Производственная гимнастика для работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:37, реферат

Описание работы

Необходимо всегда помнить о целесообразности применения средств для повышения функциональных возможностей человека, выполняющих производственную гимнастику. Для этого необходимо знать влияние физических упражнений на организм занимающихся, физиологическую «стоимость» конкретного двигательного действия, что позволит сознательно выбирать и принимать различные по воздействию на организм физические упражнения, положительно влияющие на функции организма. Благодаря активному взаимодействию всех систем организма происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, вызывающих изменения в двигательной и вегетативной сферах.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическое обоснование применения производственной гимнастики 5
Методические основы применения комплексов упражнений 7
Примерные комплексы производственной гимнастики для работников умственного труда 16
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

ФВС.docx

— 236.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Бюджетное Общеобразовательное  Учреждение Высшего Профессионального  Образования ДВГУПС

 

 

 

 

 

Кафедра: «Физическое воспитание и спорт»

 

 

 

 

 

Реферат.

Тема: «Производственная  гимнастика для работников умственного  труда».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-ка 339 группы Маршал К.С.

Проверил: Бобылев Ю.П.

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

Оглавление

Введение 3

Теоретическое обоснование применения производственной гимнастики 5

Методические  основы применения комплексов упражнений 7

Примерные комплексы  производственной гимнастики для работников умственного труда 16

Заключение 20

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый студент транспортного  университета в перспективе готовится  быть руководителем трудового коллектива, что накладывает определенную ответственность  за производительность труда на его  участке работы, за здоровье людей, работающих под его началом.

Составной частью профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студента является производственная гимнастика, правильное выполнение которой влияет на профилактику заболеваний, повышает работоспособность и производительность труда. Производственная гимнастика нужна работникам умственного и физического труда, работающим в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, и тем, чей труд требует нервного напряжения.

Основоположником учения об активном отдыхе (производственной гимнастике) является русский физиолог И. М. Сеченов (1819 – 1905 гг.). В более  поздние годы ряд авторов научно подтвердил использование активного  отдыха в условиях производственной деятельности. Физические упражнения оказывают не только общее воздействие на функциональное состояние организма работающего, но и способны положительно влиять на функции, ограничивающие специальную работоспособность человека.

Положительное влияние физических упражнений проявляется только в  том случае, если они выполняются  методически правильно. Упражнения, включенные в комплекс производственной гимнастики, должны быть доступны, а методика проведения применяется с учетом возраста, пола, физического развития занимающихся.

Необходимо всегда помнить  о целесообразности применения средств для повышения функциональных возможностей человека, выполняющих производственную гимнастику. Для этого необходимо знать влияние физических упражнений на организм занимающихся, физиологическую «стоимость» конкретного двигательного действия, что позволит сознательно выбирать и принимать различные по воздействию на организм физические упражнения, положительно влияющие на функции организма. Благодаря активному взаимодействию всех систем организма происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, вызывающих изменения в двигательной и вегетативной сферах.

Выполняя систематически направленный комплекс физических упражнений, занимающиеся смогут восполнить дефицит движений, укрепить мышечно-суставной аппарат, повысить подвижность суставов, осуществить профилактику осанки. При выполнении физических упражнений формируются такие качества как сила, выносливость, координация, активизируется деятельность сердца, улучшается кровообращение миокарда, стимулируется приток крови и кислорода к головному мозгу, улучшаются обменные процессы в организме.

Важнейшим результатом влияния  систематических занятий производственной гимнастикой является укрепление здоровья трудящихся, профилактика общих и  профессиональных заболеваний, восстановления работоспособности и снижение утомления. Ежедневные занятия производственной гимнастикой увеличивают двигательную способность человека, повышают производительность труда на 3-4%.

 

Теоретическое обоснование применения производственной гимнастики

 

Говоря об особенностях работоспособности  человека в течение рабочей смены, суток, рабочей недели мы должны знать, что работоспособность человека на протяжении трудовой смены непостоянна: в начале рабочего дня работоспособность низкая, затем поднимается до оптимального состояния и удерживается в течение 2,5 часов (период устойчивой работоспособности), после чего вновь снижается (период некомпенсированного утомления). Подобное изменение работоспособности наблюдается дважды в смену. Такой фактор надо обязательно учитывать, говоря о научном подходе к производительности труда.

В значительной степени работоспособность  человека зависит от времени суток (рис. 2).

Если суточный ритм физиологических  функций определяется повышением интенсивности деятельности органов и систем человека в дневные часы и понижением в ночное время, то соответственно и работоспособность в утренней смене наивысшая, т.к. в это время суток головной мозг наиболее возбужден. Работа же в вечернее и ночное время совпадает с понижением уровня возбуждения и развитием торможения в коре головного мозга.

Говоря об изменении работоспособности  в течение недели необходимо знать, что на понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.

Для борьбы с утомлением и поддержанием работоспособности необходимо через определенные промежутки времени прерывать работу и занимать эти перерывы специально подобранными физическими упражнениями, тем самым создаются условия для переключения деятельности.

Анализируя особенности  применения производственной гимнастики к студентам, в результате многолетних  наблюдений ученые пришли к выводу, что наиболее эффективно придерживаться следующей последовательности овладения  знаниями и методикой проведения комплекса производственной гимнастики:

- на первом курсе сформировать  двигательную, зрительную и другие  виды памяти в выполнении разнообразных  общеразвивающих упражнений, т.е.  основных средств физического  воспитания;

- на втором курсе научить  студентов составлять конспект  гигиенической гимнастики; каждый студент должен провести комплекс с группой (умение проговаривать упражнение, руководить группой);

- на третьем курсе учимся  составлять конспект производственной  гимнастики, каждый студент проводит комплекс производственной гимнастики на группе студентов (знание задач производственной гимнастики, умение проговорить и провести комплекс).

