Предмет возрастной физиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.
Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (гэеч. — существо, особь;"
— индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Файлы: 1 файл

анатомия экзамен.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

Можно отметить три периода  различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого  состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

Нарастание массы тела нередко претерпевает у детей  значительные отклонения от типичных изменений. В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдают не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но и даже ее падение (резкий дефицит). Задержка в интенсивности нарастания годичных приростов и проявление, хотя и ничтожно малых (до 0,5 кг) отрицательных сдвигов в массе тела у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития и требует реализации определенных гигиенических мер, прежде всего режима воспитания и обучения.

Билет № 5 законы и  закономерности развития детей и  подростков

Этапность- неравномерное скачкообразное развитие организма детей и подростков, этапы и периоды.

  1. Период первого вытягивания длится 1 год после рождения – 3,5 масса 52 г. через год 6-7 кг 11 м рост 25см.
  2. Пер первого округления от 2 до 3 темп роста замедляется.
  3. Период второго вытягивания с 4 до 7 лет
  4. Период второго округления мальчики 8-12 лет, дев 8-11 лет
  5. Период третьего вытягивания м 13-16 лет, д 12-15 лет

Гетерохрония – неодинаковое во времени развитие систем и органов

Гармоничность – 2 аспекта  понимания слова, 1.соотношение роста  и веса. 2. Физическое и психическое.

Принцип опрережающего развития.некоторые системы организма развиваютя гораздо раньше их реальной необходимости, безусловные врожденные рефлексы.

Кризисность: 1. Факт рождения – иммунитет 2. Кризис 2х – 3х лет я сам. 3. Кризис 6-7 лет школьный. Меняющийся социальный статус. 4. Подростковый кризис: - гормональная перестройка организма, - полов органы перевозб кору головного мозга.

Основные проявления: - повышение  агрессии –неготивизм и максимализм – повышенная обидчивость – желание самовыразиться. 18 лет созревает высшая нервная деят. Совершеннолетие. В коре головного мозга уравновешиваются 2 процессе – возбуждение и торможение- адекватно оценивать свои недостатки.

 Билет № 6 понятие акселерация ее виды  и причины

ОТКЛОНЕНИЯ В  РАЗВИТИИ

Акселерация – ускорение  психического и физического развития детей по сравнению с предыдущими  поколениями. Термин предложен в 1935 году Е. Кохом. Первоначально обозначал  ускорение роста и созревания детей и подростков ХХ века по сравнению  с детьми и подростками ХIХ века. Сейчас такой вид акселерации называется эпохальной. Например, длина тела новорожденных к концу ХХ века увеличилась на 2 – 2,5 см, масса – на 0,5 кг.

Возможные причины эпохальной акселерации:

- увеличение светового  дня (за счет искусственного  освещения);

- урбанизация расселения (увеличение городского населения);

- увеличение уровня радиации  и углекислого газа в атмосфере;

- гетерозис (увеличение  числа межэтнических браков);

- питание

- влияние активности солнца

- улучшение социальных  и социально-гигиенических условий  жизни населения промышленно  развитых стран: лучшее питание,  занятия спортом, научно-технический  прогресс, более высокий уровень  образования родителей.

Внутригрупповая акселерация  – это ускорение физического  развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Так для 13 – 20% детей любой возрастной группы характерны более высокий  рост, большие возможности дыхательной  системы, большая мышечная сила, быстрее  происходит половое созревание, несколько  быстрее осуществляется психическое  развитие.

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма ребенка. Их число также составляет 13 – 20% в любой возрастной группе (это  важно для определения школьной зрелости при поступлении детей  в школу, так, например, создают специальные  группы для детей с замедленным  физическим развитием).

Возможные причины ретардации:

- наследственные и врожденные  нарушения;

- приобретенные нарушения;

- факторы социального  характера (в том числе неправильное  воспитание детей, воспитание  детей в неблагополучных семьях).

