Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 15:29, курсовая работа
Основные критерии спортивного характера:
- стабильность выступлений на соревнованиях;
- улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
- более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
- лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки спортсмена
1.1 Понятие «психологическая подготовка» …………………………….7
1.2 Содержание и структура психологической готовности спортсмена к соревнованию………………………………………………………………11
1.3 Диагностика состояния психической готовности спортсмена……..15
1.4 Воспитание воли………………………………………………………20
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки
2.1 Организация работы психолога……………………………………….23
2.2 Оценка психологических показателей тренированности…………....29
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………
Для выяснения возможности произвольной регуляции двигательных действий: теппинг-тест с установками “максимально быстро – вдвое медленнее”, “спокойно – вдвое быстрее”, или “медленно” (Ю.Я. Кисилев), этот же тест в следующей модификации “в удобном темпе – замедленно”, “в удобном темпе – максимально быстро”, “в удобном темпе”.
Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию, в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу, то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию, о путях и средствах преодоления пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.
1.4 Воспитание воли
Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Воспитание воли спортсмена – одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки спортсмена – научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях.
Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания.
Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во-первых, вырабатывать у занимающихся активные, положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и, во-вторых, правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки.
Следует убеждать спортсменов, что даже самый средний спортсмен, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой, сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории спорта очень много.
Выработав серьезное отношение и интерес к спорту, следует развивать у спортсмена стремление к самовоспитанию воли.
Спортсмена необходимо убедить в том, что для достижения мастерства и успеха на ринге нужно научиться управлять своим настроением и чувствами, самокритично относится к поражениям, в недостатках в технике и тактике не обвинять тренера, судей и окружающих.
Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом деятельности спортсмена, и стимулом для совершенствования качеств воли.
Методика воспитания у спортсменов волевых качеств, предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами во время тренировки и выступлений.
Для того чтобы стимулировать волевые усилия спортсмена на преодоление все возрастающих трудностей, в тренировке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только стимулирует волевые качества спортсменов, но и вырабатывает у спортсменов соответствующие установки, создает такие оптимальные состояния, которые способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху.
Их можно разделить на 2 группы: методы словесного и методы смешанного воздействия.
К методам словесного воздействия относятся: разъяснения, убеждения, одобрения, похвала, требования, приказ, примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов, критика и др.
К методам смешанного воздействия относятся: поощрения, награждения, одобрения, наказание, срочная информация о результатах действия, специальные упражнения для самонастройки, упражнения для отвлечения от неприятных мыслей.
Эффективность методов словесного воздействия, зависит во многом от авторитета тренера, его умения подобрать нужные слова и примеры, оказывающие на них, эмоциональное влияние, логичности и образности речи, правильности замечаний.
Применяя методы смешанного воздействия, тренер, помимо слов использует наглядный показ, отзывы других людей, различные упражнения и прочее. Он может поощрить спортсменов, похвалить их от имени коллектива, прочитать отзывы о соревнованиях в печати.
Воспитывая волевые качества, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только на соревнованиях, и тренировках, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена.
Умение тренера заставлять, побуждать спортсмена постоянно преодолевать трудности тренировки, быть дисциплинированным, твердо выполнять режим и распорядок дня, играет огромную роль в волевой подготовке.
Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у спортсменов – то не эпизодическая работа тренера, которую он проводит перед соревнованием, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей многолетней подготовки спортсменов.
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки
Психологическая подготовка спортсмена должна включать средства и методы формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в связи с условиями соревнований.
Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений, приемов, которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки.
2.1 Организация работы психолога
Психолог, начинающий работать с командой спортсменов, нередко сталкивается с рядом трудностей. Они возникают из-за того, что психолог, правило, не может присутствовать в команде на всем протяжении подготовки спортсменов. Однако, если он работает с ними достаточно долго, ему очень непросто увязать свою деятельность с ежедневным тренировочным процессом, сделать свою работу его органической составной частью.
Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог, который помогает спортсменам осваивать, закреплять и совершенствовать основы спортивного мастерства, и воспитатель, а значит, не может не быть психологом.
Он должен систематически, целенаправленно руководить психологической подготовкой спортсменов, последовательно воспитывать у них умения контролировать себя, применять индивидуально значимые методы саморегуляции психического состояния, вводить в особое психическое состояние, в котором наиболее полно реализуют физические и технические возможности.
Поэтому главная задача профессионального психолога – быть нужным в первую очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической подготовки спортсменов, выполнять ту работу, которую сам тренер выполнить не может. Вся эта работа должна носить комплексный характер. Очень важно, чтобы тренер и врач понимали конкретные назначения всех мероприятий, выполняемых или планируемых психологом и активно участвовали в них. Кроме того, необходимо систематически подводить итоги этой совместной деятельности и намечать новые цели и задачи.
Выделим этапы вхождения психолога в команду спортсменов:
В этой беседе излагаются основные задачи психорегуляции и рассматриваются плановые варианты подготовки команды и отдельных спортсменов.
2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции, а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах
В беседе с тренерами намечаются спортсмены, которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции.
Согласуется форма беседы тренера со спортсменами о важности и необходимости мероприятий по психорегуляции. Этот момент играет чрезвычайно серьезную роль, т. к. тренер изначально должен задать правильный тон всей работе, показать свою заинтересованность в ней, и настроить спортсменов на то, что проводимые мероприятия имеют большое значение для них.
3. Беседа тренеров со спортсменами о пользе и необходимости психорегуляции.
В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции.
4. Короткая лекция психолога о значении психорегуляции.
Внимание спортсменов следует сконцентрировать на важность обучения методам саморегуляции, подчеркнув, что гетерорегуляция нужна на первом этапе, когда ауторегуляция не получается. Необходимо сказать о доминирующей роли самого спортсмена, о том, что функции психолога сводятся только к консультации и разумным подсказкам.
5. Специальная беседа с лицами, нуждающимися в психорегуляции.
В этой беседе необходимо выявить индивидуальные особенности каждого спортсмена, чтобы учитывать их в дальнейшем, в ходе психорегулирующих мероприятий.
Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей деятельности. Работа должна быть четко спланирована.
В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов
В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам работоспособности и нервно-эмоционального напряжения. Каждый спортсмен должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям.
2. Обучение спортсменов
навыкам произвольной
Мероприятия по обучению этим навыкам сочетаются обычно c теоретическими занятиями, когда спортсменам поясняют психофизиологический смысл формируемых состояний, механизмы возникновения тех или иных ощущений, анализируют ошибки и рассматривают варианты их устранения с помощью средств саморегуляции.
3. Непосредственные
обучения самоконтролю и
Этот раздел работы состоит из двух этапов. На первом этапе спортсмены выполняют все необходимые для паузы психорегуляции (физические упражнения исключаются).
Психолог лишь подает команды, выделяя периоды расслабления, переходную стадию и стадию идеомоторной тренировки.
Внимательно наблюдая за позами спортсменов, фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы, он составляет представление о том, насколько успешно происходит расслабление.
В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали, что им мешало. На втором этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации.
Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений, которые являются составными компонентами образа, а также умение их поэлементно тренировать, а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия, фиксируя их и постоянно удлиняя во времени.
5. Организация и контроль проведения пауз психорегуляции.
Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в команде нет психолога, а тренер и врач не могут его заменить. Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов.
В этом разделе работы наиболее полно реализуются задачи конкретной психологической настройки на предстоящую деятельность, а также закрепления и автоматизации элементов спорт деятельности.
Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что главный психолог в команде – он сам.
Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен им передаются его эмоции и настроение. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов так же, как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам дополнительные силы и волю к победе.
Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию