Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Физическое воспитание - одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Общие сведения о ППФП
-Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов

4
-Место ППФП в системе физического воспитания
8
-Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду
9
- Основные факторы, определяющие содержание ППФП
11
- Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей
13
Глава 2. Особенности ППФП студентов геологической специальности
14
Заключение
19
Список литературы

Файлы: 1 файл

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП).doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Как основные, так и  дополнительные факторы объективны и взаимосвязаны. Полное представление  о профессии может дать анализ всей их совокупности, проводимый в  форме составления специальной  профессиограммы, которая позволяет получить данные для обоснованной классификации профессий.[8]

Виды и формы труда  принято разделять на физический и умственный. Такое разделение носит  в настоящее время вполне условный характер. Мало вероятно, что специалист с высшим образованием будет выполнять только тяжелую физическую работу. Наличие высшего образование предусматривает квалифицированную, преимущественно умственную работу. Однако такое разделение необходимо, поскольку с его помощью легче проследить динамику работоспособности в течение дня. Кроме того, по данному признаку различается, например, труд математика-программиста и геолога-поисковика.

Условия труда предполагают продолжительность рабочего времени  и комфортность рабочего места. Поэтому  при подборе средств физической культуры и спорта для поддержания высокой работоспособности человека необходимо учитывать и эти факторы.

Характер труда также  определяет содержание ППФП. Для этого  необходимо знать физические, психологические  и эмоциональные нагрузки, свойственные конкретной профессии. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным в  одних и тех же условиях.  Например, студенты экономического факультета СПбГУ могут в дальнейшем работать бухгалтерами, с малоподвижным характером работы или менеджерами с активным двигательным видом труда.

Динамика работоспособности  специалиста в процессе труда  – важный фактор, определяющий содержание ППФП студентов.

Методика  подбора средств ППФП студентов различных специальностей

 

 Подбор средств  ППФП должен производиться с  учетом  специфики учебного процесса  и будущей профессиональной деятельности студентов.

            Средства ППФП составляют:

 

• прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

          • прикладные виды спорта;

 • гигиенические  факторы и оздоровительные силы  природы.

 

            Одно из основных преимуществ  физических упражнений в качестве  ППФП заключается в том, что  с их помощью можно смоделировать  различные ситуации трудовой  деятельности. Так, использование командных и игровых видов спорта позволяет с успехом применять  их для совершенствования психологической закалки людей, создания чувства коллективизма и воспитания необходимых моральных качеств. Однако подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится экспериментальным путем - по  принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

 В большинстве работ  по определению содержания ППФП  отмечается ведущая роль общей  и специальной выносливости  в обеспечении высокой работоспособности в процессе труда.[9]

           

 

 

 

 

 

Особенности ППФП студентов геологической специальности.          

Для того чтобы сформулировать основные требования и средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов полевых специальностей, рассмотрим виды и формы их профессионального труда. Несомненно, в профессиях геологов, географов существует много  специализаций и профессиональных тонкостей. Однако их всех объединяет то, что большую часть своей работы они проводят не в лабораториях, а в лесах, полях, горах, морях, озерах, пустынях и тундрах, зачастую с длительным воздействием неблагоприятных природных факторов. Важным средством ППФП являются занятия прикладными видами спорта, т.е. такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Для студентов полевых специальностей (геологов, географов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями.[10] Профессиональная деятельность геолога требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важное значение имеет эмоциональная устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержка и самообладание.    

Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях[6].

   Оздоровительные  силы природы и гигиенические  факторы – одно из основных  средств ППФП студентов, обеспечивающих  продуктивную работу в различных географических и климатических условиях. С помощью различных приемов закаливания организма можно достичь повышенной устойчивости человека к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха.[11] Это средство в большей степени необходимо применять студентам полевых специальностей, основная часть работы которых проходит вне помещения. При этом необходимо отметить, что использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов проводится, как правило, самостоятельно и индивидуально. Невозможно обеспечить на учебных занятиях элементы закаливания, водных процедур, посещение бани, сауны. Поэтому студенты должны проявлять в этом вопросе большую самостоятельность,   заинтересованность и сознательность. Рекомендуется больше физических упражнений проводить на  открытом воздухе, в любую погоду.   Еще одна особенность полевых работ или изыскательских  экспедиций – это удаленность их или отдельных участков работ от населенных и обжитых мест, от баз экспедиций. В отдаленных районах Крайнего Севера, Сибири или Дальнего Востока сеть дорог слабо развита, а часто и полностью отсутствует. Это осложняет организацию полевых работ и контроль за их безопасностью. Специалисту-полевику необходимо много знать и уметь, чтобы успешно работать в условиях автономного проживания, а именно овладеть навыками и умениями разводить огонь, приготавливать пищу  на костре, устанавливать палатки, добывать пресную питьевую воду, преодолевать различные естественные препятствия, уметь оказать себе или товарищу первую доврачебную помощь.