 Билет № 7 Возрастные особенности позвонков,  таза и черепа

Органы движения представляют собой единую систему, где каждая часть и орган формируются  и функционируют в постоянном взаимодействии друг с другом. Элементы, входящие в систему органов движения, подразделяют на две основные категории: пассивные (кости, связки и суставы) и активные элементы органов движения (мышцы).

Размер и форма тела человека в значительной мере определяется структурной основой – скелетом. Скелет обеспечивает опорой и защитой  все тело и отдельные органы. В  составе скелета имеется система  подвижно сочлененных рычагов, приводимая в движение мышцами, благодаря чему и совершаются разнообразные  движения тела и его частей в пространстве. Отдельные части скелета служат не только вместилищем жизненно важных органов, но и обеспечивают их защиту. Например, череп, грудная клетка и  таз служат защитой мозга, легких, сердца, кишечника и др.

Общие сведения о  скелете. Форма костей. Человеческий скелет по строению схож со скелетом высших животных, но имеет целый ряд особенностей, которые связаны с прямохождением, передвижением на двух конечностях, высоким развитием руки и головного мозга.

Скелет человека – это  система, состоящая из 206 костей, из них 85 парных и 36 непарных. Кости являются органами тела. Вес скелета у мужчины  составляет примерно 18 % веса тела, у женщины – 16 %, у новорожденного – 14 %. В состав скелета входят кости различных величины и формы.

По форме кости делятся  на: а) длинные (находятся в скелете  конечностей); б) короткие (расположены  в запястье и предплюсне, т. е. там, где одновременно необходимы большая прочность и подвижность скелета); в) широкие или плоские (образуют стенки полостей, в которых находятся внутренние органы – тазовая кость, кости мозгового черепа); г) смешанные (имеют различную форму). 

Высушенная и обезжиренная кость имеет следующий состав: органические вещества – 30 %; минеральные вещества – 60 %; вода – 10 %.

К органическим веществам  кости относят волокнистый белок (коллаген), углеводы и многие ферменты.

У детей в костной ткани  преобладают органические вещества, поэтому их скелет более гибкий, эластичный, легко деформируется  при длительной и тяжелой нагрузке или неправильных положениях тела. Количество минеральных веществ  в костях с возрастом увеличивается, в связи с чем кости становятся более хрупкими и чаще ломаются.

Органические и минеральные  вещества делают кость прочной, твердой  и упругой. Прочность кости обеспечивается также ее структурой, расположением  костных перекладин губчатого вещества соответственно направлению сил  давления и растяжения.

Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза. Кость  прочнее дуба. По прочности она  в девять раз превосходит свинец и почти так же прочна, как чугун. В вертикальном положении бедренная  кость человека выдерживает давление груза до 1500 кг, а большеберцовая кость – до 1800 кг.

Развитие костной  системы в детстве и юности. В период внутриутробного развития у детей скелет состоит из хрящевой ткани. Точки окостенения появляются через 7–8 недель. Новорожденный имеет окостеневшие диафизы трубчатых костей. После рождения процесс окостенения продолжается. Сроки появления точек окостенения и окончания окостенения различны для разных костей. При этом для каждой кости они относительно постоянны, по ним можно судить о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте.

Скелет ребенка отличается от скелета взрослого человека своими размерами, пропорциями, строением  и химическим составом. Развитие скелета  у детей определяет развитие тела (например, мускулатура развивается  медленнее, чем растет скелет).

Существует два пути развития кости.

1. Первичное окостенение, когда кости развиваются непосредственно из зародышевой соединительной ткани – мезенхимы (кости свода черепа, лицевой части, отчасти ключица и др.). Сначала образуется скелетогенный мезенхимный синцитий. В нем закладываются клетки – остеобласты, которые превращаются в костные клетки – остеоциты, и фибриллы, пропитанные солями кальция и превращающиеся в костные пластинки. Таким образом, кость развивается из соединительной ткани.

