Проблема реализации оздоровительного потенциала физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:11, доклад

Описание работы

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества следует отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и школьного возрастов, студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья студентов по мере перехода их с курса на курс на пути к выпускному курсу. Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов.

Файлы: 1 файл

31.docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

     Знаем, но не делаем (к проблеме реализации оздоровительного потенциала физической культуры)

     В массовом развитии физической культуры 
и спорта я вижу один из лучших вариантов в 
битве за здоровье человека, его творческую 
активность и долголетие.

     П.К. Анохин

     Проблема  укрепления здоровья населения в  условиях современного общества следует  отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и  школьного возрастов, студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья студентов по мере перехода их с курса на курс на пути к выпускному курсу. Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов.

     Особую  тревогу вызывает тенденция в  состоянии здоровья подрастающего  поколения. По данным П.А. Рожкова (2002) за последние годы в 1,5 раза ухудшилось состояние здоровья учащейся молодежи, в том числе увеличилось количество психических расстройств. Показатели по заболеваниям, передающимся половым путем, и по ВИЧ-инфекции у российских подростков в 100 раз выше, чем у их сверстников из Западной Европы.

     По  количеству летальных исходов в  связи с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы (ССС) Россия находится на втором месте в мире. В 2002 г. число абортов на 1 000 женщин в возрасте старше 15 лет было в Бельгии — 6, в Нидерландах — 7, в Германии — 8, в России — 62. Рекорд Европы! 

     Наркомания  среди детей и подростков становится национальной проблемой.

     Сегодняшние реалии таковы, что сотни тысяч  бездомных детей, которые не придут на производство, в армию, в бизнес, потому что их путь — скорая смерть в криминальной среде от наркотиков, ножа, болезней. Зарубежные специалисты утверждают, что к 2020 году только СПИД будет убивать от 250 до 650 тысяч россиян в год (Юрьев А., 2005). Такое резкое снижение продолжительности жизни, которое наблюдается в России, особенно среди мужского населения, было только во время войны. Данное обстоятельство обусловлено комплексом проблем. Все эти проблемы не столько медицинские, сколько социальные и педагогические. Массовое закрытие спортивных секций, кружков, ликвидация института летних лагерей или перевод их на коммерческую основу привели к тому, что большинство детей в свободное время оказываются вне педагогического влияния — «на улице».

     Ухудшение положения российской молодежи в  последнее десятилетие, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требуют активизации государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации. Традиционно поиск таких путей связывается в основном с совершенствованием лечебных технологий, т.е. с развитием медицины, хотя она в своей основе направлена на лечение уже больных людей. Редкие «выступления» профилактической медицины в средствах массовой информации связываются, в первую очередь, с медикаментозными процедурами. А кому как не медикам должно быть известно, что такой способ профилактики ведет к снижению адаптационных возможностей организма и ослаблению его способностей противостоять болезнетворным микроорганизмам. 

     Еще более 2000 лет назад Гиппократ (ок. 460-370 гг. до .н.э.) выдвинул идею о том, что для сохранения здоровья следует бороться не с болезнями, а бороться за укрепление организма пока человек здоров, повышая тем самым его естественную способность противостоять болезнетворным микробам. К сожалению, в большинстве своем люди серьезно задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда оно начинает их беспокоить. Здесь уместно будет напомнить поговорку, в которой говориться о том, что поздно пить боржоми, когда «отваливается» печень.

     Следует констатировать, что медицина ХХ века пошла лишь по пути поиска антимикробных препаратов. К настоящему времени разработано уже более полумиллиона всевозможных лекарственных препаратов, но здоровье человечества от этого не стало лучше. Зато лечение стало намного дороже. Охрана здоровья - это золотой прииск. На медицину денег тратят больше, чем на оборону. Когда люди болеют, они не скупятся. Тем более, когда болеют дети. В любой стране имеется сословие людей, которые живут за счет больных. И они желают (сознательно или нет) и чтобы больные не переводились, и чтобы лечение стоило дороже и дороже. Простуда за последние сто лет осталась простудой, но цены на ее лечение выросли в сто раз (Гаврилов С., 1998). Л.Полинг (дважды лауреат Нобелевской премии по биологии) призывает: "Дамы и господа! Хватит ходить в поликлинику, чтобы вас там выслушивали и утешали. В поликлинике вас обязательно начнут лечить, дорого и долго. Лечебные учреждения — опасное место. Хватит считать врачей богами! Врачи считают здоровым того, кто может дойти до туалета и не забыть, зачем пришел. Я говорю: здоровье это когда вы чувствуете себя молодым» (Цит. по Гаврилову С., 1998).

