Прикладное физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 09:08, реферат

Описание работы

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов и специалистов различного профиля повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности трудящихся в условиях современного производства. Качественный скачок в развитии техники за последние годы выдвинул на повестку дня целый ряд проблем.

Содержание работы

1. ППФП
2. Комплекс общеразвивающих упражнений
3. Физкультпауза
4. Микропауза

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 

 

 

 

 

Контрольная работа по физической культуре

 

 

 

ТЕМА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ОЗО 1 курса 
Факультета биологии, химии и психологии

Специальность: педагогика и психология

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

ППФП 

 

2.

Комплекс общеразвивающих упражнений

 

3.

Физкультпауза

 

4.

Микропауза

 

 

Введение 

Общественное  значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов и  специалистов различного профиля повышается с каждым годом. Это связано с  нарастающей тенденцией социально  опасного снижения двигательной активности трудящихся в условиях современного производства. Качественный скачок в  развитии техники за последние годы выдвинул на повестку дня целый ряд  проблем. Первая управление новой техникой. Чем совершеннее техника, тем  более совершенным должен быть и  человек, управляющий ею, а сама техника  должна быть оптимально приспособлена  к функциональным возможностям человеческого  организма.  
Вторая механизация и автоматизация трудовых процессов в промышленности и в народном хозяйстве. Как следствие существенно уменьшилась доля физического труда, связанного с активной двигательной деятельностью, насущно необходимой для нормального функционирования организма человека.  
Третья развитие цивилизации способствует увеличению доли умственного труда, сопряженного с ограниченной подвижностью.

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, согнутом положении  туловища и шеи, суставов ног и  рук, с наклоненной вперед головой, кровь распределяется по органам  и тканям очень неравномерно. Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические  напряжения, особенно мышцы шеи, плечевого  пояса и туловища. Как следствие, могут проявляться нарушение  питания мозга, застойные явления  в брюшной полости, полости таза, в ногах. Кроме того, в результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела, у работников умственного  труда, не занимающихся физкультурой и  спортом:  
- вырабатывается поверхностное дыхание,  
- уменьшается жизненная емкость легких,  
- нарушается осанка,  
- дряхлеют мышцы скелета,  
- понижается обмен веществ.

К тому же, ограниченная амплитуда движений приводит к ухудшению в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, тазобедренном, коленном, голеностопном). Постоянная нагрузка зрительного анализатора может привести к нарушению зрения . Гиподинамия, как следствие недостаточности движений, весьма вредно отражается на здоровье человека, а значит и на эффективности его учебной и трудовой деятельности.

Существует  достоверная зависимость между  уровнем развития цивилизации, порождающей  гиподинамию, и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, которые ныне стали  доминировать в экономически развитых странах, например, смертность лиц в  возрасте около 40 лет от заболеваний  сердца в Гватемале в 7 раз ниже, чем в США. Согласно статистике последних лет в структуре смертности от ССЗ 85,5 % приходится на долю ИБС (46,8 %) и мозгового инсульта (38,7 %). Однако если в течение последних 2030 лет в странах Западной Европы, CША, Канаде, Австралии отмечается постоянная тенденция к снижению смертности от ИБС и мозгового инсульта, то в России до 1994 г. (за исключением середины 80-х гг.) наблюдался рост показателей смертности, что уже к началу 90-х годов привело к большому разрыву в стандартизованных показателях смертности между нашей страной и другими экономически развитыми странами.

Все перемены, происходящие в нашей жизни  слишком скоротечны для нашего организма. В течение многих тысячелетий  человек формировался в активной физической работе, в систематическом  движении. Сейчас же с драматической  внезапностью ломается сама функциональная модель, созданная эволюцией. Привыкшие  к постоянной работе, наши ноги все  больше и больше бездействуют, что  ощутимо подрывает наше здоровье. Все меньше и меньше остается профессий и сфер жизни, не затронутых о тотальным опасностью к гиподинамии. Высокое нервное напряжение при малой физической активности это смертельный коктейль для человека. Лишь оптимальная двигательная активность может спасти наш организм от разрушительных влияний современных условий жизни.

Профилактикой негативных воздействий на организм человека условий труда, автоматизации  труда и быта занимаются специалисты  различного профиля, в том числе  специалисты в области физической культуры.  
Новая техника, высокие технологии, новые взаимоотношения в производственном коллективе предъявляют новые, более высокие требования к руководителю, специалисту, организатору производства. Эпоха научно-технического прогресса, как никогда, требует разностороннего, гармоничного развития личности. Вместе с тем, каждая профессия предъявляет свои требования к физической и психической подготовленности специалистов и эти требования существенно разнятся. Качественные различия в требованиях к физической и психической подготовленности специалистов разных профессий сделали злободневной необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой  к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Под ППФП понимается подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности  ( Раевский Р.Т,1985).

