Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:37, реферат
Необходимо всегда помнить о целесообразности применения средств для повышения функциональных возможностей человека, выполняющих производственную гимнастику. Для этого необходимо знать влияние физических упражнений на организм занимающихся, физиологическую «стоимость» конкретного двигательного действия, что позволит сознательно выбирать и принимать различные по воздействию на организм физические упражнения, положительно влияющие на функции организма. Благодаря активному взаимодействию всех систем организма происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, вызывающих изменения в двигательной и вегетативной сферах.
Введение 3
Теоретическое обоснование применения производственной гимнастики 5
Методические основы применения комплексов упражнений 7
Примерные комплексы производственной гимнастики для работников умственного труда 16
Заключение 20
Список литературы 21
Федеральное Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования ДВГУПС
Кафедра: «Физическое воспитание и спорт»
Реферат.
Тема: «Производственная гимнастика для работников умственного труда».
Выполнил: ст-ка 339 группы Маршал К.С.
Проверил: Бобылев Ю.П.
Хабаровск, 2012
Оглавление
Введение 3
Теоретическое обоснование применения производственной гимнастики 5
Методические основы применения комплексов упражнений 7
Примерные комплексы производственной гимнастики для работников умственного труда 16
Заключение 20
Список литературы 21
Каждый студент транспортного
университета в перспективе готовится
быть руководителем трудового
Составной частью профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студента является производственная гимнастика, правильное выполнение которой влияет на профилактику заболеваний, повышает работоспособность и производительность труда. Производственная гимнастика нужна работникам умственного и физического труда, работающим в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях, и тем, чей труд требует нервного напряжения.
Основоположником учения об активном отдыхе (производственной гимнастике) является русский физиолог И. М. Сеченов (1819 – 1905 гг.). В более поздние годы ряд авторов научно подтвердил использование активного отдыха в условиях производственной деятельности. Физические упражнения оказывают не только общее воздействие на функциональное состояние организма работающего, но и способны положительно влиять на функции, ограничивающие специальную работоспособность человека.
Положительное влияние физических упражнений проявляется только в том случае, если они выполняются методически правильно. Упражнения, включенные в комплекс производственной гимнастики, должны быть доступны, а методика проведения применяется с учетом возраста, пола, физического развития занимающихся.
Необходимо всегда помнить о целесообразности применения средств для повышения функциональных возможностей человека, выполняющих производственную гимнастику. Для этого необходимо знать влияние физических упражнений на организм занимающихся, физиологическую «стоимость» конкретного двигательного действия, что позволит сознательно выбирать и принимать различные по воздействию на организм физические упражнения, положительно влияющие на функции организма. Благодаря активному взаимодействию всех систем организма происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, вызывающих изменения в двигательной и вегетативной сферах.
Выполняя систематически направленный комплекс физических упражнений, занимающиеся смогут восполнить дефицит движений, укрепить мышечно-суставной аппарат, повысить подвижность суставов, осуществить профилактику осанки. При выполнении физических упражнений формируются такие качества как сила, выносливость, координация, активизируется деятельность сердца, улучшается кровообращение миокарда, стимулируется приток крови и кислорода к головному мозгу, улучшаются обменные процессы в организме.
Важнейшим результатом влияния систематических занятий производственной гимнастикой является укрепление здоровья трудящихся, профилактика общих и профессиональных заболеваний, восстановления работоспособности и снижение утомления. Ежедневные занятия производственной гимнастикой увеличивают двигательную способность человека, повышают производительность труда на 3-4%.
Говоря об особенностях работоспособности человека в течение рабочей смены, суток, рабочей недели мы должны знать, что работоспособность человека на протяжении трудовой смены непостоянна: в начале рабочего дня работоспособность низкая, затем поднимается до оптимального состояния и удерживается в течение 2,5 часов (период устойчивой работоспособности), после чего вновь снижается (период некомпенсированного утомления). Подобное изменение работоспособности наблюдается дважды в смену. Такой фактор надо обязательно учитывать, говоря о научном подходе к производительности труда.
В значительной степени работоспособность человека зависит от времени суток (рис. 2).
Если суточный ритм физиологических функций определяется повышением интенсивности деятельности органов и систем человека в дневные часы и понижением в ночное время, то соответственно и работоспособность в утренней смене наивысшая, т.к. в это время суток головной мозг наиболее возбужден. Работа же в вечернее и ночное время совпадает с понижением уровня возбуждения и развитием торможения в коре головного мозга.
Говоря об изменении работоспособности в течение недели необходимо знать, что на понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу.
Для борьбы с утомлением и поддержанием работоспособности необходимо через определенные промежутки времени прерывать работу и занимать эти перерывы специально подобранными физическими упражнениями, тем самым создаются условия для переключения деятельности.
Анализируя особенности применения производственной гимнастики к студентам, в результате многолетних наблюдений ученые пришли к выводу, что наиболее эффективно придерживаться следующей последовательности овладения знаниями и методикой проведения комплекса производственной гимнастики:
- на первом курсе сформировать
двигательную, зрительную и другие
виды памяти в выполнении
- на втором курсе научить студентов составлять конспект гигиенической гимнастики; каждый студент должен провести комплекс с группой (умение проговаривать упражнение, руководить группой);
- на третьем курсе учимся
составлять конспект
Таким образом, составная часть физического воспитания, производственная гимнастика, должна представлять собой единый многолетний учебно-педагогический процесс, основанный на следующих принципах.
