Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юнных спортсменов в избранном виде спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

Психологический отбор и спортивная ориентация — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Психологический метод отбора — это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

1.Требования вида спорта к психическим процессам

и личности спортсмена на примере кикбоксинга……………………...4

2. Представление «батареи» психодиагностических методик

для проведения спортивной ориентации и отбора……………………..9

Заключение………………………………………………………………… 15

Список использованной литературы……………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юнных спортсменов в избранном виде спорта -ПР.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Учитываются исходный уровень, изменение показателей  обследования с возрастом и под  влиянием тренировки, связь этих показателей  со спортивными достижениями.

     На практике чаще используют отбор, а не ориентацию. Ведь технология осуществления ориентации намного сложнее, чем отбора.

При ориентации необходимо рассмотреть множество  видов спорта и выбрать в конечном итоге один, наиболее подходящий конкретному  человеку.

При этом усложняется процедура тестирования (большое количество тестов) и анализ полученных данных. При отборе же мы имеем дело с одним видом спорта. А по большинству видов спорта уже разработаны батареи тестов для отбора.

     Спортивный  отбор проходят все участники  спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты  из комплексной научной группы и  т. д. Часто назначение определенного  тренера сборной команды оказывает  значительно большее влияние  на спортивные достижения, чем включение  в нее самого сильного спортсмена.

     В спорте различают три основных направления  применения психодиагностических методик.

  1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).
  2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).
  3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную.

     В процессе отбора спортсмена сначала  путем прогнозирования возможно более точно определяются будущие требования к соревновательному потенциалу спортсмена.4

     Психологический метод - важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства включает в себя определение:

  а) особенности темперамента;5

    б) особенности характера;

    в) степень развития волевых  качеств.

     Современные методы исследования психических особенностей позволяют определить типы темпераментов, учёт которых представляет интерес  для спортивной ориентации юных спортсменов. В соответствии с классификацией Шелдона, могут быть выделены типы: висцеротоник, соматотоник   и церебротоник.6

     Не  отрицая положительного значения данной классификации, следует отметить её условность, отсутствие чётких критериев  оценки психических свойств индивидуума.

     Психодиагностические  методики, применяемые по спортивной ориентации и отбору различают:7

     - По направленности на изучение  индивидуальных особенностей, черт  личности, состояний:

  • методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.);
  • личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.);
  • социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественных отношений);
  • методики изучения особенностей мышления;
  • методики для выявления патологических особенностей психики, характера;
  • методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Popшаху и др.);
  • общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления);
  • методики для изучения психических процессов: памяти,
  • внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);
  • методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);
  • психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);
  • изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);
  • изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений);
  • оценка психических состояний (опросники Спилбергера – Ханина, САН и др.).

      - По форме применения методики :

  • наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);
  • беседа (индивидуальная и групповая);
  • опросники и анкеты (открытые и закрытые);
  • социометрические методики;
  • применение бланковых тестов (индивидуальные и групповые) ;
  • применение аппаратных тестов (индивидуальные и групповые) ;
  • обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;
 
     
  • специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации  и точности движений и др.);
  • комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения).

     - По способам применения:

  • аналитические тесты (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей);
  • синтетические тесты (направленные на блоки свойств);
  • комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности);
  • пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения и тренировки, адаптации).

     Эти методики направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия, без которого спорт, где главным содержательным элементом является соревнование, быть не может.

     Социологические критерии отбора включают характеристику мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели, характеризующие формирующие влияние спорта, семьи, коллектива. Эффективность отбора во многом зависит от своевременного и объективного выявления интереса детей

 и  подростков к занятиям тем  или иным видом спорта. Большое значение имеет всесторонний анализ причин отсева юных спортсменов, проявивших задатки для успешного спортивного совершенствования на первых этапах многолетней тренировки.[3, 8]

     Спортивные  способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при  прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего, на те которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности.

     Психологическая методика спортивного отбора входит в систему многолетней подготовки спортсменов на всех её этапах8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    На  основании изученного материала, можно  сделать соответствующие выводы:

    На  основе психологического метода, правильно  спланированная система спортивной ориентации и отбора – важнейший  фактор, предопределяющий степень успешности тренерской деятельности, которая, в  первую очередь, выражается в высокой  результативности его воспитанников  и степени их самореализации.

     В результате применяемой методики, на примере отбора в кикбоксинг, происходит выявление черт личности, имеющих важнейшее значение для спортсмена высокого класса, таких как: высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Кроме того, выделяют: тревожность, уверенность в себе, терпимость к боли, авторитарность, самоконтроль или эмоциональная устойчивость, спортивная внешность и интеллектуальный уровень.

     Основной  задачей психологической методики отбора и ориентации спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости (мужества), настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли).

     Знание  различных методик, приемов изучения и оценки индивидуальных особенностей, черт личности спортсменов в существенной мере повышает возможности их обучения, тренировки, воспитания.

     Результаты  психологического тестирования в настоящее  время широко используются при отборе в спортивные секции, комплектовании сборных команд для участия на ответственных состязаниях. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Головина  Л.Л. Физиологические особенности  некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М, 2004. – 256 с.
  2. Воронов Ю.С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном

        ориентировании: Учебное пособие. - М.: ФСО РФ,2005. - 65 с.

  1. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия.  - СПб.: Питер, 2002. – 374 с.
  2. Вяткин Б.А. Темперамент и способности в спортивной деятельности. /Вяткин Б.И. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002. – с. 115-127.
  3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
  4. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте/В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, В.А.Плахтенко, Л.К.Серова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 230 с.
  5. Шварц В.Б., Хруцев СВ. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: ФиС, 1984. - 151с.
  6. http://www.fizkult-ura.ru/node/1308

         http://spurtup.com/post/4952 


Информация о работе Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юнных спортсменов в избранном виде спорта