Решение задач ППФП для  конкретно профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное  описание условий труда, его характера  и специфики. Классификационные  признаки трудовой деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1. Классификационные признаки трудовой деятельности (по книге «Психология» под ред. Дружинина В.Н., 2000)[12]

 

Содержанию  труда

Средствам труда

Условиям труда

Организации труда

Требованию  к субъекту

Физический

Ручной

Комфортный

Статические;

Уровень способностей;

Умственный

Механизированный

Экстремальный

Динамический;

Профобразование

Оперативный

Автоматизированный

Вредный и опасный

Монотонный;

Профопыт;

Операторский

Автоматический

 

Индивидуальный;

Состояние здоровья;

Творческий

   

Коллективный

Физическое развитие


 

 Наиболее часто  опасные ситуации возникают при  преодолении водных преград, передвижении  по водным магистралям, по труднопроходимым  участкам местности (горным тропам, крутым склонам, осыпям, ледникам, болотам, лесным завалам и т.п.). Опасность могут представлять стихийные бедствия; экстремальные ситуации; хищные и ядовитые животные; потеря ориентировки в малонаселенной местности или лесу; резкое снижение температуры в летнее время и т.д.    В большинстве районов приходится добираться до места работы пешком одному или в составе группы, зачастую с большим и тяжелым рюкзаком[12].

 

Геологам ОФП не может обеспечить необходимый уровень психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь требуется специальная и объемная ППФП по всем ее составляющим параметрам (таблица 2).

 

 

Таблица 2. Нормативы для  геологов

Описание теста, единицы

измерения

Тестируемое   качество

  Оценки (баллы)

1

2

3

4

5

12-ти минутный тест  Купера, м

мужчины

женщины

Общая

 

выносливость

2,8

2.5

2,6

2.3

2,4

2.1

2,1

1.9

1,95

1.75

Проба Штанге, с

(сделать глубокий  вдох и задер-

жать воздух на максимально

длительное время), измерить

ЧСС до и после тестирования

устойчивость к гипоксии, функциональное состояние

ССС, воля

60

50

40

30

20

Методика «часы». Исследование

 

 проводится с помощью  бланка с изображением 42 циферблатов,  на

 

 которых по одному  числу, около

 

 любого часа, а циферблат  повер-

 

нут на неопределенное количество

 

 градусов. Необходимо  определить,

 

 какое время показывают  стрелки

 

 часов.

Пространственно-

 

      временная

 

      ориентация

37

36-30

29-20

19-4

3

 

Последовательное выполнения

 

сложных по координации  физичес-

 

ких упражнений на низком и высо-

 

ком гимнастическом бревне.

Эмоциональная

 

   устойчивость

         

 

10 рядов по 5 цифр.

 

Вам будут зачитываться ряды из 5

 

однозначных чисел. Ваша задача

 

запомнить эти числа  в том порядке,

 

в котором их зачитывают. После в

 

уме сложить первое со вторым и 

 

записать сумму, второе с третьим

 

и записать сумму и  т.д.

Оперативная

 

      память

38-36

34-26

25-18

17-14

13


 

 

  Существуют профессиональные  заболевания специалистов, занятых  в работах геологического профиля. Так, неблагоприятные метеорологические и природные условия при полевых работах приводят к простудным заболеваниям, ревматизму. Влияние неправильного режима дня и питания  вызывают гастриты и язву желудка. Изменение атмосферного давления при работах в высокогорных районах приводит к нарушению сердечной деятельности и дыхания, в том числе и «горной болезни». Влияние яркой освещенности при наличии снежного покрова в горах и на Севере, при работе в пустынях, на реках и озерах  способствует воспалительным заболеваниям глаз. Необходимость переноски тяжелого рюкзака приводит к искривлению позвоночника, плоскостопию, расширению вен, различным заболеваниям сердца.

            Профилактике подобных заболеваний  служит система охраны труда,  однако  самым лучшим и надежным  средством является ППФП студентов.

 

Заключение

Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта.  При этом  применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.

В настоящее время  еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.

Однако при подборе  средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и  избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.

Такими группами средств  ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.

Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут  в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.

 

Список литературы:

 

         1. Шувалов Ф.П. Методика физического воспитания в средней и высшей школе. Ч.2. М., 1938.       С. 160-168.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)