1. Сочетание средств производственной гимнастики и физического воспитания в университете.
2. Соответствие составленных
комплексов конкретной
3. Способность производственной
гимнастики решать задачи
Производственная гимнастика имеет четыре основные формы:
1. Вводная гимнастика.
2. Физкультурная пауза.
3. Физкультурная минутка.
4. Микропауза активного отдыха.
1. Вводная гимнастика проводится перед началом рабочего дня, направлена на сокращение врабатываемости и настраивает занимающихся на предстоящий вид деятельности; сокращается период врабатываемости наполовину, продлевается время оптимальной работоспособности. Комплекс состоит из 6-8 упражнений и выполняется в течение 6-7 мин.
2. Физкультурная пауза применяется для снижения утомлений в процессе труда. Состоит из 6-8 упражнений, проводится в течение 4-5 минут в период утомления, т.е. через 1,5-2 часа после обеденного перерыва.
3. Физкультурная минутка относится к малой форме активного отдыха, проводится в течение 1-2 минут и состоит из 2-3 упражнений. Физкультминутка может носить локальный или общий характер воздействия, выполняется в течение рабочего дня до 4 раз по мере необходимости.
4. Микропауза – самая короткая форма производственной гимнастики, длится всего 25-30 секунд. Ее цель – ослабить утомление путем снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. На протяжении рабочего дня могут применяться многократно, по мере необходимости и индивидуально.
Многолетние исследования производственной гимнастики позволили разработать много вариантов воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Один из вариантов заключается в том, чтобы разработать такие упражнения, которые, с одной стороны, выполняли бы задачи производственной гимнастики, а с другой, выступали как средство профилактики хронических профессиональных заболеваний. Рекомендуемая длительность таких занятий – до 15 минут. В комплексе использовались следующие средства физического воспитания:
а) динамические упражнения типа «маятник»;
б) маховые, бросковые, ударные занятия;
в) имитационные упражнения;
г) упражнения с задержкой дыхания;
д) статические фиксирующие упражнения;
е) пружинистые упражнения;
ж) статические и динамические дыхательные упражнения;
з) ритмичные, плавные движения.
Вышеперечисленные виды упражнений использовались не только как общеукрепляющие и развивающие двигательный аппарат, но и как координирующие действия между двигательной и вегетативной функциями организма.
Главное отличие названных упражнений от обычно применяемых заключается в том, что занимающимся предлагается минимум мышечных усилий, занятия строятся исключительно на выполнении свободных, без напряжения, широкой амплитуды движений. В данных упражнениях не подчеркивается какой-то конкретный момент усилия, расслабление той или иной группы мышц, что считается с одновременным сокращением и напряжением других мышц. Упражнения всегда выполняются из облегченных исходных положений, что способствует, включая подобные упражнения в процесс труда, улучшению деятельности всех систем организма и умственной работоспособности.
Для правильного подбора упражнений в комплекс производственной гимнастики, необходимо составить профессиограмму, которая должна отвечать следующим требованиям.
1. Общие сведения о профессии (вид, средства, результаты труда, неспецифические условия труда, распорядок рабочего дня).
2. Данные об особенности трудовой деятельности, специфическое воздействие на организм: рабочее положение и состав рабочих операций, преимущественно функционирующие органы, степень физической и психической напряженности, темп, степень монотонности и порядок чередования рабочих фаз и отдыха, температура микросферы, ее загрязненность, производственный шум, вибрация, вращение, толчки, динамика работоспособности.
3. Специфические
4. Специфические отклонения в физическом развитии, вызываемые условиями труда.
5. Специфические физические и психические качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Опираясь на данные профессиограмм, можно легко поставить задачи, подобрать средства и методы производственной гимнастики.
По итогам многочисленных исследований в области производственной гимнастики разработаны рекомендации, состоящие из примерных типовых схем комплексного использования форм производственной гимнастики для трудящихся различных групп труда (табл. 1). Они помогают рабочим и служащим поддерживать хорошее самочувствие и высокую профессиональную работоспособность в течение всего рабочего дня.
Таблица1
Примерная схема производственной гимнастики для различных профессиональных групп
Группы труда |
Основные характеристики труда |
Рекомендуемые физкультурные мероприятия в режиме рабочего дня |
I |
Преобладание небольших физических усилий, однообразные, монотонные движения, требующие внимания при малой двигательной активности. |
1. Вводная гимнастика. 2. Физкультпауза после 2ч. работы. 3. Физкультминутка после 3 ч. работы. 4, Физкультминутка спустя 1 ч. после обеда. 5. Физкультпауза в середине второй половины дня. |
II |
Равномерное сочетание физического и умственного труда, динамичные, разнообразные физические движения. |
1. Вводная гимнастика. 2. Физкультпауза после 2 ч. работы. 3. Физкультпауза в середине
рабочего дня во второй 4. Микропауза индивидуального, локального воздействия по мере необходимости. |
II |
Тяжелый физический труд |
1. Физкультпауза через 2 ч. работы в сочетании с пассивным отдыхом. 2. Физкультпауза во второй половине рабочего дня в сочетании с пассивным отдыхом. 3. Микропауза индивидуального, локального воздействия по мере необходимости. |
IV |
Умственный и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы, психических функций. |
1. Вводная гимнастика. 2. Физкультпауза. 3. Физкультминутка общего и локального воздействия. 4. Микропауза индивидуального характера. |
Информация о работе Производственная гимнастика для работников умственного труда