Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Физическое воспитание - одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Общие сведения о ППФП
-Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов

4
-Место ППФП в системе физического воспитания
8
-Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду
9
- Основные факторы, определяющие содержание ППФП
11
- Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей
13
Глава 2. Особенности ППФП студентов геологической специальности
14
Заключение
19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП).doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

« Национальный исследовательский

Томский государственный  университет»

 

РЕФЕРАТ

«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)»

 

Выполнила работу

Студентка 0281 группы

Геолого-географического

 факультета

Барминская К.С.

 

 

г.Томск -2010г.

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Общие  сведения о ППФП

-Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов

 

4

-Место ППФП в системе физического воспитания

   8

-Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду

9

- Основные факторы, определяющие содержание ППФП

11

- Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей

13

Глава 2. Особенности ППФП студентов геологической специальности

14

Заключение

19

Список литературы

20


 

Введение

 

Физическое воспитание - одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к  трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

 

Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов

 

Основные негативы жизнедеятельности современного студента:

-         гиподинамия (очевидная недостаточность двигательной активности)

-         всеобщая компьютеризация

-         повышенные умственные нагрузки;

-         повышенные эмоциональные нагрузки

-         общая недостаточность свободного времени и пр.

Цель ППФП - достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

На основании цели выделяются следующие задачи ППФП:

1.   развитие ведущих  для данной профессии физических  качеств;

2.   формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;

3.   повышение устойчивости  организма к внешним воздействиям  условий труда;

4.   воспитание специфических  для данной профессии волевых  и других психических качеств;

5.   повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);

6.   содействие формированию  физической культуры личности, укрепление  ее психики.

Для этого необходимы:

а) изначально сформированная, конкретно целенаправленная профессиональная ориентация каждого учащегося (т.е. – четко расставленные акценты требований к профессионально-важным качествам, способностям, свойствам и т.п. будущего специалиста)

б)   наличие методик  формирования структур данных показателей (совершенствования присутствующих и развития недостающих).

Рассмотрим подробнее  суть понятия «прикладная физическая подготовка». Как отмечают Л.П.Матвеев  и С.А.Полянский «понятие прикладность обрело в сфере физической культуры неоднозначный смысл - и широкий и узкий».[3] В широком смысле под «прикладностью» физической культуры подразумевается факт ее пригодности и полезности в деле подготовки человека к будущей жизни и профессиональной деятельности. В отечественной системе физического воспитания такая «прикладность» была выражена связью физкультурного движения с трудовой и оборонной практикой и получила развернутое программно-нормативное воплощение в комплексе  ГТО -  «Готов к труду и обороне», который просуществовал с 1932 по 1992 г. Узкое понимание «прикладности» физической культуры возникло как отражение практики избирательного использования ее определенных   факторов,    пригодных    в    процессе   специальной  подготовки к избранной профессиональной деятельности (что  именуется профессионально-прикладной физической подготовкой), а также непосредственно в сфере производства для оптимизации работоспособности (что было названо  производственной физической культурой, или производственной гимнастикой).

Многие специалисты  не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственного прикладного эффекта и предполагают в ее рамках решение задач более широкого спектра. Так, Б.И.Загорский выдвигает       «воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда»;[4]  Р.Т.Раевский - «формирование профессионально важных свойств и качеств личности»;[5] В.И.Ильинич - «ускорение профессионального обучения. Выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе»;[6] В.А.Кабачков и С.А.Полиевский  «сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности».[7]                                                    Таким образом, целью ППФП является психофизическая готовность к успешной, в том числе и безопасной профессиональной деятельности. Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в формировании необходимых прикладных знаний; освоении прикладных навыков и умений; воспитании прикладных психофизических качеств и воспитании прикладных специальных качеств. Поэтому необходимо воспитать у будущих специалистов стремление и готовность к ускорению профессионального обучения; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее время; к достижению высокопрофессионального труда в избранной профессии.

Это тем более актуально, поскольку в последнее время  в наиболее престижные фирмы с  интересной работой принимают наиболее здоровых физически и профессионально подготовленных молодых специалистов.

Необходимость дальнейшего  совершенствования и внедрения  ППФП в систему образования и  сферу профессионального труда  определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

  1. время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
  2. производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;
  3. сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;
  4. перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают человека от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

 

 

 

Место ППФП в  системе физического воспитания

 

            В программе дисциплины «Физическая  культура» ППФП студентов является  одним из основных требований  Государственного образовательного  стандарта высшего профессионального  образования (федеральный компонент). Для ее выполнения в примерной  программе предусмотрены теоретические, практические (включая методико-практические и учебно-тренировочные) и контрольные разделы по ППФП. Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре включает все три раздела программы, выполняя связующую и координирующую функцию.

     ППФП студентов  по программе рекомендовано проводить  на III-IV курсах, практически после  завершения базовой подготовки. В связи с этим предусматривается  самостоятельное освоение студентами  отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. При этом средства практического раздела занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» в рабочих программах кафедр физического воспитания определяются в каждом вузе самостоятельно[7].

        Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные дисциплины легкой атлетики; плавание; спортивные игры; лыжные гонки и упражнения профессионально-прикладной физической подготовки. [6]. Средства ППФП, подобранные в соответствии с задачами ППФП будущих специалистов, должны включать специально направленные физические упражнения, естественные факторы природы и гигиенические факторы. Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости. При этом используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности.                                                                                      

ППФП органически связана  со всеми основными направлениями  учебной дисциплины «Физическая  культура», использует ее средства, формы и методы. Она непосредственно опирается на общефизическую подготовку студентов и дополняет ее. При этом соотношение между ними может варьироваться в зависимости от будущей специальности студентов[1].

 

Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду

 

Физическое воспитание - одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к  трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Исторически  наиболее ярко это проявилось в качестве военно-прикладной физической подготовки. Для большой части населения военная специальность до сих пор продолжает оставаться формой труда.  Она оказала определенное влияние  и на методику прикладной физической подготовки человека к труду, в частности на умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам. В дальнейшем возникла общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения флоры и фауны отдаленных районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, уточнения географических представлений о Земле. Постепенно складывалась совокупность мероприятий по формированию у человека жизненно необходимых навыков поведения в походных условиях. На роль физических упражнений в профессиональной подготовке молодежи к труду указывали многие известные педагоги XV-XIX веков. Эразм Роттердамский считал многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. В книгах итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса «Виды физических упражнений» (1569 г.) и педагога  И. Гамерариуса «Разговоры  о физических упражнениях» (1544 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности. В нашей стране в начале 20-х годов XX в. большое внимание уделялось туризму и альпинизму в качестве военно-прикладной подготовки. Например, в 1931г. выходят из печати сборник «Туризм и оборона СССР», книга «Турист-военный разведчик», в1933 г.- книги «Турист - военный топограф», «Турист-снайпер» и др. Так туризм неразрывно связывался с общественно полезным трудом, важными общественно-политическими мероприятиями, военно-прикладной физической подготовкой населения.

  Впервые вопрос об обязательных  занятиях физическими упражнениями  в вузах был поставлен на заседании Совета Министров        3 января 1914 г.  Однако начавшаяся вскоре первая мировая война не позволила это сделать. Тем не менее в 1927-1928 гг. физическое воспитание включается в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В октябре 1928 г. правление Ленинградского государственного университета ввело в учебные планы физическую культуру как обязательный курс для всех факультетов, предусмотрев в нем не только практическую, но и теоретическую часть.

 В 30-е годы в учебных программах по физической культуре для вузов, наряду с оздоровительными целями, стали ставиться цели военной и трудовой подготовки студентов. Так, в первых учебных программах 1931 г. одной из задач кафедр физкультуры в вузах формулируется, что «физкультура должна способствовать и облегчать усвоение политехнических навыков». С введением в 1932 г. комплекса ГТО перед физической культурой в учебных программах были поставлены задачи «содействовать подготовке в первую очередь всесторонне развитых и физически работоспособных кадров, полноценно готовых к трудовой деятельности и обороне СССР».[1]

 

 Большим событием  в послевоенные годы стало  издание в 1949 г. двухтомника  «Справочник путешественника и  краеведа» под редакцией академика  С.В.Обручева, за который он получил Сталинскую премию.[2] Это издание «представляет справочную книгу по технике путешествий и полевой работы для всех исследователей, независимо от их специальности».   В 60-70-е  годы  вопросами   ППФП    студентов активно занимались педагоги В.И.Ильинич, М.Я.Виленский, В.А.Кабачков, Н.И.Пономарев, Р.Т.Раевский и др.

В теории и практике физического  воспитания в России такая специальная  подготовка получила название профессионально- прикладной физической подготовки      ( ППФП ).   Поэтому ППФП - это  специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека, а в нашем случае студента - будущего специалиста к определенной профессиональной деятельности.

 

Основные  факторы, определяющие содержание ППФП

 

Профессиональная деятельность и труд в современных условиях требуют большого напряжения умственных, физических и психических сил.  Каждая  профессия определяет круг вполне определенных  психофизических  свойств специалиста - целый спектр практических умений, прикладных  навыков и развитых физических качеств.

Основными факторами, составляющими  конкретное содержание ППФП студентов, являются: 1) виды, формы, условия и  характер труда;   2) режим труда  и отдыха; 3) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе трудовой деятельности и 4) специфика профессиональных заболеваний. Можно выделить также дополнительные факторы, которые связаны с индивидуальными, в том числе и возрастными, особенностями будущих специалистов, а также географическими и климатическими условиями региона, где будет работать будущий специалист.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)