     Надежда на таблетки и «волшебные» средства делает людей пассивными, уводит в  сторону от понимания того, что  за свое здоровье надо бороться путем повышения функциональных и защитных способностей организма. Даже в том случае, когда Вы уже заболели (здесь не имеется в виду острая стадия заболевания), следует помнить, что недуги приобретаются не за один день, следовательно, и победить их можно путем длительной, кропотливой, целенаправленной работы над собой, укрепляя иммунную систему. Н. Амосов один из первых хирургов, разработавших операции с искусственным кровообращением, считает, (1998, С.3) что: "Одних медицина спасает, а другим (и большинству!) укорачивает жизнь. Звучит парадоксально, но это так... На мой взгляд, лечебная медицина спасает жизнь единицам, а десятки других детренирует, делает бессильными перед болезнями...". "Не надейтесь, что врачи... сделают вас здоровыми. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше... учитесь полагаться на себя". "Ничто так не старит, как готовность стареть". Надежда на лекарства ѕ это тупиковый путь.

     Средства  массовой информации формируют у  детей и подростов ложные жизненные ориентиры и ложные ориентиры у населения относительно технологий поддержания и укрепления собственного здоровья. К сожалению, в этот процесс оказались вовлеченными не только лица, явно делающие свой бизнес на нездоровье населения (различного рода «маги и волшебники», экстрасенсы, целители и пр.), но и специалисты, давшие клятву Гиппократа. Не вдаваясь в детали рекламируемых технологий укрепления здоровья (с одной стороны шарлатанских, а с другой, - поддерживаемых официальной медициной, но связанных с лечебными процедурами), принципиально важно отметить ошибочность и несостоятельность подобных подходов. На анализе «оздоровительной» деятельности так называемой неофициальной медицины останавливаться не будем, так как здесь все очевидно ѕ в подавляющем большинстве случаев это процесс, имеющий основной своей целью «делание» денег.

     Многие  ученые в медицине физические упражнения рассматривают лишь как исследовательский или диагностический инструмент, а не как действенное оружие в борьбе с заболеваниями, в том числе и с хроническими (Рогозкин В.А., 2003). Неудивительно, поэтому, что число учащихся (включая школьников и студентов), отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, достигло 1,3 млн., что требует дополнительно 40 млрд. руб. на их реабилитацию (Григорьева В.Н., 2003).

     Здоровье  человека, по меньшей мере, определяется тремя группами факторов — генетическими; экологическими (включая питание, психический  макро и микроклимат и т.п.) и, наконец, образом жизни. Коррекция генотипа — дело далекого будущего; к улучшению экологии стремится каждый индивид, но, увы, этот фактор во многом зависит от социальных и материальных условий и, как правило, ими детерминирован, а не желанием индивида. Следовательно, реальным направлением в поддержании и укреплении здоровья населения является организация здорового образа жизни, где ведущая роль отводится физической культуре — оптимизации психического и физического состояния с помощью двигательной деятельности.

     Дефицит двигательной активности негативно  сказывается “…на развертывании  всех компонентов генетической программы  развития и жизнедеятельности организма  человека” (Евсеев С. П., 1999. С. 12). Все большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности. Оптимальная двигательная активность человека — необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.

     Не  случайно, поэтому в мире все более  популярной идеологией становится идеология  здорового образа жизни. Здоровый образ  жизни предполагает осознанное и регулярное использование средств физической культуры в качестве рекреационных и корректирующих мероприятий.

     Особое  внимание следует уделять двигательному  режиму детей. Если ребенок имеет дефицит активной двигательной деятельности (менее 5-6 часов в неделю) он не сможет развиваться нормально. Организм устроен таким образом, что информация, поступающая от локомоторных звеньев, трансформируясь в ЦНС, стимулирует развитие вегетативной (жизнеобеспечивающей) системы организма. Но, к сожалению, 84% учителей школ иррадиируют негативное отношение к физической культуре, забывая о том, что пробелы в знаниях по любой школьной дисциплине можно будет компенсировать в будущем, но если ребенок «не добегал», то это негативно скажется на динамике психофизического развития. И не за какие деньги это уже нельзя будет компенсировать в будущем. Не занимались вовремя необременительной профилактикой заболеваний, будем вынуждены заняться мучительным, дорогостоящим и малоэффективным лечением. Здоровому человеку нужен весь мир, а больному нужно только одно - здоровье.

     Сразу хотим оговориться, что школьная физическая культура не может в полной мере решить проблемы дефицита двигательной активности детей. По нашим данным (Костюченко В.Ф., 2002) более половины детей и родителей неудовлетворенны ни качеством, ни результатами школьной физической культуры. При этом 85% родителей выразили готовность оплачивать дополнительные занятия при соблюдении двух условий:

  1. Чтобы ребенку было интересно заниматься;
  2. Чтобы был заметен положительный результат от этих занятий (укрепление здоровья, повышение самооценки и т.п.).

     Сейчас  разрабатываются программы создания учебно-спортивных комплексов, объединяющих общеобразовательные школы и  спортивные школы и клубы, с тем, чтобы дети имели возможность заниматься, сообразуясь с собственными интересами в течение всей недели. Считается, что продолжительность жизни обусловлена преимущественно генетическими факторами, то есть наследственностью. Но со всей очевидностью доказано, что можно продлить активный период жизни, поддерживать бодрость, хорошее самочувствие и функциональное состояние кардиореспираторной системы, используя дозированные физические нагрузки циклического характера. К сожалению, пока здоровье не беспокоит людям недосуг заняться его поддержанием и профилактикой заболеваний. Дела, лень, убаюкивающие фантазии о том, что и завтра еще не поздно будет начать заниматься этим, отодвигают начало регулярных оздоровительных занятий на неопределенное время. А время идет и неотвратимо наступит пора, когда речь уже нужно будет вести не о профилактике заболеваний, а об их лечении.

     В настоящее время стало очевидным, что физические упражнения - лучший природный физиологический транквилизатор и используют их не только для борьбы с депрессией, но и в ряде случаев для снятия перевозбуждения и стрессов. «Если сказать просто, то наш разум управляет внешним миром и нашим телом, а самим разумом управляют чувства, возникающие вследствие возбуждения нервных центров в мозге... Получается, что разум совсем не так разумен, как мы привыкли думать. Все зависит от смены чувств!», (Н.Амосов, 1998,С.3) ѕ следовательно, для оптимизации деятельности ЦНС важно поддерживать оптимальный двигательный режим, сопряженный с притоком "положительных чувств" (В.К.). Система адекватных упражнений помогает выработать сопротивляемость организма болезням, снимает стресс, замедляет процесс старения, высвобождает резервы организма и повышает функциональные возможности иммунной системы. А что такое нарушение осанки? Это дисгармония в развитии мышечных групп.

     Для удержания правильной позы важна  подготовленность и согласованность  работы различных мышечных групп. Следовательно, для формирования правильной осанки необходимо гармоничное физическое развитие ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься физическим воспитанием с первых дней жизни ребенка. Чем свободнее ребенок в своих движениях, начиная с грудного возраста, тем успешнее он развивается. Активная и разнообразная двигательная деятельность в детском возрасте является наиболее эффективным средством профилактики нарушений и формирования правильной осанки. Разнообразные движения развивают межмышечную координацию и экономичность работы мышц при удержании позы. Совершенствование способности снимать излишние мышечные напряжения осуществляется в процессе формирования двигательных умений. Особое внимание при формировании правильной осанки требуется к детям дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период наиболее выраженная динамика развития организма.

Информация о работе Проблема реализации оздоровительного потенциала физической культуры