2. Вторичное окостенение, когда кости первоначально закладываются в виде плотных мезенхимных образований, имеющих примерные очертания будущих костей, затем превращаются в хрящевые ткани и замещаются костными тканями (кости основания черепа, туловища и конечностей).

При вторичном окостенении  развитие костной ткани происходит замещением и снаружи, и внутри. Снаружи  образование костного вещества происходит остеобластами надкостницы. Внутри окостенение начинается с образования  ядер окостенения, постепенно хрящ рассасывается  и замещается костью. По мере роста  кость рассасывается изнутри  специальными клетками – остеокластами. Нарастание костного вещества идет снаружи. Рост кости в длину происходит за счет образования костного вещества в хрящах, расположенных между  эпифизом и диафизом. Эти хрящи  постепенно сдвигаются в сторону  эпифиза.

Процесс окостенения. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин – к 17–21, у мужчин – к 19–24 годам. Из-за того, что у мужчин половое созревание заканчивается позднее, чем у женщин, они имеют в среднем более высокий рост.

С пяти месяцев до полутора лет, т. е. когда ребенок становится на ноги, происходит основное развитие пластинчатой кости. К 2,5–3 годам остатки грубоволокнистой ткани уже отсутствуют, хотя в течение второго года жизни большая часть костной ткани имеет пластинчатое строение.

Ускорение окостенения происходит при преждевременном половом  созревании, повышенной функции передней части аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Задержка и ускорение окостенения чаще всего проявляются до 17–18 лет, и разница между «костным» и паспортным возрастами может достичь 5-10 лет. Иногда на одной стороне тела окостенение происходит быстрее или медленнее, чем на другой.

С возрастом химический состав костей изменяется. Кости детей содержат больше органических веществ и меньше неорганических. По мере роста значительно  увеличивается количество солей  кальция, фосфора, магния и других элементов, меняется соотношение между ними. Так, у маленьких детей в костях больше всего задерживается кальция, однако по мере взросления происходит смещение в сторону большей задержки фосфора. Неорганические вещества в  составе костей новорожденного составляют одну вторую веса кости, у взрослого  – четыре пятых.

Изменение строения и химического  состава костей влечет и изменение  их физических свойств. У детей кости  более эластичны и менее ломки, чем у взрослых. Хрящи у детей  также более пластичны.

Возрастные различия в  строении и составе костей особенно отчетливо проявляются в количестве, расположении и строении гаверсовых каналов. С возрастом их число  уменьшается, а расположение и строение изменяются. Чем старше ребенок, тем  больше в его костях плотного вещества, у маленьких детей больше губчатого  вещества. К 7 годам строение трубчатых  костей сходно с таковым у взрослого  человека, однако между 10–12 годами губчатое вещество костей еще интенсивнее  изменяется, его строение стабилизируется  к 18–20 годам.

Чем младше ребенок, тем больше надкостница сращена с костью. Окончательное разграничение между  костью и надкостницей происходит к 7 годам. К 12 годам плотное вещество кости имеет почти однородное строение, к 15 годам совершенно исчезают единичные участки рассасывания плотного вещества, а к 17 годам в  нем преобладают большие остеоциты.

С 7 до 10 лет резко замедляется  рост костно-мозговой полости в трубчатых костях, окончательно она формируется с 11–12 до 18 лет. Увеличение костно-мозгового канала происходит параллельно с равномерным ростом плотного вещества.

Срастание переломов и  образование костной мозоли у  детей происходит через 21–25 дней, у  грудных детей этот процесс происходит еще быстрее. Вывихи у детей до 10 лет редки ввиду большой растяжимости связочного аппарата.

Детский сколиоз 1. Несоответствие роста ребенка и размера школьной мебели 2 следить за осанкой 3 тип  школьных рюкзаков

Череп

 


Информация о работе Предмет возрастной физиологии