Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки. Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость 6

2. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки 10

Заключение 12

Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

Профессионально.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение                                                                                                                   3

 

1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки. Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость                                                                                                         6

 

2. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки                                                                                                            10

 

Заключение                                                                                                             12

 

Список использованных источников                                                                   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов, будущих  бакалавров, магистров и др., специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. Это связано с нарастающей тенденцией социально опасного снижения двигательной активности.

 

В процессе умственного  труда наиболее типичным является рабочее  положение, сидя за столом. В таком, многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении, с несколько наклоненными вперед головой и туловищем -- кровь распределяется по органам и тканям очень неравномерно -- могут проявляться неблагоприятные застойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.

 

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и  однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда (экономистов, бухгалтеров, менеджеров), не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ. Ухудшение состояния здоровья студентов вызывает большое беспокойство. Научно-технический прогресс привел к изменению условий жизни человека. Как результат - возникли болезни цивилизации, куда входят наркомания, алкоголизм, курение (особенно девушек - будущих матерей), СПИД, злокачественные и эндокринные заболевания, снижение функциональных резервов и сопротивляемости к болезням, рождение ослабленного потомства.

 

Студенты, просидевшие 6-8 часов за партой, отдают преимущества компьютерным играм, просмотру телепередач, видеофильмов и т.д., и мало кто ведет активный здоровый образ жизни. Система рыночных отношений требует конкурентно-способных специалистов, имеющих не только специальные знания и умения, но и высокий уровень работоспособности. Профессионально подготовленный, но не здоровый специалист не может быть востребованным к конкретной деятельности. В службах отделов кадров появляются специалисты-психологи по профпригодности и профотбору, способные по внешним признакам, телосложению, определить уровень соответствия и работоспособность, готовность к активной трудовой деятельности.

 

Суть основных задач, решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), студентов-экономистов  заключается в том, чтобы:

 

1) пополнить и усовершенствовать  индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности;

 

2) интенсифицировать  развитие профессионально важных  физических качеств и непосредственно  связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

 

3) повысить степень  резистентности организма по  отношению к неблагоприятным  воздействиям условий среды, в  которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и улучшению здоровья;

 

4) способствовать успешному  выполнению общих задач, реализуемых  в системе профессиональной подготовки  кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

 

Эти задачи в каждом отдельном  случае нужно конкретизировать применительно  к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно.

 

Первостепенную роль в их реализации играет полноценная  общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и  строится специализированная ППФП.

 

Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

 

Важным средством формирования профессионально важных физических качеств и работоспособности  в ВУЗах является физическое воспитание, поскольку то, каким специалистом станет нынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но и от умения владеть здоровыми жизненными навыками. Реально и без преувеличений, оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что физическая культура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать в учебно-педагогическом процессе значительно весомое место, чем она занимает сейчас. Практика показывает, что значительной части студентов вузов формирование навыков ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер.

 

В высших учебных заведениях на занятиях по физическому воспитанию основное внимание уделяется исключительно повышению уровня общей физической и спортивно-технической подготовки студентов. Воспитание потребности в физическом самосовершенствовании, самообогащении личности, формирование навыков здорового образа жизни при помощи физкультурно-спортивной деятельности на практике чаще всего осуществляется стихийно или совсем игнорируется.

 

Учебные занятия по физическому  воспитанию должны решать вопросы физкультурного образования и воспитания, знакомить  студента с элементами психофизического тренинга, учитывать специфику обучения и будущую профессиональную деятельность, изучать разносторонние психологические аспекты, связанные с умением преодолевать стрессовые ситуации. Важная задача при подготовке специалистов экономической сферы -активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения, а это означает, прежде всего, развивать их мышление. Много примеров подтверждают, что выпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физической культурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий.

 

Однако некоторые факты свидетельствуют  о том, что не в полной мере используются все возможности физического  воспитания в решении задач подготовки студентов к высокопродуктивному  труду.

 

Исходя из того, что на современном уровне развития национальной экономики постоянно повышается роль работников экономической сферы, требования к их подготовке в системе высших учебных заведений постоянно растут. В связи с этим главную задачу всего учебного процесса по физическому воспитанию мы видим в обучении работников экономической сферы и студентов-экономистов специальным знаниям здорового образа жизни и формирование у них практических навыков по профессиональной прикладной подготовке.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки. Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость.

 

 

Принцип органической связи физического  воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается  в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.

Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания -- профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно -- ППФП).

Начало ее формирования в качестве профилированного направления и  вида физического воспитания применительно  к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные и социальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации труда и подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и в целях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.

С накоплением положительного практического опыта и научно-исследовательских  данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная  отрасль физической культуры -- профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

 

Необходимость дальнейшего  совершенствования и внедрения  ППФП в систему образования и  сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое  на освоение современных практических  профессий, и достижение профессионального  мастерства в них продолжают  зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

Не случайно, например, выпускники ПТУ, прошедшие основательный  курс ППФП. зачастую получают более высокий профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем учащиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.); ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность  достаточно многих видов профессионального  труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема  предупреждения вероятных негативных  влияний определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое  состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;

4) перспективные тенденции  общесоциального и научно-технического  прогресса не освобождают человека  от необходимости постоянно совершенствовать  свои деятельностные способности,  а их развитие в силу естественных  причин неотделимо от физического совершенствования индивида.

 

Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается  в том, чтобы:

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка