Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание работы

1. Введение. Основные понятия 3
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 4
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 5
4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 5
5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 6
6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов 7
7. Типы изменений умственной работоспособности студентов 7
8. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период
экзаменов 8
9. Литература 9

Файлы: 1 файл

физ-ра печатать.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В каждый момент работоспособность  определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

  • 5. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.                              6

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

  • 6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной работоспособности  студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение  учебных предметов студентами  в семестре, без "штурма" в  период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную  организацию умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции интереса;

- совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

- организацию рационального  режима труда, питания, сна  и отдыха;

- отказ от вредных  привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

- ДА и физическую  тренировку, постоянное поддержание  организма в состоянии оптимальной  физической тренированности;

  • обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

  • 7. Типы изменений умственной работоспособности студентов

Исследования показывают, что работоспособность у студентов  имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений  работоспособности в учебном  труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят  преимущественно лиц с сильным  типом нервной системы, способных          7 длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

  • 8. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов

Критическим и сложным фактором адаптации студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности: сдаст студент экзамен или нет, какую оценку получит и т. д. Степень напряженности в период экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей. Время самоподготовки увеличивается до 8-9 часов, интенсивность умственного труда повышается на 85-100 %, частота сердечных сокращений достигает 85-95 уд/мин, а перед входом в экзаменационную комнату - до 120-145 уд/мин., артериальное давление - до 135/85 - 155/95.

Надо помнить, что резервы  нашего организма следует использовать постепенно, особенно в студенческом возрасте, когда и резервов в избытке и стрессов достаточно. Огромную неоценимую помощь в повышении работоспособности (как умственной, так и физической) для снижения эмоциональных перегрузок оказывают занятия физической культурой. Отмечается взаимосвязь организма с внешней средой и, в частности, подверженность его биоритмам. В экзаменационный период затрудняется освоение новых упражнений, уменьшается уровень внимания и сознательный контроль за выполнением упражнений, проявляются старые ошибки в выполнении упражнений, ухудшается сформированность двигательных навыков. При объемных нагрузках быстро наступает усталость.

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                                                                            8

    • 9. Литература

    1. Кучеренко В.З., Агарков Н.М., Яковлев А.П., Васильев С.Л. // Социальная гигиена и организация здравоохранения.(2005)
    2. Косинов С.А.// Психофизические основы научной  (2007)
    3. http://works.doklad.ru/view/zB7SGthIDGY.html
    4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-13313.html?page=4

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                                                                      9


  • Информация о работе Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности