Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 15:29, курсовая работа
Основные критерии спортивного характера:
- стабильность выступлений на соревнованиях;
- улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
- более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
- лучшие результаты, чем в предварительном выступлении.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы подготовки спортсмена
1.1 Понятие «психологическая подготовка» …………………………….7
1.2 Содержание и структура психологической готовности спортсмена к соревнованию………………………………………………………………11
1.3 Диагностика состояния психической готовности спортсмена……..15
1.4 Воспитание воли………………………………………………………20
Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки
2.1 Организация работы психолога……………………………………….23
2.2 Оценка психологических показателей тренированности…………....29
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………
Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную психологическую подготовку, которая направлена на становление необходимых психических функций.
В этом раздел входят дополнительные мероприятия, проводимые психологом в команде: текущее обследование спортсменов, составление индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и т.п.
На основе принципов комплексной психорегуляции сложилась определенная система последовательного обучения спортсменов саморегуляции, условно названная психодидактикой.
Под психодидактикой понимается сочетание использованных средств и методов психорегуляции, направленных на поэтапное совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции.
На первом этапе предусматривается использование различных средств и методов гетерорегуляции с целью создания у спортсменов представления о том, что он должен достигнуть самостоятельно. Важно формировать в сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и ощущениями тяжести тела, прохлады, легкого тела, ясной головы и т.п.
В этот период используются различные аппаратурные и вербальные средства гетерорегуляции. Роль спортсмена в основном пассивная: все ощущения ему создают, а он лишь фиксирует их в памяти.
На втором этапе спортсмен уже сам должен учиться формировать ощущения. Процесс саморегуляции ведется с помощью вспомогательных средств и без них. Здесь важно найти “ключ к себе”, т.е. конкретный технический прием, конкретное средство самовоздействия, с помощью которого можно будет добиться необходимой стадии расслабления, или наоборот, мобилизации. На третьем этапе отработанная, индивидуально значимая система саморегуляции автоматизируется. Важно, что на уровне представлений эти реакции настолько отработаны, что могут реализовываться практически мгновенно.
Человек при этом может даже полностью не осознавать нового ощущения, но оно уже способно включать комплекс полезных и рациональных защитных психофизиологических механизмов. Например, у спортсмена появляется чувство боли в боку, по механизму само приказа немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла или срабатывает так называемая реакция само анестезии, когда спортсмен как бы не замечает боли. Другой пример: когда во время ведения боя появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса факторов лежащих в основе утомления, также рациональнее вместо настройки на терпение получить само приказ: “Я ничего не чувствую “или “тело легкое, невесомое, нет никаких мыслей “.
На третьем этапе идет систематическая тренировка степени доминирования конкретных состояний, которые уже сформированы и имеют конкретное выражение. Третий этап еще до конца не разработан в методическом плане.
Спортсмен на этом этапе может сравниться с актером, который выучил роль, сыграл в первых спектаклях, но продолжает совершенствовать образ, который он создает. Главное в систематическом сотрудничестве психолога и тренера – подготовка спортсмена к конкретным соревнованиям.
2.2 Оценка психологических показателей тренированности
К психологическим показателям тренированности спортсмена относят различного рода данные о сенсомоторных, перцептивных, мнемических, эмоциональных и других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов.
В спорте оценке психологических показателей тренированности уделялось и уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке двигательных реакций спортсменов, поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности. Двигательные реакции бывают простые, сложные и антиципирующие.
В последнее время для определения специфических реакций использовалась аппаратура, позволяющая моделировать условия характерные для деятельности спортсменов.
Чувство времени у спортсмена можно определить с помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку или заряд секундомера на определенной точке, а затем повторить все это, но уже без зрительного контроля. Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций.
Для оценки психических состояний, и в частности эмоционального состояния, чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления. (ЭКС)
Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат тремометры самых разных конструкций. Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при исследовании предстартового состояния спортсмена. В се описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны, не требуют много времени.
К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно, поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа, на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпретация данных полученных с его помощью.
Заключение
Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям
– это результат индивидуальной интеллектуально-
Внутренняя психологическая неготовность – это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои – соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна – две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.
Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей – решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия.
Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.
Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.
Большое значение имеет иногда специальная психологическая “настройка” на предстоящее действие – соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.
В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения – мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках.
Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний – саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить, что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.
Вот несколько приемов, описанных О.А. Черепановой в книге “Соперничество, риск, самообладание в спорте” [30]:
1. Преднамеренная задержка
2. Специальные двигательные
3. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении.
4. Специальные виды самомассажа.
От энергичности движений
5. Развитие произвольного
6. Упражнения на расслабление
и напряжение различных групп
мышц воздействует на
7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе.
Таким образом:
1) Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях.
2) Все психические состояния
и процессы в спортивной
3) Роль психорегуляции в круглого
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С. 18-20.
2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности. Изд.: Психология в спорте. – Омск, 1998. – С. 13-15.
3. Биологические и
4. Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 84-85.
5. Волынкина Г.Ю., Суворова Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. – Ленинград, 1981. – С. 82-84.
6. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С. 48, 56.
7. Генов Ф.П. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 148-150.
8. Гогунов Е.Н. Психология спорта: Учеб. пособие для студ. фак. Физкультуры – Тольятти, 1997.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений – М. издательский центр «Академия» 2000.
10. Джероян Г.Ф., Худадов Н.А. Предсоревновательная подготовка боксера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 154, 167.
11. Желязков Ц.О. Сущности спортивной формы. // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №7.
12. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. – М.: ФиС, 1967. – с. 168-236.
13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 320 с.
14. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высш. школа, 1983.
15. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
16. Кретти Б. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С. 11-12.
17. Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – С. 64, 84.
18. Легурский К.Е. Методика психодиагностики в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – С. 64, 89.
19. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 167 с.
20. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977.
21. Новикова А.Д. Теория и методы физического воспитания.
22. Найгоф Р. Некоторые принципы и критерии увеличения нагрузок при воспитании общей и специальной выносливости. Опыт наших друзей. – М.: Спорткомитет СССР, 1982. – 31 с.
23. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена. – М.: ФиС, 1959. – 128 с.
Информация о работе Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию