Прикладное физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 09:08, реферат

Описание работы

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов и специалистов различного профиля повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности трудящихся в условиях современного производства. Качественный скачок в развитии техники за последние годы выдвинул на повестку дня целый ряд проблем.

Содержание работы

1. ППФП
2. Комплекс общеразвивающих упражнений
3. Физкультпауза
4. Микропауза

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

Например, профессиональный отбор  проводится при отборе специалистов для работы в экстремальных условиях (морское бурение, операторы химического  производства, полевые геологи и  т.д.). Занятия борьбой, боксом, мотоспортом  способствуют выработке смелости и  решительности, марш-броски и кроссы длительностью 1-2 часа совершенствуют волю занимающихся. Общительность (коммуникабельность) существенно повышается при занятиях игровыми видами спорта.

Под прикладными специальными качествами  подразумеваются способности организма человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и повышенной температуры, укачивания при передвижении автомобильным, водным, воздушным видами транспорта, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Эти способности могут совершенствоваться путем закаливания в ходе тренировки на открытом воздухе, дозированной тепловой тренировке физическими упражнениями,  специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях в гимнастике, акробатике и т.д.), специальным укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия, имеющая много общего с горной гипоксией и т.д.

Прикладные  умения и навыки необходимы во многих профессиях. Одни обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных видов работ (ходьба на лыжах, плавание, гребля, лазание по вертикальной и наклонной лестнице, бег по трапам, перенос тяжестей и т.п.), другие способствуют быстрому и экономному передвижению при реализации производственных задач (управление автотранспортом, езда на лошади и т.п. ). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.

При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить о том, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с  общей физической подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП  является необходимой основой, фундаментом  ППФП студентов любой специальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП  и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных  профессий.

Иногда (для представителей гуманитарных профессий) хорошая ОФП решает почти  все задачи обеспечения специальной  психофизической готовности к будущей  профессии. В этом случае дополнительно  нужны в основном лишь более широкие  прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда  и отдыха в зависимости от характера  и условий  труда и быта.

В других же случаях (геологи, строительство  трубопроводов и т.д.) ОФП не может  обеспечить необходимый уровень  психофизической готовности к профессиональному  труду. Здесь требуется специальная  и объемная ППФП по всем ее составляющим параметрам.

Некоторое представление о требованиях, предъявляемых  рядом распространенных профессий  к физическим и непосредственно  связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в таблице

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим и непосредственно  связанным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам

Виды (разновидности) профессионально-трудовой деятельности

Профессионально важные физические и  непосредственно связанные с ними качества (способности), от степени развития которых существенно зависит эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью

Труд по добыче полезных ископаемых (шахтерский и аналогичный), преимуществен-но    физический

Силовые и другие двигательные способности; резистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию  неблагоприятных средовых условий (высокой и низкой температур, высокой  влажности воздуха и газовых  примесей в нем и др.); разнообразные  двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препятствий, поднимания и переноски тяжестей); психическая устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности сельскохозяйственного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную активность

Комплексная выносливость, проявляемая  в динамических и статических  режимах продолжительного функционирования различ-ных мышечных групп; способность  ориентироваться на местности и  рационально распределять затраты  энергии во времени; разнообразные  двигательные навыки, в том числе  навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; закаленность организма по отношению к неблагоприятным метеорологическим воздейст-виям

Геологоразведочные, геодезические, метеорологические, гидрологические и аналогичные; экспедиционные работы, выполнямые в естественных условиях

Комплексная выносливость; подготовленность к неординарным проявлениям координационных и других двигательных способностей; способность ориентироваться на сложнопересеченной местности и в других необычных условиях, рационально распределять затраты энергии в процессе продолжительной нерегламентирован-ной стандартно двигательной деятельности; циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способствующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препятствий и т.д.); закаленность организма по отношению к резко переменному воздействию метеорологических, климато-географических и других средовых факторов

Разновидности двигательно активного строительного труда

Выносливость, проявляемая преимущественно  в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции

Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы)

Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведе-нии двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками

Разновидности  конвейерного труда, включающие двигательные действия, преимущественно стандартные и относительно узко ограниченные по составу

Способность своевременно и точно  выполнять локальные и региональные движения (с участием мышц преимущественно верхних конечностей) в пределах заданных кинематических и динамических параметров; устойчивость функций сенсорного контроля; навыки аналитически выделенных двигательных действий и «микродвижений» (преимуществен-но кистью), доведенные до высокой степени стереотипности; локальная, региональная и общая выносливость

Операторские работы на многопозиционных пультах дистанционного управления энергетическими, механическими и другими системами

Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная выносливость; мышечно-статическая выносливость (проявляющаяся преимуществен-но при длительной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на общей физической работоспособности

Разновидности труда плавсостава водного флота, включающие в значительном объеме двигательную активность

Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблагоприятных погодных и других внешнесредовых факторов; разнообразные двигательные навыки, в частности навыки ныряния, спасательного плавания, гребли, управления парусными плавсредствами; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на .отличной физической кондиции


Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов  профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

