Профессиональная прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

В законодательстве Российской Федерации физическая культура и спорт представлены как важнейший компонент целостного развития личности. Роль человека в обществе в основном определяется тем, как его жизненные установки и ценностные ориентации практически реализуются. В значимых для него личностно и необходимых в его учебной и трудовой деятельности качествах. В целом же личность человека характеризуется комплексом социально значимых черт, важнейшей составной частью которого выступает общая культура, являющаяся выражением гармоничности, богатства и целостности его личности, всесторонности и универсальности его связей с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности.

Содержание работы

Введение3
Основная часть4
Средства ППФП6
Заключение17
Библиографический список18

Файлы: 1 файл

Физра сдана.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский Государственный 

Технологический Университет»

 

Факультет: ЛТФ ЗДО

Кафедра: Физической культуры и валеологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему:

«Профессиональная прикладная

физическая подготовка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:

_____________ Т.Н. Поборончук

Выполнил студент:

 

 

 

Содержание

 

 

Введение3

Основная часть4

Средства ППФП6

Заключение17

Библиографический список18

 

 

Введение

 

   В законодательстве  Российской Федерации физическая  культура и спорт представлены  как важнейший компонент целостного  развития личности. Роль человека  в обществе в основном определяется  тем, как его жизненные установки  и ценностные ориентации практически  реализуются. В значимых для  него личностно и необходимых  в его учебной и трудовой  деятельности качествах. В целом  же личность человека характеризуется  комплексом социально значимых  черт, важнейшей составной частью  которого выступает общая культура, являющаяся выражением гармоничности,  богатства и целостности его  личности, всесторонности и универсальности  его связей с окружающим миром и другими людьми, его способности к творческой самореализации и активной деятельности. Причем всестороннее развитие личности возможно лишь при комплексном подходе к воспитательной работе, предусматривают координацию усилий по всем направлениям воспитания: нравственному и трудовому, эстетическому, физическому и правовому. Общая культура включает в себя общечеловеческие и индивидуальные формы преобразования личностью своей собственной природы, т.е. выражает меру власти человека над внешней и собственной физической и психической природой. Физическая культура должна рассматриваться и как продукт развития ее в индивиде, интегрирование личностью.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

   Профессионально  – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из направлений  системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных  знаний, физических и специальных  качеств, умений и навыков.  ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда, рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха, предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов деятельности.

  В программах средних  специальных учебных заведений  ППФП обязательно. Ее содержание  зависит от профиля учебного  заведения. Геодезисту, геологу необходимо  умение ориентироваться на местности.  Он должен уметь подготовить  ночлег, приготовить пищу в полевых  условиях. Правильная переправа  через реку или поведение в  горах – жизненно необходимые навыки. Ясно, что занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности. Специалистам «водных» профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонувшего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии.

  Автоматизация производства  снижает долю физического труда.  Возрастает нагрузка на сенсорную  (чувствительную) сферу, эмоциональная  нагрузка, повышается требования  к психической устойчивости. Здесь  также может помочь ППФП, так  как хорошая физическая подготовка  человека проявляется в неспецифическом  повышении устойчивости организма  ко многим неблагоприятным факторам.

  Для подбора средств  ППФП требуется точное описание  профессии – профессиограмма. В профессиограмме указываются: условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе), характер труда. Характер труда определяется долей умственной и физической нагрузки. Виды труда бывают: физический, умственный, смешанный. Примеры преимущественно физического труда – это профессии сталевара, горняка и другие, работа которых связана со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится спортивная деятельность в большинстве видов спорта.                                         

   Для измерения объема и мощности физической нагрузки применяются различные количественные показатели   масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время и т.п.  Есть и более точные способы. Например, по частоте сердечных сокращений (ЧСС) или суммарному пульсовому показателю, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы. Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Условно он делится на лёгкий, тяжелый, средний тяжести.

   Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-сихическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определения ЧСС, расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что лётчик-испытатель за 1 час полёта на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 уд.мин. Измерение же доли физического труда показало, что она невелика.

   При составлении профессиограммы учитывается еще один фактор-утомление. По характеру утомление бывает физическое и нервное, общие или утомление отдельных мышечных групп (руки, ноги, спина и т.д.),устают глаза или голова. В профессиограмме указывается режим труда (начало, окончание, наличие перерывов в работе).

