Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:00, реферат

Описание работы

Высокие темпы современной жизни порой заставляют людей забывать о некоторых важных вещах, например, о здоровье, как психоэмоциональном, так и о физическом. Его поддержание требует проведения определенного комплекса целенаправленных мер, но, к сожалению, люди более склонны не обращать внимания на проблему, пока она четко не даст о себе знать. Цель данного реферата заключается в установлении особенностей учебного труда студентов и определении на их основе комплекса средств физической культуры, позволяющего сохранять оптимальный уровень работоспособности в течение всего учебного года.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Особенности учебного труда студентов................................................... 4
1.1 Психофизическая характеристика интеллектуальной деятельнос- ти и учебного труда студентов...................................................................
4
1.2 Динамика работоспособности студентов и факторы, ее определяющие..............................................................................................
7
1.3 Понятие и внешние признаки утомления........................................... 11
2 Средства физической культуры для оптимизации учебного труда......... 14
Заключение....................................................................................................... 18
Список использованных источников............................................................. 19

Файлы: 1 файл

Физкультура реферат.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Для поддержания стабильного уровня работоспособности студенты должны отводить время для релаксации и рекреации. Первое понятие Н.В. Шамшина раскрывает как состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, посредством принятия спокойной позы. Второй термин трактуется как отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях[1].

Таким образом, студентам, желающим иметь  высокую успеваемость и работоспособность  в течение всего учебного года, необходимо подобрать для себя оптимальное  сочетание труда и отдыха и  стараться равномерно распределять нагрузки по ходу семестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Понятие и внешние признаки утомления

 

 

Длительная и напряженная умственная работа снижает возможности организма к ее эффективному продолжению, и как результат наступает утомление. Под утомлением Э.Н. Вайнер понимает временное снижение работоспособности, обусловленное выполненной работой. Далее он продолжает, что в биологическом отношении утомление представляет собой защитную реакцию, которая физиологически связана с развитием в ЦНС так называемого запредельного торможения. Оно нарастает постепенно и вначале субъективно не ощущается, однако затем начинает проявляться рядом внешних признаков, которые применительно к умственному труду выражаются следующим образом (таблица 1). При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т.д.) [5]. Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что утомление является сигналом организма к прекращению работы и началу физиологического восстановления.

Таблица 1 - Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

 

Объекты наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и  выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия


 

Ю.А Суворов и В.А. Платонова обращают внимание на то, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость является субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе[6]. Вот почему при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает снижение работоспособности, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление. И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления.

Как отмечают Ю.А. Суворов с соавтором, утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором смена деятельности не помогает - только безудержно хочется спать. При таком систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т. д.(оценка степеней переутомления представлена в таблице 2)[6]. Приведенные факты свидетельствуют, что умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

Таблица 2 - Краткая  характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

 

Симптомы

Степень переутомления

Начинающееся

Легкое

Выраженное

Тяжелое

Снижение работоспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Усталость при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегченной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные

сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительность

Угнетение, резкая раздражитель-ность

Расстройство

сна

Труднее засыпать и просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость

днем

Бессонница

Умственная работоспособность

Не изменена

Трудно сосредоточиться

Временами забывчивость

Заметное ослабление внимания и памяти

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Частые головные боли, потеря аппетита


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Средства физической культуры для оптимизации учебного труда

 

 

 

Среди мероприятий, направленных на повышение  умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, Н.В. Шамшина с соавторами рекомендует следующие:

- систематическое изучение учебных  предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную организацию  умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции  интереса;

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

- организацию рационального режима  труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- двигательную активность и  физическую тренировку, постоянное  поддержание организма в состоянии  оптимальной

физической тренированности;

- обучение студентов методам  самоконтроля за состоянием организма  с целью выявления отклонений  от нормы и

- своевременные корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики[1].

Таким образом, приведенные выше мероприятия  представляют собой комплексный  подход к решению проблемы и должны быть соблюдены в совокупности.

Различают отдых пассивный и  активный, связанный с двигательной деятельностью. Общеизвестно, что исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха», суть которого заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших систем. В настоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность[5]. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование средств физической культуры является наилучшим способом восстановления умственной активности.

В этих целях Н.В. Шамшина указывает «малые формы» физической культуры, которые можно использовать в режиме учебного труда студентов. К ним она относит:

- Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

  Ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

- Физкультурная пауза

Она призвана решать задачу обеспечения  активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после четырех часов занятий и продолжительностью пять мин. - после каждых двух часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.

- Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты)

В условиях длительных аудиторных занятий полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из пяти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антогонистов, мышц-сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30 - 60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые два часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием[1].

Таким образом, использование «малых форм» физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

 Исследования М.Я. Виленского и В.П. Русанова также позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1 вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;

2 вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения - 5 мин.;

3 вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55 - 60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5 - 10 мин.;

4 вариант - ежедневные занятия по 60 - 70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5 вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее двух часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15 - 20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5 - 2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45 - 60 мин. после 3,5 - 4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5 - 4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом[1].

В итоге для полноценного оздоровления условий жизни студентов в  период экзаменов необходимо отводить время для  двигательной активности, чему большинство студентов не следует. Но только при этом условии возможна нормализация процесса восстановления работоспособности, что важно для более продуктивной подготовки к последующим экзаменам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Большие информационные перегрузки и  нервно-эмоциональное напряжение, сопутствующие  учебному процессу в целом и в  период экзаменационной сессии проявляющиеся особенно сильно, ведут к снижению работоспособности и появлению утомления и усталости у студентов. А их дальнейшее попустительское отношение к систематическим перенапряжениям нервной системы в итоге приводит к развитию переутомления, что при некоторых неблагоприятных условиях создает опасность развития серьезных заболеваний. 

Во избежание таких негативных последствий студенты должны с большей ответственностью относиться к организации своей учебной деятельности, в частности равномерно распределять нагрузки в течение семестра и поддерживать оптимальный баланс между режимами труда и отдыха.

Для предотвращения утомления и  повышения работоспособности следует  переключатся на другие виды деятельности, особенно актуальным при умственном утомлении будет переход к  различным формам двигательной активности. В долговременной перспективе для  этих целей  студенты могут заниматься утренней гимнастикой, проводить физкультурные паузы и микропаузы в учебном труде с использованием физических упражнений (физкультминуты).

Все перечисленные мероприятия  направлены как на повышение умственной активности студентов, так и на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, что позволит более качественно проходить учебный материал и повысит общий уровень подготавливаемых кадров.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности : метод. указания / сост. : Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова, Е.А. Гаврилова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. 40 с.

2 Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности  / сост. : Н.В. Семенов. Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2008. 15с.

3 Средства физической культуры в регулировании работоспособности: методические разработки / Сост. : В.А. Гриднев, А.Н. Груздев. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 16 с.

Информация о работе Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности