Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:49, реферат
Целью данной работы является раскрытие понятия системы физического воспитания как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на обеспечение физического совершенствования и укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни, а также связи физического воспитания с образованием и воспитанием.
Введение 3
Физическое воспитание как социальная система 3
Краткая история становления и развития систем физического воспитания 7
Структура системы физического воспитания, ее составные части 9
3.1 Цель, задачи системы физического воспитания 9
3.2 Основы системы физического воспитания 10
3.3 Принципы системы физического воспитания 14
3.4 Основные направления системы физического воспитания 15
3.5 Организационные формы физического воспитания 17
Физическое воспитание, физическая культура и спорт 18
Заключение 21
Список использованной литературы
В ХХ веке бурное развитие получает физкультурно-массовое и спортивное движение, опирающиеся на современные системы физического воспитания и спортивной тренировки, новейшие достижения науки и техники.
3. Структура системы физического воспитания, ее составные части
Структура отечественной системы физического воспитания представляет собой единство следующих основных компонентов.
3.1 Цель, задачи системы физического воспитания
Цель – важнейший системообразующий фактор, без которого любая система (в том числе и система физического воспитания) теряет смысл.
Целью отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облику современного человека, образа жизни.
Задачи – расшифровывают, разукрупняют цель, одновременно обеспечивая взаимосвязь между элементами системы.
Основными задачами физического воспитания населения страны являются:
– обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры (двигательных, интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, технологических);
– физическое совершенствование и укрепление здоровья как главное условие достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
– индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств и двигательных умений и навыков;
– формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
– валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни (ЗОЖ);
– формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и умений приобщать к таким занятиям других.
3.2 Основы системы физического воспитания
Определяющие основы представляют собой совокупность нормативных актов и положений, создающих предпосылки и условия, обеспечивающие решение основных задач и достижение цели.
Среди них выделяют: социально-экономические, научно-методические, программно-нормативные, организационно-управленческие и правовые основы.
Социально-экономические основы
Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.
Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.
Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического воспитания удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные – формирование личности, совершенствование общественных отношений (физкультурная и спортивная деятельность подчиняется строгим правилам и нормам поведения).
Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития.
Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений.
Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская помощь и др.
В экономическом плане система выступает как отрасль народного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере системы физического воспитания – непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.
Правовые основы
Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, колледжи, вузы и т.д.).
Методические основы
Методические основы раскрываются в закономерностях физического воспитания и соответствующих им рекомендациях по реализации принципов обучения и воспитания, а так же по использованию средств, методов и форм организации занятий в каждой социальной группе населения.
В методических основах выражается характерная черта системы физического воспитания – ее научность. Исходные теоретические положения и способы их практической реализации разрабатываются с опорой на фундаментальные науки (философию, социологию, педагогику, психологию, биологию и др.) целым комплексом специализированных теоретических и спортивно-педагогических наук.
Программно-нормативные основы
Программно-нормативные основы раскрываются в трехступенчатой системе взаимосвязанных нормативных требований к уровню физической подготовленности и физического образования населения.
1) Единые государственные
программы физического
В этих программах установлены основные средства физического воспитания и нормативные требования к показателям физической подготовленности и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.
2) Нормативные требования каждой ступени, определяющие: во-первых, количественные критерии достижений в некоторых наиболее важных для человека действиях (бег, прыжки и пр.); во-вторых, круг жизненно важных двигательных умений, необходимых человеку для полноценной жизнедеятельности; в-третьих, объем теоретических сведений о правилах личной и общественной гигиены.
3) Единая спортивная
Состав видов спорта и нормативные требования в отдельных видах спорта пересматриваются примерно через каждые четыре года, как правило, в первый послеолимпийский год. Таким образом, создается требуемая перспектива развития каждого вида спорта к очередным Олимпийским играм.
В спортивной классификации предусмотрены два вида нормативных требований: разрядные нормы для видов спорта, в которых результаты оцениваются по объективным показателям (в мерах времени, веса, расстоянии и т.п.), и разрядные требования для видов спорта, в которых достижение оценивается по факту и значению победы, одержанной в соревновании лично или в составе команды (бокс, спортивные игры и др.).
Организационные основы
Организационная основа систем физического воспитания представляет собой сочетание государственных и общественных форм управления.
Государственная форма управления осуществляется государственными органами и учреждениями на основе единых программ.
3.3 Принципы системы физического воспитания
Основными принципами отечественной системы физического воспитания являются:
Этот принцип предполагает: а) при выборе средств и методов физического воспитания руководствоваться, прежде всего, их оздоровительной ценностью; б) соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся; в) осуществление систематического врачебно-педагогического контроля.
2) Принцип всестороннего гармонического развития личности
Данный принцип предполагает: а) связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.); б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний.
3) Принцип связи с практической общественно значимой деятельностью
Этот принцип предполагает: а) нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков; б) формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности; в) максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.
Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.
3.4 Основные направления системы физического воспитания
Основные направления представляют собой главные пути и основные сферы практической реализации задач, достижения цели, функционирования основ и принципов, осуществление взаимосвязей всех элементов системы. В отечественной системе физического воспитания в настоящее время выделяют следующие основные направления.
1) Базовое направление (общее физическое воспитание)
Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья, поддержание работоспособности в учебной или трудовой деятельности и разностороннее физическое совершенствование.
Содержание физического воспитания ориентировано на овладение жизненно важными двигательными действиями, согласованное и соразмеренное развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и подвижности в суставах. Общее физическое воспитание создает тот обязательный минимум физической подготовленности человека, который необходим для нормальной жизнедеятельности, для специализации в любом виде профессиональной или спортивной деятельности.
Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер.
2) Профессионально-прикладное направление
Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т.п.
3) Спортивное направление
Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания.
Спортивная тренировка представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки: общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную виды подготовки.
4) Лечебно–реабилитационное направление
Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые с целью восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).
Информация о работе Представление о физическом воспитании как системе