Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Виды травм……………………………………………………………………………..4
2. Основы техники безопасности на уроках физической культуры…………………..6
3. Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры…………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Физкультура.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

23.Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования;

Проветрить помещение  при помощи естественной или принудительной вентиляции;

При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

24.Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.

Таким образом мы собрали  и подготовили правила техники  безопасности для всех школьников и  для младших школьников выделили самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном  учреждении:

1. Инструкции по технике безопасности на занятиях:

  • легкой атлетикой
  • спортивными играми
  • гимнастикой
  • лыжной подготовки
  • плаванием
  • в тренажерном зале
  • видами единоборств
  • на соревнованиях
  • по организации и проведению туристических мероприятий.

2. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.

3. Акт разрешение на проведение занятий:

  • в спортивном зале
  • в тренажерном зале
  • на спортивном плоскостном сооружении
  • в бассейне

4. Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

5. Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных травмах и повреждениях.

6. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).

7. Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.

8. Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования.

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

 

Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом занятий;
  • требования безопасности во время работы;
  • требования безопасности в аварийных ситуациях;
  • требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в  инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях  может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

Таким образом, учителя  физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

 

3. Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры.

Профилактика травматизма - одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно.  Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Основные причины  травматизма:

1. Организационные недостатки  при проведении занятий. Это  непродуманная организация урока,  проведение занятий в отсутствие учителя, слабая дисциплина и подготовленность инвентаря, используемого на уроке. Это нарушение инструкций и положений о проведении уроков физической культуры, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил, перегрузка программы и календаря соревнований и т.д.

2. Ошибки в методике  проведения урока, связанные с  нарушением дидактических принципов  обучения (регулярность занятий,  постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся (форсирование нагрузок).

Часто причиной травм  является пренебрежительное отношение  к подготовительной части урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

3. Недостаточное материально-техническое  обеспечение, оснащение занятий:  плохая подготовка мест занятий  и инвентаря, плохое крепление снарядов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.

4. Неудовлетворительное  санитарно-гигиеническое состояние  залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной  работы, нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.

6. Отсутствие медицинского  контроля. Допуск к соревнованиям  без прохождения врачебного осмотра,  невыполнение учителем врачебных  рекомендаций по срокам возобновления  занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому  воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.

В перечне причин травмирования  особо стоит гипокинезия. Большинство  новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию).

На занятиях по физическому  воспитанию учителя используют разнообразное  спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Во избежание возможных  травм необходимо выполнять следующие  правила:

1. все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

2. по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также знать  и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании  секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время установки  перекладин и брусьев при опускании хомутов, грифов и жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при отведении в сторону грифа или жерди необходимо соблюдать осторожность, чтобы не задеть ими рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися  стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия  с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность  его выпадения при работе на снарядах.

После установки снарядов в рабочее положение нужно  под каждый снаряд положить необходимое  количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено  на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися  физических упражнений на снарядах возле  спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом  контроле со стороны учителя физического  воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.).

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно  и под непосредственным контролем  учителя физического воспитания.

Для предупреждения травматизма  необходима, прежде всего, систематическая  проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений  снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные  накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов - кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка  и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается  в физических усилиях, прилагаемых  учителем или учащимся в целях  правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка фиксаций; помощь подталкиванием.

Страховка – это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка – способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки па плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

Одна из важнейших  функций физкультурных работников – это профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления для прыжков и т. д.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

  • плохое качество или изношенность снарядов, матов;
  • наличие на местах занятий посторонних предметов;
  • плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;
  • несоответствие размеров и массы инвентаря индивидуальным особенностям занимающихся.

Информация о работе Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры