Профессионально прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки…….......5
1.2 Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки…………………………………………………………………….…..5
2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки…………………………………………...10
2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………………… .14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Физическая культура»

теме: «Профессионально прикладная физическая подготовка»

 

 

 

Новосибирск 2014г.

 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки…….......5

1.2 Педагогические основы  профессионально-прикладной физической  подготовки…………………………………………………………………….…..5

2. Средства и методические  основы построения профессионально-прикладной физической подготовки…………………………………………...10

2.1 Особенности состава  средств профессионально-прикладной физической подготовки……………………………………………………………………….10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников………………………………………… .14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.

В процессе умственного труда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем - кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно - могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда (экономистов, бухгалтеров, менеджеров), не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ. Ухудшение состояния здоровья студентов вызывает большое беспокойство. Научно-технический прогресс привел к изменению условий жизни человека. Как результат - возникли болезни цивилизации, куда входят наркомания, алкоголизм, курение (особенно девушек - будущих матерей), СПИД, злокачественные и эндокринные заболевания, снижение функциональных резервов и сопротивляемости к болезням, рождение ослабленного потомства.

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), студентов-экономистов заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений, навыков и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению  избранной профессиональной деятельности;

2) интенсифицировать развитие  профессионально важных физических  качеств и непосредственно связанных  с ними способностей, обеспечить  устойчивость повышенного на  этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень резистентности  организма по отношению к неблагоприятным  воздействиям условий среды, в  которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его  адаптационных возможностей, сохранению  и улучшению здоровья;

4) способствовать успешному  выполнению общих задач, реализуемых  в системе профессиональной подготовки  кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих  целеустремленных, высокоактивных  членов общества, созидающих его  материальные и духовные ценности.

Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно.

Первостепенную роль в их реализации играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность профессионально-прикладной  физической подготовки

1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной  физической подготовки и её  необходимость

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно - ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры - профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на  освоение современных практических  профессий, и достижение профессионального  мастерства в них продолжают  зависеть от уровня функциональных  возможностей организма, имеющих  природную основу, от степени  развития физических способностей  индивида, разнообразия и совершенства  приобретенных им двигательных  умений и навыков.

Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность достаточно  многих видов профессионального  труда, несмотря на прогрессирующее  убывание доли грубых мышечных  усилий в современном материальном  производстве, прямо или косвенно  продолжает быть обусловленной  физической дееспособностью исполнителей  трудовых операций, причем не  только в сфере преимущественно  физического труда, но и в ряде  видов трудовой деятельности  смешанного (интеллектуально - двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же, нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема  предупреждения вероятных негативных  влияний определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое  состояние трудящихся; хотя эта  проблема решается многими средствами  оптимизации содержания и условий  труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции  общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных  умений, навыков и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению  избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных  вместе с тем в процессе  ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие  профессионально важных физических  и непосредственно связанных  с ними способностей, обеспечить  устойчивость повышенного на  этой основе уровня дееспособности.

Так называемыми профессионально важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит не только результативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстремальных ситуациях, например аварийных;

3) повысить степень резистентности  организма по отношению к неблагоприятным  воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая  деятельность, содействовать увеличению  его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья.

Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками. недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.);

4) способствовать успешному  выполнению общих задач, реализуемых  в системе профессиональной подготовки  кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих  целеустремленных, высокоактивных  членов общества, созидающих его  материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и главным образом в первом приближении, что объясняется как множественностью существующих профессий и их динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже включены в действующие официальные программы ППФП.

 

      2. Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки

      2.1 Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки

Средства ППФП можно условно представить следующими группами: общеподготовительные (общеразвивающие), общеприкладные, специально-прикладные упражнения; естественные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные и дополнительные средства.

Информация о работе Профессионально прикладная физическая подготовка