Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:11, доклад
Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества следует отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и школьного возрастов, студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья студентов по мере перехода их с курса на курс на пути к выпускному курсу. Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов.
Формированию и поддержанию правильной осанки способствует развитие силовых способностей. Необходимо обеспечить гармоническое развитие основных мышечных групп, формирующих осанку, выравнивать развитие отстающих мышц
В
основу методик, использования физических
упражнений для формирования и коррекции
осанки, должны быть положены средства
и методы общепринятые в теории практике
спортивной тренировки. Основополагающим
Для достижения оздоровительного эффекта необходимо соблюсти следующие условия выполнения упражнения:
Следовательно,
в оздоровительных целях
Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т.п.). В процессе физкультурной деятельности протекает непрерывный процесс формирования собственного "я" по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности. Реализуется процесс самопознания. В настоящее время апробированы методики и сформирована концепция профилактики и лечения наркомании средствами физической культуры, основная идея которой заключается в разработке технологий первичной профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи. Ведь ни чем не занятых детей быстро захватывает «улица», последствия данного процесса катастрофичны для России. Несомненно, положительное влияние физических упражнений на нервную систему. Импульсы, идущие от работающих органов, тонизируют подкорковые области мозга, подзаряжая его. Такая систематическая подзарядка района мозга, ведающего настроением человека, особенно когда ему за 40 лет и у него начинает развиваться склероз сосудов основания мозга, весьма важна для сохранения хорошего настроения и повышения эмоционального фона. Преодолевая трудности, которые благоприятно влияют на организм, человек создает вокруг себя атмосферу морального спокойствия. Отмечается множество положительных изменений эмоционального характера. В целом значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, уменьшается нервное напряжение, снимается депрессия. В основе данного феномена лежат биохимические и физиологические процессы. Повышение возбудимости, нервное напряжение, стрессовые ситуации характеризуются увеличением выделения гормона адреналина и более высокой (в зависимости от силы раздражителя) его концентрации в крови. Физические упражнения глобального воздействия на организм, значительно увеличивают скорость обмена веществ, нейтрализуя эффект повышенной секреции адреналина. Они являются естественным фактором, нейтрализующим излишки гормонов и помогающим организму вернуться к состоянию гармонии. Более того, у тех людей, для кого систематические занятия стали составной частью их повседневной жизни, вошли в привычку, в их процессе возникает ощущение счастья и даже эйфории. Такое ощущение может продолжаться довольно длительное время - до наступления утомления. Это связано с выделением гормонов, называемых эндерфинами (морфоподобные вещества). Английские ученые обнаружили в крови бегунов новый гормон — неонорэпинефирин, который они назвали «гормоном настроения». На этом основании они считают целесообразным предписывать бег при депрессивных состояниях. Психорегулирующее действие физических упражнений положительно сказывается и на балансе липопротеидов высокой («хороших») и низкой («плохих») плотности. Регулярные занятия приводят к положительным изменениям в иммунной системе организма. Отмечается увеличение белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Увеличивается диапазон адаптивных возможностей организма, стабилизируются белковый, углеводный и жировой обмены (Макарова Г.А., Локтев С.А., Алексанянц Г.Д., 1992).
Человек рожден для активной физической деятельности. Без нее радость жизни не может быть полной. Не ждите ни от кого приглашения, изменения условий или прихода вдохновения, проявляйте инициативу сами. Если есть необходимость, ищите себе спутника, но начинайте двигаться. Широкая аргументация пользы дозированных физических нагрузок базируется на многочисленных эмпирических фактах и не менее многочисленных результатах научных исследований. В основе тренирующего воздействия физической работы лежат адаптационные возможности организма, которые необходимо стимулировать регулярными раздражителями. При частоте занятий реже двух раз в неделю ожидать адаптационных перестроек в организме вообще не стоит. Тренировка один раз в неделю приносят больше вреда, чем пользы. Занятия должны быть регулярными. Только в этом случае они способны поддерживать необходимые изменения в организме.
