Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:00, реферат
Высокие темпы современной жизни порой заставляют людей забывать о некоторых важных вещах, например, о здоровье, как психоэмоциональном, так и о физическом. Его поддержание требует проведения определенного комплекса целенаправленных мер, но, к сожалению, люди более склонны не обращать внимания на проблему, пока она четко не даст о себе знать. Цель данного реферата заключается в установлении особенностей учебного труда студентов и определении на их основе комплекса средств физической культуры, позволяющего сохранять оптимальный уровень работоспособности в течение всего учебного года.
Введение........................................................................................................... 3
1 Особенности учебного труда студентов................................................... 4
1.1 Психофизическая характеристика интеллектуальной деятельнос- ти и учебного труда студентов...................................................................
4
1.2 Динамика работоспособности студентов и факторы, ее определяющие..............................................................................................
7
1.3 Понятие и внешние признаки утомления........................................... 11
2 Средства физической культуры для оптимизации учебного труда......... 14
Заключение....................................................................................................... 18
Список использованных источников............................................................. 19
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и методики социальной работы
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура»
на тему: «Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности»
Преподаватель ______________
Студент __________ ________________ _________
номер группы номер зачетной книжки подпись, дата
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................... |
3 |
1 Особенности учебного труда студентов..................... |
4 |
1.1 Психофизическая характеристика интеллектуальной
деятельнос- |
4 |
1.2 Динамика работоспособности студентов
и факторы, ее
определяющие.................. |
7 |
1.3 Понятие и внешние признаки утомления..................... |
11 |
2 Средства физической культуры
для оптимизации учебного |
14 |
Заключение.................... |
18 |
Список использованных источников.................... |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
Высокие темпы современной жизни порой заставляют людей забывать о некоторых важных вещах, например, о здоровье, как психоэмоциональном, так и о физическом. Его поддержание требует проведения определенного комплекса целенаправленных мер, но, к сожалению, люди более склонны не обращать внимания на проблему, пока она четко не даст о себе знать.
Тема поддержания и сохранения здоровья особенно актуальна для лиц умственного труда, в частности, для студентов. Сидячий образ жизни, низкая двигательная активность, накопление усталости вследствие неравномерного распределения нагрузок в течение семестра и как результат общее переутомление организма - все эти факторы ведут к ослаблению иммунитета, увеличивают риск респираторных заболеваний, пренебрегать которыми не особо стоит из-за риска развития серьезных осложнений, также ухудшается зрение, появляется остеохондроз и развиваются сердечнососудистые заболевания. В дальнейшем проблемы со здоровьем скажутся на успеваемости и работоспособности студента. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо позаботиться о своем здоровье уже сегодня, и в этом немалую помощь могут оказать средства физической культуры.
Цель данного реферата заключается в установлении особенностей учебного труда студентов и определении на их основе комплекса средств физической культуры, позволяющего сохранять оптимальный уровень работоспособности в течение всего учебного года.
1 Особенности учебного труда студентов
1.1 Психофизическая
Рассмотрение
Н.В. Шамшина с коллегами под психофизиологической характеристикой труда в целом понимает сопряженную характеристику изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности[1]. Безусловно, это справедливо и в отношении учебного труда студентов.
Многочисленными исследованиями установлено, что интеллектуальная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Так, мозговая ткань начинает потреблять значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. Изменение некоторых показателей газообмена также свидетельствует о напряженной умственной деятельности.
Что касается функций сердечнососудистой системы, то изменяются они незначительно: происходит увеличение кровенаполнения сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренностей - это указывает на то, что в данном случае сосудистые реакции обратны тем, которые бывают при мышечной работе. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление.
Другое дело, когда интеллектуальная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса в среднем 70,6 уд/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77,4 уд/мин. Такая же работа средней степени напряженности повышала пульс до 83,5 уд/мин, а при сильном напряжении - до 93,1 уд/мин. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88 -92 ударов в минуту, против 76 - 80 ударов в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, собранность и мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит, экзамен, частота сердцебиения нарастала до 118 - 144 ударов в минуту. Артериальное давление повышалось до 135/85 - 155/95 мм ртутного столба, против 115/70 мм ртутного столба в период учебных занятий.
При эмоционально напряженном умственном труде дыхание становится неравномерным, может учащаться и углубляться, наблюдаются его кратковременные остановки. Насыщение крови кислородом снижается на 80%[2]. Таким образом, высокая интенсивность учебного труда и нервно-эмоциональных перегрузок студентов может способствовать развитию заболеваний сердечнососудистой системы. Большие нагрузки в этом случае приходятся и на центральную нервную систему (ЦНС), что связано с активизацией процессов внимания, восприятия, анализа и запоминания информации. Многие факторы, сопровождающие интеллектуальную деятельность студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний.
Но помимо физиологических особенностей протекания интеллектуальной деятельности студент, по мнению Н.В. Шамшиной, в учебном процессе также сталкивается с рядом объективно существующих противоречий, к которым относятся:
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;
- между объективно
текущим постепенным,
- между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ[1].
Данные противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов. Психофизическое состояние зависит также от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести возраст, пол, состояние здоровья, величину учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент), работоспособность, утомляемость.
В итоге учебная деятельность, связанная с интеллектуальными перегрузками и нервно-психическим напряжением, является своеобразной проверкой организма студентов на прочность, особенно в периоды экзаменационной сессии.
1.2 Динамика работоспособности
студентов и факторы, ее
Н.В. Семенов определяет работоспособность как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности[2]. Можно говорить о том, что работоспособность показывает степень адаптации человека к самой работе.
Также Н.В. Семенов отмечает, что в каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1) физиологического характера - состояние здоровья, пол, питание, сон, общая нагрузка, отдых;
2) физического характера, воздействующие на организм через органы чувств - степень и характер освещения помещения, температура воздуха, шум;
3) психического характеpa - самочувствие, настроение, мотивация[2];
Таким образом, работоспособность обусловлена целым комплексом взаимосвязанных факторов.
Работоспособность студента характеризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня, недели, семестра, учебного года. В.А. Гриднев и А.М. Груздев дают краткое описание каждого временного периода:
- Учебный день
Период врабатывания составляет до 15-30 мин. и характеризуется образованием рабочей доминанты. Особое значение имеют установка и психологическая настройка. Далее идет период оптимальной (устойчивой) работоспособности длительностью 1,5-3 часа. Он обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменения проходящие в организме наиболее адекватны требованиям учебной деятельности. Третий период - период полной компенсации начальных признаков утомления волевыми усилиями и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной компенсации, нарастает утомление. Следующий этап характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением продуктивности и угасанием рабочей доминанты.
Однако рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием «волевого синдрома».
- Учебная неделя
В недельном учебном цикле период врабатывания наблюдается в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижения в последние дни недели. Данная закономерность может изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т.п.[3]
Что касается характеристики динамики умственной работоспособности студентов по семестрам и в целом за учебный год, то тут следует обратиться к работам М.Я. Виленского. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Октябрь и ноябрь охватывают период устойчивой работоспособности. Во второй половине декабря процесс занятий сопровождается эмоциональными переживаниями и работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов уровень работоспособности повышается. Экзамены служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, однако наблюдается тенденция к последовательному снижению показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии ввиду постоянного умственного перенапряжения и невозможности восстановления сил в за короткое время. За период зимнего каникулярного отдыха работоспособность постепенно восстанавливается.
Начало второго полугодия