но и нормативные акты, регулирующие деятельность иных отраслей. Например, Основы законодательства "Об охране здоровья граждан" также ставят своими целями утверждение здорового образа жизни и профилактику заболеваний, вредных привычек, и пр.; Федеральный закон РФ "Об образовании" определяет порядок создания и деятельности учреждений дополнительного образования, к которым относятся спортивные школы; Федеральный закон "Об общественных объединениях" определяет порядок образования, регистрации общественных объединений, к которым относятся физкультурно- спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации.

Задачами законодательства РФ в сфере физической культуры и спорта являются:

а)обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и спортом;

б)создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в РФ;

в)определение прав, обязанностей и ответственности лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.

Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте включает в себя положения Конституции РФ, нормативные акты, принимаемые Российской Федерацией и ее субъектами в области физической культуры и спорта.

Необходимо выделить следующие виды нормативных актов:

Федеральные законы Основным Федеральным законом, который регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта является Федеральный закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 80-ФЗ от 20 апреля 1999 г.

Указы и распоряжения Президента России. В основной своей массе указы и распоряжения Президента посвящены таким вопросам, как организация и реорганизация органов управления физической культурой и спортом, изменение статуса и прав этих органов, создание высших учебных заведений, предоставление льгот физкультурно-спортивным организациям, финансирование и материально-техническое обеспечение развития физической культуры и спорта.

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые решают вопросы по организации деятельности государственных органов управления физической культурой и спортом, разработке основных направлений социальной политики, заключения международных соглашений о развитии спорта, проведения крупных международных спортивных соревнований.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации. Субъекты федерации могут принимать законы и иные нормативные акты (распоряжения, постановления) по вопросам физической культуры и спорта на основе и во исполнение действующих на территории Российской Федерации законов и проверяют их исполнение. Эти законы и нормативные акты обязательны к исполнению только на территории соответствующего субъекта федерации.

Нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, которые регулируют государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры, спорта и туризма в Российской Федерации.

Законодательные и иные нормативные акты России и ее субъектов, призванные регулировать отношения в сфере физической культуры и спорта, должны соответствовать Федеральному закону РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а в случае выявленных противоречий между актами действуют положения федерального закона.

Для того, чтобы принимаемый нормативный акт успешно работал, а его нормы повсеместно выполнялись, при его разработке, по мнению В.И.Жолдака, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • соответствие нормативного акта публичному и частному праву;
  • системность;
  • соответствие уровня и формы правового регулирования объекту правоприменения;
  • обоснованность и соответствие нормативного акта реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества;
  • пакетность, группированная и блоковая композиция положений нормативного акта, близких по тематике и взаимодополняющих друг друга;
  • презумпция равенства исходных возможностей граждан для получения прожиточно необходимого социального стандарта объема и состава физ- культурно-спортивных и рекреационных услуг;
  • конструктивность, параметричность и технологичность однозначных смысловых формулировок, четкость критериев границ законопослушной деятельности.

В сфере физической культуры и спорта складываются многочисленные общественные отношения, наиболее важные из которых регулируются нормами права. Нормы права в области физической культуры и спорта возникают в связи с осуществлением субъектами деятельности по вовлечению граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, созданию материально-технической базы, подготовки кадров и т.д.

Правовые нормы деятельности в области физической культуры и спорта находят свое отражение в нормативных актах. Поскольку нормативный акт - это результат правотворческой деятельности государства, то он выступает в качестве способа установления, изменения и прекращения правоотношений в области физической культуры и спорта.

По своей юридической силе нормативные акты в области физической культуры и спорта неодинаковы. Поскольку деятельность государства по развитию физической культуры и спорта обеспечивается не одним, а целой системой органов управления, то и нормативные акты издаются в пределах полномочий этих органов. Компетенция органов управления влияет и на уровень нормативных актов.

Нормативный акт - это юридический документ, который устанавливает правила поведения. Также нормативный акт можно определить как результат правотворчества - особой правовой формы осуществления деятельности государства. Роль нормативных актов в правовом регулировании спортивных отношений состоит в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений.

Информация о работе Правовые основы физической культуры и спорта в Российской Федерации