Таким образом, составная  часть физического воспитания, производственная гимнастика, должна представлять собой единый многолетний учебно-педагогический процесс, основанный на следующих принципах.

1. Сочетание средств производственной гимнастики и физического воспитания в университете.

2. Соответствие составленных  комплексов конкретной трудовой  деятельности.

3. Способность производственной  гимнастики решать задачи физического воспитания студентов.

Методические  основы применения комплексов упражнений

 

Производственная гимнастика имеет четыре основные формы:

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультурная пауза.

3. Физкультурная минутка.

4. Микропауза активного  отдыха.

1. Вводная гимнастика проводится перед началом рабочего дня, направлена на сокращение врабатываемости и настраивает занимающихся на предстоящий вид деятельности; сокращается период врабатываемости наполовину, продлевается время оптимальной работоспособности. Комплекс состоит из 6-8 упражнений и выполняется в течение 6-7 мин.

2. Физкультурная пауза применяется для снижения утомлений в процессе труда. Состоит из 6-8 упражнений, проводится в течение 4-5 минут в период утомления, т.е. через 1,5-2 часа после обеденного перерыва.

3. Физкультурная минутка относится к малой форме активного отдыха, проводится в течение 1-2 минут и состоит из 2-3 упражнений. Физкультминутка может носить локальный или общий характер воздействия, выполняется в течение рабочего дня до 4 раз по мере необходимости.

4. Микропауза – самая короткая форма производственной гимнастики, длится всего 25-30 секунд. Ее цель – ослабить утомление путем снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. На протяжении рабочего дня могут применяться многократно, по мере необходимости и индивидуально.

Многолетние исследования производственной гимнастики позволили разработать  много вариантов воздействия  физических упражнений на организм занимающихся. Один из вариантов заключается в том, чтобы разработать такие упражнения, которые, с одной стороны, выполняли бы задачи производственной гимнастики, а с другой, выступали как средство профилактики хронических профессиональных заболеваний. Рекомендуемая длительность таких занятий – до 15 минут. В комплексе использовались следующие средства физического воспитания:

а) динамические упражнения типа «маятник»;

б) маховые, бросковые, ударные  занятия;

в) имитационные упражнения;

г) упражнения с задержкой  дыхания;

д) статические фиксирующие  упражнения;

е) пружинистые упражнения;

ж) статические и динамические дыхательные упражнения;

з) ритмичные, плавные движения.

Вышеперечисленные виды упражнений использовались не только как общеукрепляющие  и развивающие двигательный аппарат, но и как координирующие действия между двигательной и вегетативной функциями организма.

Главное отличие названных  упражнений от обычно применяемых заключается в том, что занимающимся предлагается минимум мышечных усилий, занятия строятся исключительно на выполнении свободных, без напряжения, широкой амплитуды движений. В данных упражнениях не подчеркивается какой-то конкретный момент усилия, расслабление той или иной группы мышц, что считается с одновременным сокращением и напряжением других мышц. Упражнения всегда выполняются из облегченных исходных положений, что способствует, включая подобные упражнения в процесс труда, улучшению деятельности всех систем организма и умственной работоспособности.

Для правильного подбора  упражнений в комплекс производственной гимнастики, необходимо составить профессиограмму, которая должна отвечать следующим требованиям.

1. Общие сведения о  профессии (вид, средства, результаты  труда, неспецифические условия труда, распорядок рабочего дня).

2. Данные об особенности  трудовой деятельности, специфическое  воздействие на организм: рабочее положение и состав рабочих операций, преимущественно функционирующие органы, степень физической и психической напряженности, темп, степень монотонности и порядок чередования рабочих фаз и отдыха, температура микросферы, ее загрязненность, производственный шум, вибрация, вращение, толчки, динамика работоспособности.

3. Специфические профессиональные  заболевания.

4. Специфические отклонения  в физическом развитии, вызываемые  условиями труда.

5. Специфические физические  и психические качества, которыми  должен обладать представитель данной профессии.

Опираясь на данные профессиограмм, можно легко поставить задачи, подобрать средства и методы производственной гимнастики.

По итогам многочисленных исследований в области производственной гимнастики разработаны рекомендации, состоящие из примерных типовых  схем комплексного использования форм производственной гимнастики для трудящихся различных групп труда (табл. 1). Они  помогают рабочим и служащим поддерживать хорошее самочувствие и высокую профессиональную работоспособность в течение всего рабочего дня.

 

Таблица1

Примерная схема производственной гимнастики для различных профессиональных групп

Группы труда

Основные характеристики труда

Рекомендуемые физкультурные  мероприятия в режиме рабочего дня

I

Преобладание небольших  физических усилий, однообразные, монотонные движения, требующие внимания при малой двигательной активности.

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультпауза после  2ч. работы.

3. Физкультминутка после  3 ч. работы.

4, Физкультминутка спустя 1 ч. после обеда.

5. Физкультпауза в середине  второй половины дня.

II

Равномерное сочетание физического и умственного труда, динамичные, разнообразные физические движения.

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультпауза после  2 ч. работы.

3. Физкультпауза в середине  рабочего дня во второй половине.

4. Микропауза индивидуального,  локального воздействия по мере необходимости.

II

Тяжелый физический труд

1. Физкультпауза через  2 ч. работы в сочетании с пассивным отдыхом.

2. Физкультпауза во второй  половине рабочего дня в сочетании с пассивным отдыхом.

3. Микропауза индивидуального,  локального воздействия по мере необходимости.

IV

Умственный и преимущественно  умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы, психических функций.

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультпауза.

3. Физкультминутка общего  и локального воздействия.

4. Микропауза индивидуального  характера.

Информация о работе Производственная гимнастика для работников умственного труда