Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 15:53, контрольная работа
Физическое воспитание - одно из средств подготовки человека, в том числе и студента к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.
Введение
3
Глава 1. Общие сведения о ППФП
-Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки. Цели и задачи ППФП студентов
4
-Место ППФП в системе физического воспитания
8
-Краткая история направленности физических упражнений для подготовки к труду
9
- Основные факторы, определяющие содержание ППФП
11
- Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей
13
Глава 2. Особенности ППФП студентов геологической специальности
14
Заключение
19
Список литературы
Как основные, так и дополнительные факторы объективны и взаимосвязаны. Полное представление о профессии может дать анализ всей их совокупности, проводимый в форме составления специальной профессиограммы, которая позволяет получить данные для обоснованной классификации профессий.[8]
Виды и формы труда принято разделять на физический и умственный. Такое разделение носит в настоящее время вполне условный характер. Мало вероятно, что специалист с высшим образованием будет выполнять только тяжелую физическую работу. Наличие высшего образование предусматривает квалифицированную, преимущественно умственную работу. Однако такое разделение необходимо, поскольку с его помощью легче проследить динамику работоспособности в течение дня. Кроме того, по данному признаку различается, например, труд математика-программиста и геолога-поисковика.
Условия труда предполагают продолжительность рабочего времени и комфортность рабочего места. Поэтому при подборе средств физической культуры и спорта для поддержания высокой работоспособности человека необходимо учитывать и эти факторы.
Характер труда также определяет содержание ППФП. Для этого необходимо знать физические, психологические и эмоциональные нагрузки, свойственные конкретной профессии. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным в одних и тех же условиях. Например, студенты экономического факультета СПбГУ могут в дальнейшем работать бухгалтерами, с малоподвижным характером работы или менеджерами с активным двигательным видом труда.
Динамика работоспособности специалиста в процессе труда – важный фактор, определяющий содержание ППФП студентов.
Методика подбора средств ППФП студентов различных специальностей
Подбор средств ППФП должен производиться с учетом специфики учебного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов.
Средства ППФП составляют:
• прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
• прикладные виды спорта;
• гигиенические
факторы и оздоровительные
Одно из основных преимуществ
физических упражнений в
В большинстве работ
по определению содержания
Особенности
ППФП студентов геологической
Для того чтобы сформулировать основные требования и средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов полевых специальностей, рассмотрим виды и формы их профессионального труда. Несомненно, в профессиях геологов, географов существует много специализаций и профессиональных тонкостей. Однако их всех объединяет то, что большую часть своей работы они проводят не в лабораториях, а в лесах, полях, горах, морях, озерах, пустынях и тундрах, зачастую с длительным воздействием неблагоприятных природных факторов. Важным средством ППФП являются занятия прикладными видами спорта, т.е. такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Для студентов полевых специальностей (геологов, географов) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. Развитию этих качеств во многом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями.[10] Профессиональная деятельность геолога требует от него овладения не только физическими, но и психическими качествами. Ему необходимо оперативное мышление, хорошая память, сосредоточенное внимание. Важное значение имеет эмоциональная устойчивость, способность управлять своими чувствами, выдержка и самообладание.
Занятия по гимнастике используются в основном для развития таких качеств, как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышается общая выносливость. Спортивные игры содействуют улучшению нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем; зрительного и слухового анализаторов; формируют ловкость, координацию движений, быстроту реакции, оперативное мышление, переключение внимания, эмоциональную устойчивость. Занятия бегом и лыжами на свежем воздухе способствуют повышению выносливости, а также устойчивости к низким температурам. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях[6].
Оздоровительные
силы природы и гигиенические
факторы – одно из основных
средств ППФП студентов,
Решение задач ППФП для конкретно профессии возможно только после разработки профессиограммы. В ее содержание включаются подробное описание условий труда, его характера и специфики. Классификационные признаки трудовой деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификационные признаки трудовой деятельности (по книге «Психология» под ред. Дружинина В.Н., 2000)[12]
Содержанию труда |
Средствам труда |
Условиям труда |
Организации труда |
Требованию к субъекту |
Физический |
Ручной |
Комфортный |
Статические; |
Уровень способностей; |
Умственный |
Механизированный |
Экстремальный |
Динамический; |
Профобразование |
Оперативный |
Автоматизированный |
Вредный и опасный |
Монотонный; |
Профопыт; |
Операторский |
Автоматический |
Индивидуальный; |
Состояние здоровья; | |
Творческий |
Коллективный |
Физическое развитие |
Наиболее часто
опасные ситуации возникают
Геологам ОФП не может обеспечить необходимый уровень психофизической готовности к профессиональному труду. Здесь требуется специальная и объемная ППФП по всем ее составляющим параметрам (таблица 2).
Таблица 2. Нормативы для геологов
Описание теста, единицы измерения |
Тестируемое качество |
Оценки (баллы) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
12-ти минутный тест Купера, м мужчины женщины |
Общая
выносливость |
2,8 2.5 |
2,6 2.3 |
2,4 2.1 |
2,1 1.9 |
1,95 1.75 |
Проба Штанге, с (сделать глубокий вдох и задер- жать воздух на максимально длительное время), измерить ЧСС до и после тестирования |
устойчивость к гипоксии, функциональное состояние ССС, воля |
60 |
50 |
40 |
30 |
20 |
Методика «часы». Исследование
проводится с помощью бланка с изображением 42 циферблатов, на
которых по одному числу, около
любого часа, а циферблат повер-
нут на неопределенное количество
градусов. Необходимо определить,
какое время показывают стрелки
часов. |
Пространственно-
временная
ориентация |
37 |
36-30 |
29-20 |
19-4 |
3 |
Последовательное выполнения
сложных по координации физичес-
ких упражнений на низком и высо-
ком гимнастическом бревне. |
Эмоциональная
устойчивость |
|||||
10 рядов по 5 цифр.
Вам будут зачитываться ряды из 5
однозначных чисел. Ваша задача
запомнить эти числа в том порядке,
в котором их зачитывают. После в
уме сложить первое со вторым и
записать сумму, второе с третьим
и записать сумму и т.д. |
Оперативная
память |
38-36 |
34-26 |
25-18 |
17-14 |
13 |
Существуют профессиональные заболевания специалистов, занятых в работах геологического профиля. Так, неблагоприятные метеорологические и природные условия при полевых работах приводят к простудным заболеваниям, ревматизму. Влияние неправильного режима дня и питания вызывают гастриты и язву желудка. Изменение атмосферного давления при работах в высокогорных районах приводит к нарушению сердечной деятельности и дыхания, в том числе и «горной болезни». Влияние яркой освещенности при наличии снежного покрова в горах и на Севере, при работе в пустынях, на реках и озерах способствует воспалительным заболеваниям глаз. Необходимость переноски тяжелого рюкзака приводит к искривлению позвоночника, плоскостопию, расширению вен, различным заболеваниям сердца.
Профилактике подобных
Заключение
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.
Список литературы:
1. Шувалов Ф.П. Методика физического воспитания в средней и высшей школе. Ч.2. М., 1938. С. 160-168.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)