О социокультурном значении физической культуры написано и наговорено специалистами и функционерами разных уровней, включая президента страны, столько, что логично ожидать реальных организационноуправленческих решений и, самое главное, конкретных дел по интенсификации ее внедрения в повседневную жизнь населения, особенно среди детей и учащейся молодежи. Но до сих пор наша отрасль (физической культуры) реализует Постановление ЦК ВКП (б) 1948 г., согласно которого основной задачей физкультурного движения является завоевание мировых вершин по важнейшим видам спорта. Т.е. о культуре физической только декларировали передовицы газет, а весь материальный и интеллектуальный потенциал отрасли был направлен на спорт высших достижений. В итоге мы оказались в положении, когда Россия, оставаясь ведущей спортивной державой в мире, оказалась в числе стран так называемого третьего мира относительно массовой физической культуры. Отношение к физической культуре в России такое, какое было в странах Запада примерно 50 лет назад. К сожалению, приходится констатировать, что положение с массовой физической культурой будет усугубляться, если у должностных лиц на всех уровнях социальной иерархии и у населения России по-прежнему достижения в области физической культуры будут ассоциироваться с достижениями в «большом спорте». Россия является действительным членом практически всех спортивных федераций, однако не принимает активного участия в работе Единой Европейской Сети спортивных наук в высшем физкультурном образовании, оставаясь лишь ассоциированным членом. И по материальному обеспечению физической культуры мы безнадежно отстаем от цивилизованных стран. Так, чтобы по спортивным сооружениям соответствовать "стандартам" Европы в Санкт-Петербурге необходимо иметь 1666 стадионов, 5000 игровых площадок, 384 спортивных залов, 1724 гимнастических зала, 344 крытых и 1666 открытых бассейнов, 193 катка с искусственным льдом, 2500 кортов и т.д. И все это должно функционировать, а не числиться на бумаге. В действительности же в стране, даже в таком, относительно благополучном по российским меркам городе, как С.-Петербург картина с материальным обеспечением массовой физической культуры неутешительная. А в российской "глубинке" — она удручающая. Все списывается на недостаточное финансирование. Но в это же время разными путями (в том числе и с помощью административного ресурса государства и региональных властей) находятся деньги для щедрого финансирования профессионального спорта в игровых видах, организации различного рода соревнований с фантастическим для РФ призовым фондом (например, ежегодно по теннису, в 2003 г. по легкой атлетике «Московский вызов» и в 2004 г. «Вызов России», оплаты трансляций «экзотических» для россиян видов спорта др. мероприятий) на фоне нищенского финансирования массовой и детской физической культуры и спорта. Нередки случаи, когда областные бюджеты, выделенные на физическую культуру, уходят в частные профессиональные футбольные клубы (Сергиенко П., 2004). Катастрофически не хватает спортивных сооружений и секций для занятий детей. Многие, из имеющихся сооружений, мягко говоря, не в полной мере отвечают современным требованиям (особенно в учебных заведениях всех уровней — от школы до вуза), а в это время правительство нашего города озабочено строительством стадиона для профессионального футбольного клуба.
Основными действующими лицами в деле широкой экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения должны быть специалисты – выпускники вузов и факультетов физической культуры. К сожалению, и спциалисты, призванные по долгу службы развивать культуру физическую не всегда четко представляют себе ее сущность. В чем просматривается государственная политика по отношению к массовой физической культуре, где реальный PR и продвижение через СМИ оздоровительных технологий и здорового образа жизни с использованием средств физической культуры? Где понимание того, что современный «большой спорт» это транснациональное самодостаточная индустрия шоу бизнеса? В концепции развития физической культуры и из уст государственных деятелей декларируется необходимость развития физической культуры, а на деле происходит все с точностью до наоборот. Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового образа жизни как на индивидуальном уровне, так и с использованием средств масс-медиа. В России слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры (Гуськов С.И., Дегтярева Е.И., 1998). В то время как 70% американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры. Наш же спортивный канал на ТV — это бесконечные трансляции футбола, автогонок в различных номинациях, тенниса и бокса.
Очевидно,
противоречие между возрастающими
потребностями общества и неготовностью
специалистов и руководителей всех
уровней активно воздействовать
на ментальность населения. Нужен новый
тип педагога, который может взять на
себя роль руководителя не только биолого-антропологического
Заключение:
Состояние здоровья российских детей и молодежи, его тенденцию нельзя признать удовлетворительными. Данная проблема не столько медицинская, сколько социальная и педагогическая. В основу решения данной проблемы должны быть заложена идея реализации профилактических мероприятий и формирования здорового стиля жизни, формирования у населения культуры физической, особенно у детей и подростков.
Реализацию данной идеи следует связывать:
Литература:
Информация о работе Проблема реализации оздоровительного потенциала физической культуры