 

                               Средства ППФП

 

Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью упражнений развиваются мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитываются смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарным, водителям наземного транспорта и механизатором сельского хозяйства и многим другим.

Педагогу любого профиля  надо знать упражнения гимнастики для  того, чтобы научить своих учеников правильно провести физкультурную  паузу и снять у них накопившееся утомления.

Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для реабилитации. Людям, занятым умственным трудом, гимнастика поможет избежать негативных последствий малоподвижной работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.

   Легкая атлетика. В основе легкой атлетки лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма, особенно нервно – мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной, т.е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают быстроту, выносливость, ловкость и силу, а также волевые качества – упорство, силу воли, умение преодолеть трудности (терпеть утомление). Наиболее полезны эти упражнения для геологов, агрономов – землеустроителей, зоотехников и др.

   Лыжный спорт  воспитывает в человеке выносливость  и закаленность к холоду, быстроту  передвижения на местности в условиях бездорожья и решительных действий. Лыжный спорт находит в профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей.

   Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и другие раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику. Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: водителям разных транспортных средств, операторам АСУ и др.

   Специально –  прикладные виды спорта, Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарных это пожарно – прикладной спорт, содержание которого составляют наиболее важные навыки и качества, необходимые при борьбе с огнем: быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них, высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном помещении в условиях ограниченной видимости и другие упражнения.

   Для водолазов,  гидрологов, исследователей морских  глубин, судостроителей речного  и морского транспорта, мостостроителей  и других специальностей, работа  которая связана с водой, таким  специальным прикладным видом спорта является подводный спорт – погружение на заданную глубину, размещение, поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ.

   Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

ППФП включает в себя теорию и практику. Цель теоретических  занятий – дать будущим специалистам необходимые прикладные знания, позволяющие  сознательно и методически правильно  использовать средства физической культуры и спорта для подготовки к будущей  профессии.

   При проведении  теоретических занятий учебный  материал должен быть рассчитан  не только на личную подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки. Например, в сельскохозяйственных техникумах студентов обучают верховой езде, умению обращаться с лошадью; в речных – плаванию в одежде, нырянию, приемам списания из воды. В некоторых техникумах и училищах для занятий ППФП построены специальные городки и площадки. Например, в строительных техникумах, готовящих монтажников – высотников, должны быть сооружения с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, тренировки навыков работы на высоте. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарных училищах.

   Одна из форм  ППФП – спортивно – массовые  мероприятия. Например, при проведении  туристского слета участники  соревнуются в преодолении водных  преград и др. На спортивных  праздниках, во время полевых практик учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы. Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о спартакиаде техникумов.

   Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений часто руководят первичными производственными коллективами. Их отношение к научной организации труда и активного отдыха во многом определяет и отношение к этим проблемам в коллективе.

   В любом виде  труда наблюдаются три фазы: врабатываемость,  стабильная работоспособность, снижение  работоспособности. Это объясняется  особенности работоспособности  центральной нервной системы. 

   В начале работы  требуется определенное время  на переключение внимание человека  от домашних и прочих забот  на работу, восстановление «нервных»  путей рабочих движений, их ритма,  т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин до

1 часа. При простых движениях  он короче, при сложных, связанных  со значительным напряжение внимания  – длиннее.

   Длительность фазы  стабильной работоспособности также  зависит от характера труда  и длится от 2 до 6 часов. При  простых разнообразных рабочих  движениях она длиннее, при напряженном труде, с большими требованиями к безошибочности движений – короче. При тяжелом физическом труде она также короче. В основе лежит утомление центральной нервной системы, мышц, глаз и прочих рабочих органов.

   В зависимости  от продолжительности фаз стабильной  работоспособности в ряде профессий  в течение рабочего дня наблюдаются  два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня – до обеда и после обеденного перерыва. Это цикличность видна по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.

   Вот как изменяется  часовая производительность труда  в одном из цехов по сборке  микросхем (в % дневной выработки;  данные автора).

Таблица 1.

Часы работы

Выход продукции

1

10,0

2

15,1

3

14,2

4

12,7

Обеденный перерыв

5

11,2

6

14,4

7

13,5

8

8,9


 

   Научная организация  труда призвана, уменьшить периоды  пониженной работоспособности, т.е.  уменьшить фазу врабатываемости  и фазу пониженной работоспособности.  Это достигается разумным чередованием  работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики и физической паузы.

Информация о работе Профессиональная прикладная физическая подготовка