Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:00, реферат
Высокие темпы современной жизни порой заставляют людей забывать о некоторых важных вещах, например, о здоровье, как психоэмоциональном, так и о физическом. Его поддержание требует проведения определенного комплекса целенаправленных мер, но, к сожалению, люди более склонны не обращать внимания на проблему, пока она четко не даст о себе знать. Цель данного реферата заключается в установлении особенностей учебного труда студентов и определении на их основе комплекса средств физической культуры, позволяющего сохранять оптимальный уровень работоспособности в течение всего учебного года.
Введение........................................................................................................... 3
1 Особенности учебного труда студентов................................................... 4
1.1 Психофизическая характеристика интеллектуальной деятельнос- ти и учебного труда студентов...................................................................
4
1.2 Динамика работоспособности студентов и факторы, ее определяющие..............................................................................................
7
1.3 Понятие и внешние признаки утомления........................................... 11
2 Средства физической культуры для оптимизации учебного труда......... 14
Заключение....................................................................................................... 18
Список использованных источников............................................................. 19
Для поддержания стабильного уровня работоспособности студенты должны отводить время для релаксации и рекреации. Первое понятие Н.В. Шамшина раскрывает как состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, посредством принятия спокойной позы. Второй термин трактуется как отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях[1].
Таким образом, студентам, желающим иметь высокую успеваемость и работоспособность в течение всего учебного года, необходимо подобрать для себя оптимальное сочетание труда и отдыха и стараться равномерно распределять нагрузки по ходу семестра.
1.3 Понятие и внешние признаки утомления
Длительная и напряженная умственная работа снижает возможности организма к ее эффективному продолжению, и как результат наступает утомление. Под утомлением Э.Н. Вайнер понимает временное снижение работоспособности, обусловленное выполненной работой. Далее он продолжает, что в биологическом отношении утомление представляет собой защитную реакцию, которая физиологически связана с развитием в ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает постепенно и вначале субъективно не ощущается, однако затем начинает проявляться рядом внешних признаков, которые применительно к умственному труду выражаются следующим образом (таблица 1). При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т.д.) [5]. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что утомление является сигналом организма к прекращению работы и началу физиологического восстановления.
Таблица 1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Объекты наблюдения |
Утомление | ||
Незначительное |
Значительное |
Резкое | |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула |
Движения |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка |
Интерес к новому материалу |
Живой интерес, задает вопросы |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Ю.А Суворов и В.А. Платонова обращают внимание на то, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе[6]. Вот почему при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает снижение работоспособности, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление. И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления.
Как отмечают Ю.А. Суворов с соавтором, утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором смена деятельности не помогает - только безудержно хочется спать. При таком систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т. д.(оценка степеней переутомления представлена в таблице 2)[6]. Приведенные факты свидетельствуют, что умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
Таблица 2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)
Симптомы |
Степень переутомления | |||
Начинающееся |
Легкое |
Выраженное |
Тяжелое | |
Снижение работоспособности |
Малое |
Заметное |
Выраженное |
Резкое |
Усталость при умственной нагрузке |
При усиленной нагрузке |
При обычной нагрузке |
При облегченной нагрузке |
Без видимой нагрузки |
Эмоциональные сдвиги |
Временное снижение интереса к работе |
Временами неустойчивость настроения |
Раздражительность |
Угнетение, резкая раздражитель-ность |
Расстройство сна |
Труднее засыпать и просыпаться |
Трудно засыпать или просыпаться |
Сонливость днем |
Бессонница |
Умственная работоспособность |
Не изменена |
Трудно сосредоточиться |
Временами забывчивость |
Заметное ослабление внимания и памяти |
Вегетативные сдвиги |
Временами тяжесть в голове |
Часто тяжесть в голове |
Временами головные боли, снижение аппетита |
Частые головные боли, потеря аппетита |
2 Средства физической культуры для оптимизации учебного труда
Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, Н.В. Шамшина с соавторами рекомендует следующие:
- систематическое изучение
- ритмичную и системную
- постоянное поддержание эмоции интереса;
- совершенствование
- организацию рационального
- отказ от вредных привычек:
употребления алкоголя и
- двигательную активность и
физическую тренировку, постоянное
поддержание организма в
физической тренированности;
- обучение студентов методам
самоконтроля за состоянием
- своевременные корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики[1].
Таким образом, приведенные выше мероприятия представляют собой комплексный подход к решению проблемы и должны быть соблюдены в совокупности.
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Общеизвестно, что исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха», суть которого заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших систем. В настоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность[5]. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование средств физической культуры является наилучшим способом восстановления умственной активности.
В этих целях Н.В. Шамшина указывает «малые формы» физической культуры, которые можно использовать в режиме учебного труда студентов. К ним она относит:
- Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
Ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
- Физкультурная пауза
Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после четырех часов занятий и продолжительностью пять мин. - после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.
- Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты)
В условиях длительных аудиторных занятий полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30 - 60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые два часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием[1].
Таким образом, использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
Исследования М.Я. Виленского и В.П. Русанова также позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:
1 вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;
2 вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения - 5 мин.;
3 вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55 - 60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5 - 10 мин.;
4 вариант - ежедневные занятия по 60 - 70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;
5 вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее двух часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15 - 20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5 - 2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45 - 60 мин. после 3,5 - 4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5 - 4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом[1].
В итоге для полноценного оздоровления условий жизни студентов в период экзаменов необходимо отводить время для двигательной активности, чему большинство студентов не следует. Но только при этом условии возможна нормализация процесса восстановления работоспособности, что важно для более продуктивной подготовки к последующим экзаменам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большие информационные перегрузки и
нервно-эмоциональное
Во избежание таких негативных последствий студенты должны с большей ответственностью относиться к организации своей учебной деятельности, в частности равномерно распределять нагрузки в течение семестра и поддерживать оптимальный баланс между режимами труда и отдыха.
Для предотвращения утомления и
повышения работоспособности
Все перечисленные мероприятия направлены как на повышение умственной активности студентов, так и на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, что позволит более качественно проходить учебный материал и повысит общий уровень подготавливаемых кадров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности : метод. указания / сост. : Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова, Е.А. Гаврилова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 40 с.
2 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / сост. : Н.В. Семенов. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. 15с.
3 Средства физической культуры в регулировании работоспособности: методические разработки / Сост. : В.А. Гриднев, А.Н. Груздев. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 16 с.