 Начало ее формирования в  качестве профилированного направления  и вида физического воспитания  применительно к нуждам социалистического  производства у нас в стране  относится к 30-м годам. Значительную  роль в этом сыграло постановление  Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического  опыта и научно-исследовательских  данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная  отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

Сущность ППФП состоит в оптимальном  использовании средств, методов  и форм физического воспитания с  целью достижения и поддержания  на базе ОФП преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и  освоении профессии.

Ведь известно, что адаптация человека к условиям производства без специальной психофизической подготовки может длиться от 1 года до 5-7 лет. Вот и поэтому учебные заведения, обучающие профессиональной деятельности (вузы, техникумы , ПТУ и др.) для повышения качества выпускаемых специалистов развивают специфические физические качества, физиологические функции, психические качества, передают соответствующие знания, умения и навыки, необходимые для эффективного овладения конкретными профессиями.

 Дальнейшее совершенствование  производства, возрастание объема  и интенсивности труда предъявляют   повышенные требования к качеству подготовки специалистов.

Важную роль в связи  с этим имеет обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих  специалистов, включающие физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально важных качеств (ПВК) и психомоторных способностей.

По данным ученых точно установлено, что общая физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, а лишь создает  предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень  физической тренированности, адаптации  к условиям труда.

Не вызывает сомнений, что каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями  труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и  психических свойств и качеств  личности.

 

Задачи решаемые в процессе ППФП

Физическая подготовка, которая  осуществляется с учетом требований производства (ППФП), вида деятельности (военное дело), вида спорта (СФП) и  т.д. ППФП может занимать от 10-15 до 70 % времени учебного занятия, реализовываться  как на учебных занятиях, так и  во внеучебное время. Более подробно эти положения будут рассмотрены  далее.

Итак, цель ППФП - достижение психофизической  готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

На основании цели выделяются следующие  задачи ППФП:

1.   развитие ведущих для данной профессии физических качеств;

2.   формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

3.   повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;

4.   воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;

5.   повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

6.   содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.

Решение задач ППФП для конкретно  профессии возможно только после  разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики. Классификационные признаки трудовой деятельности представлены в таблице классификационных признаков трудовой деятельности (по книге «Психология» под ред. Дружинина В.Н., 2000)

Содержанию труда

Средствам труда

Условиям труда

Организации труда

Требованию к субъекту

труда:

Физический;

Умственный;

Оперативный;

Операторский;

Творческий

Ручной

Механизированный;

Автоматизированный;

Автоматический

Комфортный;

Экстремальный;

Вредный и опасный

Статические;

Динамический;

Монотонный;

Индивидуальный;

Коллективный

Уровень способностей;

Профобразование;

Профопыт;

Состояние здоровья;

Физическое развитие


 

Чтобы лучше представить себе возможности  ППФП, остановимся несколько подробнее  на ее составляющих. 

Прикладные  знания - это те знания, которые могут быть необходимы для будущей профессиональной деятельности и которые можно приобрести в процессе регулярных занятий физической культурой и отдельными видами спорта, особенно профессионально-прикладными.

Например экономисты в течение  рабочего дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

В практику подготовки геологов входит раздел, связанный с горной подготовкой, где изучаются особенности передвижения, страховки, оказания первой помощи и  т.д.

Прикладные  качества - это те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей мере необходимы в той или иной профессии. Выбор приоритетных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников высокой квалификации и неквалифицированных людей той же возрастной группы.

Например, все виды операторской работы (оператор на буровой, оператор на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей координации движений, развития внимания. В то же время представителям разных профессий для качественного  выполнения профессиональных видов  работ требуется или повышенная общая выносливость или сила отдельных  мышечных групп, или ловкость. Следовательно, становится существенно важным заблаговременное акцентирование, именно специальное  формирование этих прикладных качеств  до профессионально требуемого уровня, что и является одной из задач  ППФП.

Прикладные  психические качества и свойства личности. Каждая  профессия предъявляет свои требования к психическим  качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.

Так, профессиографические исследования, выполненные на членах буровых бригад Броун С. И., (1984) показали, что приоритетное значение придается функции внимания (концентрация, широта, переключение), эмоциональной устойчивости, координации движений и другим качествам.

Всем психическим качествам  и свойствам личности присуща  определенная подвижность, практически  все психические качества можно  развивать определенными физическими  упражнениями и занятиями прикладными  видами спорта, но лабильной психических  качеств и свойств личности существенно  ниже по сравнению с физическими  и психофизическими качествами, поэтому  в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему  мероприятий, позволяющую выявить  людей способных более успешно  овладевать профессией.

Информация о работе Прикладное физическое воспитание