Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:13, контрольная работа
Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"
— индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.
Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.
Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей значительные отклонения от типичных изменений. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но и даже ее падение (резкий дефицит). Задержка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг) отрицательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде всего режима воспитания и обучения.
Билет № 5 законы и закономерности развития детей и подростков
Этапность- неравномерное скачкообразное развитие организма детей и подростков, этапы и периоды.
Гетерохрония – неодинаковое во времени развитие систем и органов
Гармоничность – 2 аспекта понимания слова, 1.соотношение роста и веса. 2. Физическое и психическое.
Принцип опрережающего развития.некоторые системы организма развиваютя гораздо раньше их реальной необходимости, безусловные врожденные рефлексы.
Кризисность: 1. Факт рождения – иммунитет 2. Кризис 2х – 3х лет я сам. 3. Кризис 6-7 лет школьный. Меняющийся социальный статус. 4. Подростковый кризис: - гормональная перестройка организма, - полов органы перевозб кору головного мозга.
Основные проявления: - повышение агрессии –неготивизм и максимализм – повышенная обидчивость – желание самовыразиться. 18 лет созревает высшая нервная деят. Совершеннолетие. В коре головного мозга уравновешиваются 2 процессе – возбуждение и торможение- адекватно оценивать свои недостатки.
Билет № 6 понятие акселерация ее виды и причины
ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ
Акселерация – ускорение психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг.
Возможные причины эпохальной акселерации:
- увеличение светового дня (за счет искусственного освещения);
- урбанизация расселения
(увеличение городского
- увеличение уровня радиации
и углекислого газа в
- гетерозис (увеличение числа межэтнических браков);
- питание
- влияние активности солнца
- улучшение социальных
и социально-гигиенических
Внутригрупповая акселерация
– это ускорение физического
развития отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.
Так для 13 – 20% детей любой возрастной
группы характерны более высокий
рост, большие возможности
Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это важно для определения школьной зрелости при поступлении детей в школу, так, например, создают специальные группы для детей с замедленным физическим развитием).
Возможные причины ретардации:
- наследственные и врожденные нарушения;
- приобретенные нарушения;
- факторы социального
характера (в том числе
Билет № 7
Возрастные особенности
Органы движения представляют собой единую систему, где каждая часть и орган формируются и функционируют в постоянном взаимодействии друг с другом. Элементы, входящие в систему органов движения, подразделяют на две основные категории: пассивные (кости, связки и суставы) и активные элементы органов движения (мышцы).
Размер и форма тела
человека в значительной мере определяется
структурной основой –
Общие сведения о скелете. Форма костей. Человеческий скелет по строению схож со скелетом высших животных, но имеет целый ряд особенностей, которые связаны с прямохождением, передвижением на двух конечностях, высоким развитием руки и головного мозга.
Скелет человека – это система, состоящая из 206 костей, из них 85 парных и 36 непарных. Кости являются органами тела. Вес скелета у мужчины составляет примерно 18 % веса тела, у женщины – 16 %, у новорожденного – 14 %. В состав скелета входят кости различных величины и формы.
По форме кости делятся на: а) длинные (находятся в скелете конечностей); б) короткие (расположены в запястье и предплюсне, т. е. там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета); в) широкие или плоские (образуют стенки полостей, в которых находятся внутренние органы – тазовая кость, кости мозгового черепа); г) смешанные (имеют различную форму).
Высушенная и обезжиренная кость имеет следующий состав: органические вещества – 30 %; минеральные вещества – 60 %; вода – 10 %.
К органическим веществам
кости относят волокнистый
У детей в костной ткани преобладают органические вещества, поэтому их скелет более гибкий, эластичный, легко деформируется при длительной и тяжелой нагрузке или неправильных положениях тела. Количество минеральных веществ в костях с возрастом увеличивается, в связи с чем кости становятся более хрупкими и чаще ломаются.
Органические и минеральные вещества делают кость прочной, твердой и упругой. Прочность кости обеспечивается также ее структурой, расположением костных перекладин губчатого вещества соответственно направлению сил давления и растяжения.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Кость прочнее дуба. По прочности она в девять раз превосходит свинец и почти так же прочна, как чугун. В вертикальном положении бедренная кость человека выдерживает давление груза до 1500 кг, а большеберцовая кость – до 1800 кг.
Развитие костной системы в детстве и юности. В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7–8 недель. Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей. После рождения процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. При этом для каждой кости они относительно постоянны, по ним можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте.
Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением и химическим составом. Развитие скелета у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается медленнее, чем растет скелет).
Существует два пути развития кости.
1. Первичное окостенение, когда кости развиваются непосредственно из зародышевой соединительной ткани – мезенхимы (кости свода черепа, лицевой части, отчасти ключица и др.). Сначала образуется скелетогенный мезенхимный синцитий. В нем закладываются клетки – остеобласты, которые превращаются в костные клетки – остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями кальция и превращающиеся в костные пластинки. Таким образом, кость развивается из соединительной ткани.
2. Вторичное окостенение, когда кости первоначально закладываются в виде плотных мезенхимных образований, имеющих примерные очертания будущих костей, затем превращаются в хрящевые ткани и замещаются костными тканями (кости основания черепа, туловища и конечностей).
При вторичном окостенении развитие костной ткани происходит замещением и снаружи, и внутри. Снаружи образование костного вещества происходит остеобластами надкостницы. Внутри окостенение начинается с образования ядер окостенения, постепенно хрящ рассасывается и замещается костью. По мере роста кость рассасывается изнутри специальными клетками – остеокластами. Нарастание костного вещества идет снаружи. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, расположенных между эпифизом и диафизом. Эти хрящи постепенно сдвигаются в сторону эпифиза.
Процесс окостенения. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин – к 17–21, у мужчин – к 19–24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.
С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости. К 2,5–3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют, хотя в течение второго года жизни большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение.
Ускорение окостенения происходит при преждевременном половом созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения чаще всего проявляются до 17–18 лет, и разница между «костным» и паспортным возрастами может достичь 5-10 лет. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.
С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. По мере роста значительно увеличивается количество солей кальция, фосфора, магния и других элементов, меняется соотношение между ними. Так, у маленьких детей в костях больше всего задерживается кальция, однако по мере взросления происходит смещение в сторону большей задержки фосфора. Неорганические вещества в составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого – четыре пятых.
Изменение строения и химического состава костей влечет и изменение их физических свойств. У детей кости более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей также более пластичны.
Возрастные различия в
строении и составе костей особенно
отчетливо проявляются в
Чем младше ребенок, тем больше
надкостница сращена с костью.
Окончательное разграничение
С 7 до 10 лет резко замедляется рост костно-мозговой полости в трубчатых костях, окончательно она формируется с 11–12 до 18 лет. Увеличение костно-мозгового канала происходит параллельно с равномерным ростом плотного вещества.
Срастание переломов и
образование костной мозоли у
детей происходит через 21–25 дней, у
грудных детей этот процесс происходит
еще быстрее. Вывихи у детей до
10 лет редки ввиду большой
Детский сколиоз 1. Несоответствие
роста ребенка и размера
Череп