Кроме прикладной направленности отдельных  видов спорта следует  еще раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

Немаловажную  роль в осуществлении ППФП могут  играть и не сводимые к спортивным самодеятельные физкультурные занятия, включающие профессионально-прикладные упражнения наряду с другими средствами физического самовоспитания в режиме повседневного быта и удлиненного активного отдыха (в частности, в форме ежедневной индивидуальной зарядки, физкультурно-кондиционной тренировки, туристских походов). Понятно, что фактический вклад таких занятий в ППФП особенно зависит от степени приобщенности к физической культуре, понимания сути ППФП и методической подготовленности к самостоятельному использованию ее средств и методов. Для реализации некоторых задач, преследуемых в ППФП, могут быть использованы кроме указанных и малые формы занятий, практикуемые в рамках производственной физической культуры Хотя возможности их в этом отношении сравнительно узки, не следует пренебрегать ими, в частности при решении задач, предусматривающих выработку умения самостоятельно целесообразно регулировать оперативную работоспособность в процессе трудовой деятельности, и задач по предупреждению регресса достигнутой в результате ППФП специфической тренированности.

Таким образом, большинство принятых в  системе физического воспитания и самовоспитания форм занятий может  быть использовано в той или иной мере в целях ППФП. Вместе с тем содержание их определяется не только требованиями профессиональной деятельности и не замыкается на ней она может быть использовано так же в повседневной деятельности . ППФП непременно нужно рассматривать в единстве с другими слагаемыми целостной системы воспитания и в зависимости от их характера в индивидуально-конкретном выражении находить наиболее оправданное на том или ином этапе соотношение различных форм занятий, позволяющих реализовать личностно и социально значимые цели.

 

 

Список используемой литературы  
1. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф., Плеханова О.З., Ростеванов А.Г. Физическая культура: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. 

2. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов  технических вузов. М., Высшая  школа, 1985 
4. Шклярук В.Я. Физическая культура. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов. Учебное пособие. − Саратов, 2005.  
5. Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний. − http://www.critical.ru/CardioSchool/content/doctor/3/f_03_01_02.php.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс  общеразвивающих упражнений

1. И.  п.— стоя ноги вместе, руки  внизу, кисти в кулак. Сделать  круг руками спереди  и  поднять    их   вперед.   Опустить руки вниз, затем сделать ими полный круг сзади и отвести назад. Повторить 6—12 раз.

2. И.  п.— стоя ноги вместе, руки  на поясе. Сделать полный присед  на носках. Принять исходное положение.  Повторить 15—30 раз.

3. И.  п.— стоя лицом к опоре (стол, подоконник и т. п.) с опорой  на нее руками. Поднять правую  ногу назад. Принять и. п.  Повторить 6—12 раз каждой ногой,  затем без паузы поднять   правую   ногу   назад и держать ее в этом положении 4—8 сек. То же левой ногой.

4. И.  п.— стоя ноги вместе, руки  на поясе.  Наклониться  вперед (не сгибая ног), стараясь коснуться  руками  пола, затем слегка выпрямиться и вновь проделать такой же наклон на счет 2. После 8—16  наклонов  выпрямиться.  Повторить 2—3 раза.

5. И.  п.— стоя лицом к опоре с  опорой на нее руками. Поднять  правую ногу в сторону (туловище  держать   прямо). Принять и. п. Повторить 4—8 раз каждой ногой, затем без   паузы   поднять правую ногу в сторону и держать ее в этом положении   3—6  секунд.   То же левой ногой.

6. И.  п.— стоя ноги несколько шире  плеч, руки на поясе. Наклониться  вправо, левую руку поднять вверх,  слегка выпрямиться и повторить  наклон вправо. Сделав 8—16 наклонов  подряд вправо, выпрямиться и  проделать то же в левую  сторону. Повторить 1—2 раза.

7. И.  п.— стоя левым боком к опоре  с опорой на нее левой рукой.  Поднять правую ногу вперед  повыше. Принять и. п. Проделать  8—12 раз каждой ногой, затем  поднять правую ногу вперед  и держать ее в этом положении  4—8 секунд. То же левой.

8. И.  п.— сидя на полу, зацепившись  ногами снизу за диван, кровать  и т. п., руки за головой. Лечь  на спину. Сесть, стараясь   не   сгибать   ноги.   Повторить 10—20 раз.

9. И.  п.— лежа лицом к полу, опираясь  согнутыми руками. Разогнуть руки (отжаться). Согнуть руки. Повторить  10—20 раз.

10. И. п.— лежа на спине, зацепившись  руками снизу за что-либо   прочное. Поднять прямые ноги   до   вертикального положения. Принять и. п. Повторить 10—20 раз.

11. Бег на месте (лучше с продвижением) или прыжки ноги вместе. Выполнять  1—2 минуты.

Физкультминутка для снятия утомления  с плечевого пояса и рук 

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

И. п.— о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

И. п.— ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

И. п.— стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.

И. п.— основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

И. п.— основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

И. п.— основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

 

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.


Информация о работе Прикладное физическое воспитание