Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание работы

1. Введение. Основные понятия 3
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 4
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 5
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 5
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 6
6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов 7
7. Типы изменений умственной работоспособности студентов 7
8. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период
экзаменов 8
9. Литература 9

Файлы: 1 файл

физ-ра печатать.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет: Управление

Кафедра : Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Физическая культура

На тему: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

 

 

 

 

                     Выполнила: Ахмедова А.М.

                                        Группы: УД 21.1/Б-13

                             Преподаватель: Шпилевая М.В.

 

 

 

 

 

Москва 2013

  •  Оглавление

  • 1. Введение. Основные понятия   3

  • 2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 4

  • 3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения  5

  • 4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов  5                               

  • 5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения  6

  • 6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов  7

  • 7. Типы изменений умственной работоспособности студентов  7

  • 8. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период 

  • экзаменов   8            

  • 9. Литература   9

    •                                                                                                                                  2

    • 1. Введение. Основные понятия

    Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения  нагрузок и интенсификацией во время  экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

    Психофизиологическая  характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

    Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

    Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

    Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

    Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

    Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

    Релаксация - состояние  покоя и расслабленности, возникающее  вследствие снятия напряжения после  больших физических нагрузок, сильных  переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной  расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.                                                                   3

    Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

    • 2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

    Важнейшим фактором обеспечения  высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

    противоречия между  большим объемом учебной и  научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;

    между объективно текущим  постепенным, многолетним процессом  становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно  быстрее самоутвердиться и проявить себя;

    между стремлением к  самостоятельности в отборе знаний с учетом личных.

    К трудностям относятся  целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный  эффект, который можно назвать  неприспособленностью студентов к  обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

      • резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
      • отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, астало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
      • ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";
      • сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)

    Профессиональная  адаптация - означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности.

    Социально-психологическая - адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей  

                                                                                                                                      4

            Дидактическая адаптация -  предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

    На психофизическом  состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

    Серьезным испытанием организма  является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень, информационный объем которых все время возрастает.

    Критическим и сложным  фактором перенапряжения студентов  является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неопределенности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.

    • 3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

    В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации  здравоохранения указывается, что  увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

    К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных  и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена работы и профессии и т.п.

    Длительная напряженная  умственная работа снижает также  возможности организма к ее качественному  продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние  усталости, которое появляется перед  наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение                 5 работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде.

    При систематическом  перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

    Объективными  признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

    Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

    • 4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

    Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов  и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные  знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

    Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности