Предмет возрастной физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"
— индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Файлы: 1 файл

анатомия экзамен.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

Билет № 1 Предмет возрастной физиологии. Физиология — наука о функциях живого организма как единого  целого, о процессах, протекающих  в нем и механизмах его деятельности.

Возрастная физиология является самостоятельной  ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"

— индивидуальное развитие особи  с момента зарождения в виде оплодотворенной  яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Связь с другими дисциплинами: Физиология изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в организме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном, аппаратном и организменном. Она тесно связана с дисциплинами общей анатомией, общая физиология, социология, экология, генетика, цитологией, гистологией, эмбриологией, так как структура и функция взаимно обусловливают друг друга. Физиология широко использует данные биохимии и биофизики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме, и механизма их регуляции. Физиология также опирается на общую биологию и эволюционное учение, как основы для понимания общих закономерностей. Как и анатомия она возникла из потребностей медицины, постепенно расширяя свое  прикладное значение для других наук: философии, педагогики, психологии, соц психология, педиатрия, травматология, логопедия, законы и закономерности.

Возрастная  физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.  
Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.  
в зависимости от того какой возрастной период изучает возрастная физиология выделяют: возрастную нейрофизиологию, возрастную эндокринологию, возрастную физиологию мышечной деятельности и двигательной функции; возрастную физиологию обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения, физиологию эмбрионального развития, физиологию детей грудного возраста, физиологию детей и подростков, физиологию зрелого возраста, геронтологию (науку о старении).  
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:  
·         изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;  
·         выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; 
·         определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);  
·         установление закономерностей индивидуального развития.  
Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.  
В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики. 

Билет  № 2 методы ВАФ

Методы исследования в возрастной физиологии

Наука является полноценной  в том случае, если ее методический арсенал соответствует задачам, которые ей приходится решать. Для  возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономерностей  изменений физиологических функций  в процессе индивидуального развития. Ответы на самые разнообразные частные  вопросы, возникающие по ходу такого изучения, дают два метода организации  исследования, каждый из которых имеет  свои достоинства и недостатки, но оба широко применяются в физиологии развития. Это методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитудинального) исследований. 

Метод поперечного  исследования (кроссекциональный) представляет собой параллельное, одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Применение современных приемов статистической обработки данных позволяет получать таким методом достаточно надежные и доказательные результаты, но только в том случае, если обследуемые возрастно-половые группы (выборки) достаточно велики.  
Метод продольного исследования применяется тогда, когда нужно составить представление именно о динамике процесса и индивидуальных особенностях этой динамики. Этот метод заключается в длительном (многие месяцы, иногда – годы) наблюдении за одними и теми же детьми.

Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно описать его строение. Масса и длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки – все это (и многое другое) традиционно измеряют антропологи с помощью медицинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений. Именно такого рода показатели используются для оценки физического развития детей.  
Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования).  
методы ваф

Общие: наблюдение, эксперимент(естественный, лабораторный, острый)

Специальные: метод поперечных срезов, метод продольных срезов, близнецовый(позволяет определить в какой доле на тот или иной признак влияют гены и окруж среда) бизнец делится на 2 напр: генотип (сов генов одного организма) 2 фенотип (совокуп фенов в одном организме), телеметрия (измерять функ орган на расстоянии)

Билет № 3 понятие роста  и развития детского организма

Рост и развитие организма детей и подростков

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.  
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.  
Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.  
Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма. Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.  
Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д. После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.  
Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.  
грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.  
Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.  
С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.  
Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.  
Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.  
Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.  
В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.  
В пожилом (мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).  
Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.  
Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.  
билет № 4 понятие об онтогенезе и возрастная периодизация

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).  
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный(онтог делится на 12 периодов). Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения). 

Филогенез -  эволюционное развитие живых форм. (1865 Геккель мюллер онтогенез взаимосвяз. Филог зоны «онтогенез есть краткое сжатое повторение филогенеза» ) стадии: 1 зигота, 2 гаструляция 3 мезодерма

ОНТОГЕНЕЗ

Онтогенез – период индивидуального  развития организма. Это совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен Э. Геккелем в 1866 г.

Различают два периода:

- пренатальный – внутриутробный (с момента зачатия до рождения);

- постнатальный – послеутробный (от момента рождения до смерти человека).

В пренатальном выделяют:

- эмбриональное развитие (эмбрион)  – до 1,5 – 2 месяцев, когда происходит  формирование плода;

- плацентарное развитие (плод) –  3 – 10 месяцев, когда происходит  рост плода.

Характеризуется быстрым ростом и  развитием ребенка, питанием его  за счет материнского организма, поэтому  острые и хронические заболевания  матери, особенности ее питания, психические  и физические нагрузки оказывают  значительное влияние на течение  беременности и, соответственно, на развитие будущего ребенка.

В постнатальном выделяют этапы:

- ранний;

- зрелый;

- заключительный.

Только что родившийся человек  отличается от взрослого рядом качественных особенностей, а не представляет собой  его простую уменьшенную копию.

Время, в течение которого развивающийся  ребенок достигает функционального  уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма, составляет 16 – 20 лет.

 

Возрастная периодизация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Периоды развития организма. В процессе онтогенеза отдельные  органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности' функционирования организма .детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов развития: Основными этапами развития являются внутриутробный и постнаталь-ный, начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференци-ровка. Постнатальный этая охватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

Распространенная в настоящее  время возрастная периодизация с  выделением периода новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного  возраста, подразделяющегося, в свою очередь, на младший, средний и старший  школьный возраст, отражает скорее существующую систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности. С точки же 'зрения физиологии ученые в настоящее время в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

1. Новорожденный от 0 до 10 дней

2. Грудной восраст 10-1 год

3. Раннее детство 1-3 лет

4. Первое детство 4-7 лет

5. Второе детство:

Мальчики 8-12 девочки 8-11

6. Пубертатный возраст:

Мальчики 13-16 девочки 12-15

7. Юношеский возраст:

Юноши 17-21 девочки 16-20

8. первый период зрелого  возраста мужчины 22-35 жен 21-36

9. второй период зрелого  возраста м 36-60 ж 36-55

10. пожилой возраст м 61-75 ж 56-75

11. старческий возраст  м 76-90 ж 76-90

12 долгожители 90…120

Теория старения – естественный процесс

  1. Накопиплении ошибок в ДНК
  2. Теория активный радикалов

Критерии такой периодизации включают в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического роста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, раз-витие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуального развития или критический период.

Рос* и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной  особенностью процесса роста детского организма является его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается  на 7—8 см, и даже до 10 см. Причем, с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими  конечностями, большим туловищем  и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет — 1/5, 6 лет — 1/6, 12 лет — 1/7, и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, и таз уже, чем у девушек.

Информация о работе Предмет возрастной физиологии