Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:49, реферат
Целью данной работы является раскрытие понятия системы физического воспитания как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, а также связи физического воспитания с образованием и воспитанием.
Введение 3
Физическое воспитание как социальная система 3
Краткая история становления и развития систем физического воспитания 7
Структура системы физического воспитания, ее составные части 9
3.1 Цель, задачи системы физического воспитания 9
3.2 Основы системы физического воспитания 10
3.3 Принципы системы физического воспитания 14
3.4 Основные направления системы физического воспитания 15
3.5 Организационные формы физического воспитания 17
Физическое воспитание, физическая культура и спорт 18
Заключение 21
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Физическая культура»
Тема: «Представление о физическом воспитании как системе»
Группа: БС-101
Проверил: Усачев Н.А.
Тольятти 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3.1 Цель, задачи системы физического
воспитания
3.2 Основы системы физического
воспитания
3.3 Принципы системы физического
воспитания
3.4 Основные направления системы
физического воспитания
3.5 Организационные формы физического
воспитания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Теория физического воспитания, как научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содержанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, относящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основными смежными понятиями. Речь идет, в первую очередь, о понятиях «физическое воспитание» и «система физического воспитания», а также о таких непосредственно связанных с ними понятиях, как «физическое развитие», «физическое совершенство», «физическая культура» и «спорт».
Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.
Целью данной работы является раскрытие понятия системы физического воспитания как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, а также связи физического воспитания с образованием и воспитанием.
Термин «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания.
Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.
В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).
Другая, не менee существенная сторона физического воспитания, - целенаправленное воздействие, стимулирование развития физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле).
В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.
Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка». Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них). Специальная физическая подготовка - это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином «общая физическая подготовленность», а результат специальной физической подготовки – «специальная физическая подготовленность».
Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется:
- идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества либо интересами отдельных классов и обусловлены, в конечном счете, коренными социальными отношениями, типичными для данной общественной формации;
- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, oбъединяющую научно-практические знания о закономерностях, правилах, средствах и методах физического воспитания;
- программно-нормативными основами, т. е. программным материалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания;
- тем, как все эти исходные основы закреплены организационно и реализуются в деятельности организаций и учреждений, непосредственно осуществляющих и контролирующих физическое воспитание в обществе.
В зависимости от условий своего развития система физического воспитания может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения, причем организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и функционировании.
Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.
Социальная обусловленность физического воспитания заключается в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.
Такая социальная организация носит название системы.
Система (в пер. с греч. – составленное из частей) – единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Это одно из наиболее важных понятий, имеющее большое общенаучное значение.
Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.
Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами общества.
В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.).
В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи, образующие основу структуры системы.
Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование.
Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.
Различают внешние и внутренние функции.
Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей.
Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.).
Здоровый человек несет больше пользы обществу.
Система физического воспитания тесно связана с другими системами общества: экономикой, культурой, наукой, политикой.
Будучи одной из сфер проявления общественных отношений она развивается под влиянием изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни (современный период). Ей присущ конкретно исторический характер. Именно поэтому она выступает и как вид и как тип общественной практики.
Как вид отражает специфику данного вида воспитательной деятельности, как тип – несет в себе все основные свойства социальной системы общества.
2.Краткая история становления
и развития систем физического
Физическое воспитание в условиях первобытного общества, несмотря на свой примитивный характер, уже имело существенное значение в формировании образа жизни человека. Благодаря тесной связи с трудом, бытом и доступностью для всех членов племени или рода оно занимало довольно значительное и всё возрастающее место в развитии общества.
В 3-4 тысячелетии до н.э. в результате развития общественных отношений на смену первобытному обществу приходит рабовладельческая общественно-экономическая формация. В этот период развития человеческого общества цели, задачи, средства, формы и методы физического воспитания определялись в зависимости от особенностей экономического, политического и культурного развития в том или ином рабовладельческом государстве. Так, в Древней Греции различали две основных системы занятий физическими упражнениями: гимнастику (упражнения, оказывающие общеразвивающее воздействие) и агонистику, представляющую собой специальную тренировку с целью подготовки к выступлениям на состязаниях. Постепенно такие состязания приобретали всё большую определённость целей, периодичность, а подготовка к ним способствовала совершенствованию системы физического воспитания.
В рабовладельческом обществе системы физического воспитания имели , главным образом, военную направленность. Они использовались как одно из средств воспроизводства военной силы, инструмент подавления рабов внутри государства и ведения захватнических войн. К этому периоду относится появление специальных школ, строительство спортивных сооружений, организация крупных международных соревнований, из которых наиболее яркими и значительными для истории являются Олимпийские игры.
В средние века развитию физической культуры в Европе был нанесён значительный ущерб. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в этот период развития человеческого общества христианской церковью проповедовалось необходимость умерщвления физической человеческой плоти, занятия физическими упражнениями расценивались как богохульство и преследовались. Были запрещены спортивные игрища, состязания. В результате развитие систем физического воспитания было приостановлено. Физическое воспитание приобрело сугубо элитарный характер и использовалось только для военно-физической подготовки рыцарей.
Начиная с ХVII столетия, с появлением буржуазных общественно-экономических отношений активизируются все сферы жизнедеятельности общества, в том числе появляется возможность дальнейшего развития систем физического воспитания. Начиная с этого периода, значительно возрастает его влияния на народные массы, совершенствуются средства, методы, формы, открываются первые спортивные клубы.
С расширением экономического и культурного сотрудничества между разными странами спорт выходит за границы отдельных государств, что нашло отражение в организации и проведении многочисленных международных соревнований и возобновлении в конце ХIХ века регулярного проведения Олимпийских игр.
Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе