Содержание:
- Введение
- Мотивация спортивной деятельности
- Средства спортивной деятельности
- Результат спортивной деятельности
- Психологические особенности общения в спорте
- Характеристика групповой сплоченности
- Заключение
- Литература
Введение
Одним из самых
эффективных путей познания собой
окружающего мира, источником положительных
эмоций являются различные игры,
например спортивные. Игра вызывает
активизацию мыслительной деятельности
обучающихся, способствует расширению их кругозора, совершенствованию всех
психических процессов, развитию физических
способностей, стимулирует естественное
развитие организма человека. Кроме того,
она воспитывает важные для любого человека
качества, связанные с умением общаться
и взаимодействовать в коллективе, отвечать
за свой личный вклад в результат коллективной
деятельности.
Интересной проблемой является межличностные
отношения во время тренировочного процесса.
Успех в командных видах спорта зависит
от многих психологических показателей:
взаимопонимание, сыгранность, взаимовыручка.
Особую роль играют межличностные отношения.
Сплочённость единой команды достигается
наличием единой цели – победы. Игроки
много времени проводят вместе на тренировках.
Поэтому система отношений должна приносить
чувство удовлетворения от пребывания
в таком коллективе. Большое влияние на
формирование межличностных отношений
в команде оказывает деятельность тренера.
Несмотря на сложности
и противоречия в поведении
растущего спортсмена, во внутренних
и внешних условиях их развития, важнейшим, психологическим
моментом развития личности в начале подготовки
будет он сам, так как идёт активное осознание
и оценивание себя как личности в футболе.
Соответствующий подбор
команды и умение руководителя
научить не только техническому и тактическому мастерству,
но и взаимопониманию всех участников
группы – это залог победы и успеха в соревнованиях.
Таким образом, одним из важнейших показателей
«командности» является характер сложившихся
межличностных отношений в коллективе
спортсменов, где ведущую роль играет
личность тренера.
Наряду с этим
коллектив ставит перед собой
также цели и задачи, направленные
на общее развитие определённого
вида спорта, не только применение
уже известных средств и методов,
но и проверку их на опыте, развитие, совершенствование.
Цель: рассмотреть психологические
особенности спортсменов, занимающихся
футболом.
Обращение к специальной
методической и научной литературе
позволило определить следующие
задачи:
- рассмотреть психологическую структуру спортивной деятельности;
- обосновать психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива;
- изучить особенности возникновения и формирования взаимоотношений в малой группе.
- Мотивация спортивной деятельности.
Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо
больше, чем тех, кто сделал карьеру в спорте.
Очевидно, спортивная деятельность является
достаточно трудной, и владение ею на высоком
уровне доступно далеко не каждому. Овладение
спортивной деятельностью связано с освоением
её психологической структуры, в которой
выделяются три блока: мотивация, средства
и результаты деятельности.
Мотивация спортивной
деятельности. Это блок, без которого
деятельность просто не может
начаться. Блок мотивации образуют:
потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Потребность,
или ощущение человеком нужды в чём-либо,
означает нарушение равновесия с окружающей
средой. Психологически это всегда связано
с возникновением внутреннего напряжения,
более или менее выраженного дискомфорта,
от которого можно избавиться, лишь удовлетворив
соответствующую нужду. Именно поэтому
любая потребность пробуждает так называемую
поисковую активность, направленную на
поиск способа её удовлетворения.
Любая наша потребность
может быть удовлетворена разными способами. В принципе, человек может
выбрать любой способ из тех, которые он
знает, но реально сфера его выбора лимитируется
конкретными условиями жизни. Иногда сами
жизненные обстоятельства подталкивают
к выбору определённого пути. И тогда выбор
происходит сам собой, без ясного осознания
процесса. Часто именно так, спонтанно,
происходит выбор спортивной деятельности
как способа удовлетворения сначала, может
быть, только одной, а затем – целого комплекса
потребностей.
Мотив – побуждение
к определённой активности, к удовлетворению потребности
определённым способом. Разные способы
удовлетворения потребности могут конкурировать
друг с другом. В этой конкуренции обычно
побеждают мотивы, отражающие доступность
для человека определённого вида деятельности
и его представления о собственных способностях
к ней. Если потребность является источником
активности, то мотивы придают этой активности
определённое направление и удерживают
человека в рамках данного пути. Для спортивной
деятельности характерно большое разнообразие
мотивов. Это вполне объяснимо по физическими
и психическими напряжениями, и человек
должен знать, во имя чего он напрягается.
Таблица 1 Классификация
мотивов спортивной деятельности.
Если мотивы определяют
выбор пути, направления движения, то цели,- насколько далеко человек намерен
пройти по данному пути. В психологии цель
определяется как образ предполагаемого
результата деятельности, того, к чему
человек хочет прийти к концу деятельности
или конкретного её этапа. Цели же всегда
осознаваемы и являются итогом мысленной
работы, в процессе которой человек пытается
в идеальной форме разрешить противоречие
между требованиями спортивной деятельности,
её конкретными условиями, с одной стороны,
и собственными возможностями, способностями
адаптироваться к этим условиям и требованиям,
с другой. Поэтому цель выступает в качестве
регулятора активности, влияя на выбор
конкретных средств достижения желаемого
результата.
Таким образом,
блок мотивации выполняет в
структуре спортивной деятельности
следующие функции:
- является пусковым механизмом деятельности;
- поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
- регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
- Средства спортивной деятельности.
К ним относятся
способы и условия деятельности.
В качестве упражнения – тренировочные
и соревновательные. Каким из
этих способов деятельности спортсмен
будет отдавать предпочтение, зависит,
с одной стороны, от его целей, а с другой стороны
от условий деятельности – объективных
и субъективных. К числу объективных условий
можно отнести общие требования спортивной
деятельности, специфические требования
вида спорта, а также конкретные условия
спортивной карьеры и жизни спортсмена,
включая, например, материальную базу
для тренировок, качество инвентаря, квалификацию
тренера и используемые им технологии
обучения и т.п. Субъективными условиями
спортивной деятельности являются природные
задатки, развитые в специализированном
направлении психические процессы (ощущение,
особенности внимания, памяти, мышления
и т.п.), доминирующие тренировочные и соревновательные
психические состояния, спортивно-важные
психические свойства (черты спортивного
характера, специальные способности) и
опыт спортсмена, воплощённый в знаниях,
умениях и навыках. Субъективные условия
спортивной деятельности формируются
в процессе физической, технической, тактической,
теоретической и психологической подготовки,
т.е. специально организованной высокой
двигательной, а также психической активности
спортсмена.
Обобщённо, объективные условия
деятельности – это уровень
требования к спортсмену, субъективные
– это его возможности плюс
активность, нацеленная на расширение
и повышение этих возможностей.
- Результат спортивной деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности
складывается, трансформируется на
протяжении всей спортивной карьеры,
реализуя функцию согласования,
уравновешивания объективных и
субъективных условий деятельности
и отражая ту закономерность,
что человек не только сам приспосабливается
к деятельности, но и приспосабливает
деятельность к себе.
В целом блок средств спортивной
деятельности обеспечивает практическую
реализацию целей и планов
спортсмена, превращая образы предполагаемых
результатов деятельности, в её реальные
эффекты. Результаты спортивной деятельности
их рассматривают в узком и широком смыслах.
В узком смысле это конкретные спортивные
достижения, выраженные в секундах, метрах,
баллах и т.п. результаты спортивной деятельности
в широком смысле с влиянием спорта на
развитие человека и человеческого общества.
Результаты спортивной деятельности
в широком и узком смысле
тесно взаимосвязаны. Достижения
в развитии спортсмена воплощаются
в динамике его спортивных
результатов, которые, в свою очередь,
влияют на самооценку спортсмена и «масштабность»
его личности в целом. Кроме того, очевидно
и «социальное звучание» спортивных рекордов,
раскрывающих возможности человека в
сфере двигательной деятельности и поднимающих
престиж не только спортсменов, но и его
тренера, команды, страны.
- Психологические основы общения в спорте.
Футбол – это не только,
а может, и не столько, единоборство
на поле, сколько большая подготовительная
работа к игре. Это психологическое
единоборство «тренер-игрок», в котором
тренер должен уметь не всегда побеждать.
Это как в философии восточных единоборств:
нужно уметь грамотно уступить в малом,
чтобы потом выиграть в гораздо большем.
И здесь огромное значение имеют личностные
качества тренера. Главный тренер был,
есть и остаётся при любых современных
веяниях в тактике и построении учебно-тренировочного
процесса – педагогом, чутким психологом.
В нормальных условиях
поведение человека в основном
контролируется мышлением и волей.
Однако индивидуальные особенности влияют на поведение человека.
Есть люди, в поведении которых преимущественно
представлен импульсивный уровень. Для
других в большинстве случаев характерно
поведение, контролируемое сознанием.
Фиксированные установки, образовавшиеся
у спортсмена в процессе подготовки к
соревнованиям и определяющие его поведение
в соревновании, часто носят сравнительно
общий характер.
Возраст самый трудный
для тренеров и самый критический
для самих воспитанников. Главное
для педагога – удержаться
от случайных ошибок, неосторожных действий и поступков.
Результат таких мероприятий – это нормальные
отношения между воспитанниками. И если
сам тренер будет интересен воспитаннику,
то он завоюет его уважение и будет авторитетным
наставником. Разумное поддержание положительных
межличностных связей между тренером
и ребёнком значительно облегчает процесс
обучения, так как при них ученик более
внимательно и охотно усваивает информацию
тренера. Ребёнок должен понимать, что
от него хотят, он воспринимает футбол
по-иному. В таком возрасте не следует
слишком загружать игровыми заданиями,
поскольку они трудно и без желания запоминаются
игроками. Спортсмена необходимо настроить
на хороший микроклимат, на доброе взаимопонимание
с окружающими.
Спортивная деятельность
определяет некоторые особенности общения спортсменов,
которые, взаимодействуя между собой,
решают двигательные задачи. К таким особенностям
относятся:
- общение спортсменов между собой по поводу выполняемых функций;
- зависимость уровня общения между спортсменами от стажа их совместной спортивной деятельности;
- зависимость содержания, направленности и используемых средств от уровня знаний спортсменов друг о друге;
- зависимость особенностей общения взаимодействующих партнёров от совпадения их представлений о возможных путях решения тех или иных двигательных задач;
- зависимость общения между спортсменами от статусно-ролевых отношений;
- влияние на общение уровня технико-тактической и физической подготовленности взаимодействующих спортсменов и соответствие подготовленности одного партнёра относительно другого.
К особенностям
спортивного коллектива относится
её обособленность от окружения,
благодаря существованию ограничений
на число членов, наличию специфических
узкогрупповых целей и внутригрупповой
системы ценностей. Спортивная
группа имеет чёткие определённые задачи,
на решение которых направлены усилия
всех членов. Основной общегрупповой целью
является достижения высоких личных и
групповых спортивных результатов. Общегрупповая
цель способствует кооперации, взаимодействию
всех членов группы для достижения поставленной
цели, служит основанием для создания
оптимальных межличностных взаимоотношений.